Земля вдохновляет: экспедиция по артизанальным мастерским в Карпатах
Как прошла дизайн-экспедиция «Земля вдохновляет» по артизанальным мастерским в Карпатах – рассказывает Татьяна Соловей.
На соседней с селом Криворивня горе живет семья потомственных музыкантов. К ним на поклон съезжаются желающие услышать вживую саунтрек к «Теням забытых предков». Мужская часть семьи в расшитых кептарях выносит на улицу трембиты и самодельные лиры. Звук льется по склонам. Пейзажи на глазах переплавляются в кадры украинского поэтического кино. Стоит оказаться в Прикарпатье, в плену каплычек, густо навязанных на заборах бумажных цветов и повсеместного рукотворного наива, так за каждым поворотом чудится гуцульская свадьба.
Во время дизайн-экспедиции «Земля вдохновляет» у меня случился шанс увидеть, как вся эта поэзия влияет на импортные дизайнерские умы. Дизайнер и архитектор Виктория Якуша устроила 4-х дневную экспедицию по артизанальным мастерским в Карпатах для иностранных специалистов в сфере интерьерного дизайна. В программе были ткачество, косовская керамика, чернодымная глина, резьба по дереву, пысанки. Состав прибывших выглядел очень убедительно. Архитектор бутиков Prada и Miu Miu по всему миру, дизайнер магазина онлайн-гиганта Mytheresa Роберто Бачоки из Италии, дизайнеры образцовых скандинавских интерьеров и мебели Анна Лина Лено и Маделин Асплунд из Швеции, журналист и редактор журнала о дизайн-культуре ICON Лаура Снод из Британии.
«Обычно за вдохновением едут куда-то в Мексику или Индию. А я хочу, чтобы приезжали к нам», - говорит Виктория Якуша, которая свое восхищение украинской аутентикой и ремеслами уже перенесла в собственную коллекцию предметного дизайна Faina. Глину, валяную шерсть, вербовую лозу, черно-красный орнамент она переплавляет в лаконичные объекты современного интерьерного дизайна и выставляет на Stockholm Furniture Fair и Milan Design Week. Успех линии помог ей призвать в Украину первых иностранных гостей.
Меня в этой экспедиции подкупила решимость. Идея показать ремесла своей страны иностранным креаторам не нова, главная сложность – убедить людей оттуда и организовать все здесь. На моей памяти в Украине Виктория решилась на это первая. Судя по количеству усилий, экспедицию «Земля вдохновляет» можно считать случившейся в порядке чуда.
Шведок цепляет гендерный вопрос. Чернодымной керамикой в селе Гавареччина занимаются только мужчины. Местный мастер Владимир работает с ней 26 лет, семейное дело получил от деда Лукьяна, а тот – от деда.
К фактурно закопченной глине, которую делают только в этом регионе, идет легенда о том, как появилось село Гавареччина. По технологии процесса глину нужно задымлять. В печи ее обжигают 12 часов при температуре 900 градусов, а после засыпают отверстие печи землей на ночь – так она приобретает этот сизый оттенок. Когда-то керамистов попросила переехать на выселки «Царевна Гава» (по другим легендам - жена князя Юрия Вишневского) из-за этого коптящего дыма. Метафора репрессированного мастерства находит отклик в современности. Тогда мастера страдали из-за условий жизни, теперь – отсутствия учеников («потому что все теперь за компьютерами хотят работать»).
Сама по себе керамика завораживает – и легендой, и дымным оттенком, и фактурой. Идеальным материалом для современных, скроенных по лекалам минимализма, объектов она кажется не только нам, но и приезжим. Идеи совместного проекта с местными мастерами и шведско-украинской дизайнерской команды выглядят как проект реальности, в которой хочется оказаться как можно скорее.
В мастерской Владимира среди макитр, ваз, тарелок есть поделки вроде голубей с крестом и трезубцем или чашки с дико размалеванными цветами. Последнюю сделала 20-летняя девушка Оленка. Приехала в село три года назад на реабилитацию. Ее жениха убили на Майдане, она неделю отходила и беспрестанно лепила из глины. Сюда еще часто привозят детей – это они лепят цветы и гусениц, которые сохнут на отдельных полках. Ремесленный туризм кажется хорошей идеей для организации диджитал-детокса: связи в селе нет, а пустующих гончарных кругов – много.
