Сначала глобальная война, потом глобальная революция?
Сначала глобальная война, потом глобальная революция?
Мы, люди, странные создания. Мы обладаем отличными инструментами чувственного восприятия, но при этом часто неуклюже врезаемся в кирпичную стену из-за того, что просто не смотрим прямо перед собой. История повторяется, она зачастую предсказуема и потешается над нами. А мы предпочитаем игнорировать ее на свою беду. Именно поэтому мы вновь оказались на пороге еще одной глобальной войны (видимо, Первая и Вторая мировые войны были недостаточно разрушительными). А я невольно задаюсь вопросом, не случилось ли так, что сильные мира сего вдруг решили своими руками выкопать собственные могилы.
Глобальные войны, как правило, превращаются в яркие ориентиры, отделяющие историю "до" от истории "после". Общества меняются. На первое место выходят новые идеи. Экономики трансформируются. И против старых, закрепившихся порядков, которые несли несчастья и жестокость невероятных масштабов, всегда поднимаются бунты.
Независимость Америки
Пока Англия и Франция боролись друг с другом за глобальное господство в Семилетней войне в середине XVIII века, американские колонии постепенно "выковывали" свою национальную идентичность, сражаясь бок о бок во Франко-индейской войне (которая началась двумя годами ранее). Поэтому, когда позже британцы явились, чтобы заставить своих "послушных" американских подданных собрать новые налоги, необходимые для выплаты долгов, накопившихся почти за 10 лет вооруженного конфликта с их суровыми врагами-лягушатниками, колонисты, уже давно привыкшие самостоятельно управлять своими делами без особого вмешательства Короны, начали со всей страстью говорить об идеях "свободы", "независимости" и "патриотизма". Не было бы глобальной войны, не было бы и закона о гербовом сборе. Не было бы заявлений колонистов в духе "нет налогам без представительства". Не было бы Декларации независимости, отстаивающей "жизнь, свободу и стремление к счастью". Непредвиденные последствия могут оказаться болезненным ударом для статуса кво, не так ли?
Хотя Англия потеряла большую часть Северной Америки, французскую аристократию ждала гораздо менее завидная участь. Оплачивая войну американцев за независимость, король Луи XVI поставил свою страну на путь, ведущий к банкротству, к Французской революции и Эпохе террора. В процессе он потерял собственную голову на Площади Революции.
Война между двумя сверхдержавами XVIII века привела к тому, что одна из них потерпела унизительное поражение от своих же американских колоний, а властям второй отсекли голову – в буквальном смысле! Если бы не Семилетняя война, не было бы и войны за независимость американских колоний десятилетие спустя. Две глобальные державы решили вступить в войну друг с другом, а победу одержала американская свобода.
Падение империй
Первая мировая война тоже не пощадила глобальные державы. То, что начиналось как борьба за лидерство между дальними родственниками – кайзером Вильгельмом II и царем Николаем II – после убийства эрцгерцога австрийского Франца Фердинанда вылилось в беспрецедентную кровавую бойню, когда альянсы набрали обороты, и привело к падению большинства европейских аристократических династий к концу войны, ставшей тяжелым испытанием для всех.
Неужели вы думаете, что "элита" начала XX века стала бы эмоционально призывать своих крестьян защищать достоинство их стран на залитых кровью полях сражений в Европе, если бы представители голубых кровей понимали, что это обернется настолько чудовищными последствиями, что четыре великие империи – Германская, Австро-Венгерская, Османская и Российская – попросту исчезнут с карты? Если бы Гогенцоллерны, Габсбурги, Османы и Романовы знали, что будет ждать их впереди, если они решат вступить в конфликт на европейском континенте, они без лишнего шума устроили бы государственные похороны Францу Фердинанду и продолжили бы жить дальше. Вместо этого их решение отнестись к миру как к шахматной доске привело к падению остатков феодальной системы и уничтожило европейские монархии.
Между тем из пепла Первой мировой войны поднялся новый средний класс, не обремененный наследуемыми титулами и кастовыми ожиданиями. Национальные идентичности формировались на обломках королевств. Канада, Австралия и Новая Зеландия наконец вышли из тени их метрополии. Соединенные Штаты превратились в глобального игрока. Коммунизм превратил Россию в Советский Союз. А на основе принципов, изложенных в Декларации Бальфура, в конце концов зародилась государственность Израиля.
Развивающиеся Соединенные Штаты и погрязший в долгах европейский континент, охваченные масштабными социальными изменениями, которые "элита" уже была не состоянии контролировать? Падение российской монархии, уничтоженной горсткой жестоких безумцев? Восстановление еврейского государства? Вряд ли недальновидная европейская аристократия могла спрогнозировать подобное, когда она с молодецким настроем отправлялась на войну. Но именно так все и произошло.
Подъем национального самоопределения
Если Первая мировая война доказала, что потомственная аристократия больше не может ограничивать растущее самосознание независимого и ощутившего свои силы среднего класса, Вторая мировая война и полувековая холодная война доказали, что империи и завоевания в конечном счете проигрывают национальному самоопределению и стремлению к свободе. Гитлер, Хирохито, Муссолини и Сталин разделили между собой мир в стремлении к глобальному господству, однако при этом они повсюду разожгли националистические движения, отстаивающие независимость и свободу.
С 1492 по 1914 год европейские империи завоевали 84% всей планеты. После разрушений Второй мировой войны и тяжелых финансовых кризисов, прокатившихся по Европе, процесс строительства империй завершился. Выковав свои национальные идентичности в пламени войны колонии Европы и Японии в Африке и Южной Америки потребовали признать их новыми независимыми государствами. Два миллиона человек в 13 современных национальных государствах – это результат капитуляции Японской империи. Индия получила независимость от Великобритании в 1947 году. Израиль провозгласил себя государством. А спустя полвека советского режима, который растянул агонию Второй мировой войны для десятков миллионов людей, крах СССР и падение Берлинской стены принесли независимость множеству стран в Средней Азии, восточной Европе и Прибалтике. За период между окончанием Второй мировой войны и завершением холодной войны возникло около сотни независимых стран. В 20 веке горстка "строителей империй" решила побороться за господство в мире и нечаянно запустила величайшее движение национального самоопределения в человеческой истории.
Итак, позвольте мне задать вопрос: какова вероятность того, что Евросоюз сумеет превратить своих членов в единый плавильный котел? И какова вероятность того, что эти национальные государства вновь взбунтуются против европейских "строителей империи"? Насколько вероятно, что граждане Соединенных Штатов будут молча терпеть, пока федеральное правительство продолжает накапливать в своих руках неконтролируемую власть? И насколько вероятно, что некоторое количество американских штатов начнут отстаивать свой суверенитет? Действительно ли мы наблюдаем начальную фазу новой продолжительной холодной войны между НАТО, Россией и Китаем? Или же мы видим то, что не раз происходило в истории человечества, когда крупные державы решали достичь славы и мирового господства, прежде чем их гегемонии приходил конец?
Есть несколько важных уроков истории, которые настолько очевидны, что печально наблюдать, как их игнорируют вновь и вновь. Никогда не вторгайтесь в Россию зимой. Никогда не ввязывайтесь в сухопутную войну в Азии. Никогда не вставайте на путь, ведущий к глобальной войне, если вы не готовы к последующей глобальной революции. Чем бы ни закончилась эта смертельная борьба между западным интернационализмом Большой перезагрузки, китайским коммунизмом и российским экспансионизмом, прежние структуры власти неизбежно запустят процесс своего падения.
Стоит помнить, что даже самые хорошо продуманные планы могут провалиться. Что случится, когда они провалятся? Будущее нам покажет.