В мастерской косовской желто-зелено-коричневой керамики Иванны Козак-Делетты происходит диалог в жанре вечных.
- Вы такие же сможете сделать, но однотонные? - звучит вопрос на иностранном языке.
- Нет, мы делаем по традиции цветные.
В семье Иванны крафт передается по женской линии уже в пятом поколении, равно как и секреты, и бесспорное уважение к старине. Сейчас уповают на то, что косовскую керамику внесут в список нематериального наследия ЮНЕСКО. В ее рассказе есть много деталей, символов (зеленый цвет обозначает лес, коричневый – землю) и поэзии: подтекший рисунок называют «слезами печи».
С какой святостью стоит хранить традицию, обсуждаем со шведками. Их изумляет, что у нас даже для пысанки есть целый музей, и сохранилось столько ремесел. Но взгляд лишен сентиментальности. «Ремесла нужно перезагружать, для них важен дизайнерский взгляд. В этом миссия тех, кто создает новые объекты. Если реализовать резонансный пример сотрудничества артизанальных мастеров и современного дизайнера, отношение носителей крафта начнет меняться. И это может стать началом развития современного украинского стиля», - говорит Анна Лина.
Во дворе Наталки, в семье которой профессионально занимались ткачеством из шерсти и мама, и бабушка, мы стоим среди клубов разноцветного материала. Село Яворив – центр ткачества в Прикарпатье: здесь создают разноцветные оделяла-лижныки и косматые шубы-гуни. По всему селу расположены мастерские. Отдельно красят шерсть, отдельно на мельнице сотканное изделие купают в деревянном барабане, который идет к проточной воде. Охотно все показывают гостям. Наталка говорит, что сейчас без такой открытости никуда – нужно встречать журналистов, чтобы о мастерстве узнавало больше людей.
Засучив рукава и пытаясь ровно соткать образец из шерсти, мы рассуждаем о том, как текстиль становится одним из популярных материалов в современном арт-мире. В Украине женское мастерство – идеальный транслятор феминистического дискурса. Стоит посмотреть на открывшийся в PinchukArtCentre проект «Свое пространство», где есть вышитая работа Анны Звягинцевой, или вспомнить прошедшую в прошлом году ткано-шитую «TEXTUS. Вишивка, текстиль, феминизм» в Центре визуальной культуры. Сейчас в Tate Modern идет сольная выставка ученицы школы Баухаус Анни Альберс. Новаторство в работе с текстилем у художницы шло параллельно с осмыслением глобальных проблем деколонизации. «В масштабе большой галереи тканые работы производят сильное впечатление. Текстиль выглядит трехмерным. Искусство – это очень интересная сфера применения и развития крафта», - делится впечатлениями о выставке Лаура Снод.
«Монстры», - говорит Роберто и показывает на резные готические с гуцульским рисунком стулья.
В мастерской при импровизированном музее пана Йосипа Приймака (он же преподаватель косовского училища декоративного и прикладного мастерства) показывают коллекцию деревянных изделий. Сам Йосип – боднар, мастер по изготовлению деревянной мебели. (бодня – деревяная посуда вроде больших бочек, скрепленных с помощью металлических обручей).
«Почему монстры? Я имею в виду неиспорченность», - с итальянцем Роберто интереснее всего тренировать глаз на распознавание наива и китча в местном декоре. Кроме дорогих интерьеров для модного ретейла, он делает линию мебели: оббивает цветным бархатом ярко-малиновых или горчичных оттенков антикварные резные столы. В экспедиции он не уходит ни от одного мастера с пустыми руками, всегда выбирает самые идеальные в своей простоте вещи: «Нет, я не вижу здесь китча. Китч – это неуместность. Здесь же все органично, везде своя образность. Ландшафты, общее настроение напоминают Италию и Швейцарию. Но там только в музеях можно увидеть быт, в котором здесь живут, и это удивительно. От местного мастерства не надо ожидать качества сегмента роскоши. Ценность в его искренности, эмоциях».