Полова...
Полова...
В рекламе есть такой трюк, когда менее известную торговую марку искусственно привязывают к известного бренду, рассчитывая на лояльность покупателей.
Вспомните крайне ненадежные китайские телефоны "Panafon", которые по написанию были похожи на известные в целом мире "Panasonic".
Мимикрия также достаточно распространена в природе, когда овод-кровосос маскируется под вполне порядочную и полезную пчелу... Те украинские политики, которые чувствуют себя частью животного мира, как и недобросовестные китайские коммерсанты, не гнушаются поступать так же.
В начале выборов 2004 года социологические опросы показали, что основная борьба может развернуться между премьером Виктором Януковичем и тогдашним лидером оппозиции Виктором Ющенко.
У "неосновных кандидатов" было две перспективы: либо разыграть "третью силу", либо договориться с более сильным еще в начале, не выдвигая свою кандидатуру.
Александр Мороз сделал попытку договориться. Теперь известно по крайней мере несколько безуспешных попыток провести переговоры между Нашей Украиной и СПУ в апреле-мае 2004 года.
Рассказывают, что Ющенко не игнорировал приглашения, но несколько раз не смог найти время, чтобы провести разговор непосредственно с Морозом.
В конце-концов, социалисты просчитали, что противоположная сторона не спешит договариваться о едином кандидате от оппозиции, потому что искренне убеждена в возможности самостоятельно собрать 50% плюс 1 голос.
С целью популяризации идей партии, не очень надеясь на победу, СПУ выдвинула Александра Мороза в кандидаты в президенты.
Правда, для рядовых партийцев был еще и другой, не менее важный мотив - кандидаты в президенты автоматически получали места в избирательных комиссиях всех уровней. Таким образом, заполнив комиссии своими людьми, оппозиция рассчитывала на честность подсчета голосов и возможность свержения ненавистного режима Кучмы.
Анатолий Кинах появился неожиданно.
Технический кандидат - подумали журналисты. На кого же он работает - задумались политики.
Действительно, "человек в футляре", как прозвали его за невозмутимое выражение лица и крайне неэмоциональный голос, успел побывать премьер-министром при Леониде Кучме.
Анатолий Кириллович всегда поддерживал власть. УСПП, которую он возглавлял, всегда лояльно относилась к каждому новому правительству, выступая скорее в качестве лоббистской структуры, которая отстаивает интересы директоров, а позднее и владельцев больших предприятий.
Возможное изменение президентов нарушало глобальный покой - "предприниматели и промышленники" должны были выстроить новые связи с окружением уже нового главы государства, тем более что оба варианта были для них одинаково невыгодны.
Дело в том, что Анатолий Кинах на посту премьера сменил именно Виктора Ющенко, невольно попав к нему в конкурентную позицию.
Ну а у "донецкой группы" были собственные связи со своим кандидатом, и она тщательно охраняла пути подхода, выдавливая чужаков.
А учитывая, что самую большую прибыль украинским экспортерам приносили схемы недобросовестной компенсации НДС, то есть, фактический дерибан средств государственного бюджета, положительные связи с новой властью приобретали, кроме политического, еще и финансовое "звучание".
Главной ошибкой обоих неосновных кандидатов стало то, что они дотянули до первого тура, а не снялись в пользу более сильного кандидата за несколько недель до голосования.
После 1 октября стала известна "электоральная цена" их предвыборных потуг.
Впрочем, в 2004 году ситуация развивалась настолько непрогнозируемо, что выбор действительно "сильнейшего" мог превратиться в сложную дилемму, как для Анатолия Кинаха, так и для Александра Мороза.
Загадочное отравление Виктора Ющенко, его балансирование на грани жизни и смерти из-за смертельной дозы диоксина на некоторое время отвернуло будущих попутчиков.
Более сдержанный Анатолий Кинах промолчал, а Александру Морозу не хватило политического нюха, и он рекомендовал отравленному есть больше сала и картошки, а не экзотических продуктов.
Результат первого тура стал холодным душем для всех без исключения кандидатов. Первые два поняли, что, вопреки всем возможностям и усилиям, самостоятельно победить они не смогли.
Остальные два, Александр Мороз и Анатолий Кинах оказались перед нелегкой задачей поддержать более сильного.
В первом туре, во время многодневного подсчета голосов, отрыв в пользу Виктора Ющенко уменьшался с каждым днем. Именно эту драматическую ситуацию позже показывали чуть ли не как жертвенность, изображая, на какие "муки" пошли те, кто поддержал лидера "Нашей Украины" до окончательного подсчета голосов.
Позже именно этот факт использовался политиками, чтобы подчеркнуть чуть ли не жертвенность их выбора в пользу Ющенко.
Но на самом деле у Александра Мороза почти не было выбора. Многолетняя оппозиция к правящему режиму и откровенная поддержка президентом Кучмой Виктора Януковича предопределяли путь социалистов только к Ющенко.
У появления в окружении будущего президента главы УСПП могли быть другие мотивы.
Получив на выборах около 1% голосов, Анатолию Кинаху было бы крайне сложно входить в соглашение c богатыми "промышленниками и предпринимателями" Востока, которые уже вкусили хмель управления государственным бюджетом многомиллионной Украины.
Делиться с теми, кто не представляет собой реальной электоральной силы, не входило в их наполеоновские планы.
Вместе с тем, Ющенко проводил политику объединения более мелких политических брендов и партиек.
Как настоящий идеалист, он не принимал во внимание возможные аппетиты будущих союзников, полностью надеясь на их перевоспитание в будущем правительстве.
Когда сотни тысяч людей, возмущенные фальсификациями подсчета голосов, вышли на улицы Киева, они не знали, что в оранжевое зерно им уже подмешали полову - тех, кто при любой власти всегда заботился исключительно о своем, а не об интересах страны.
В нарисованной ретроспективе есть только один недостаток - сложно объяснить, почему так долго Анатолий Кириллович не мог договориться с новой властью.
Нужно отдать должное мастерству Ющенко, который своим дипломатическим талантом сумел больше полугода после назначения Януковича премьер-министром, удерживать Кинаха в рядах НСНУ.
Впрочем, у довольно сложных явлений бывают и простые объяснения. Может быть, раньше "донецкие" не предлагали Кинаху достаточную цену.
Минэкономики, хоть и не курирует компенсацию НДС из государственного бюджета, но направляет государственные инвестиции.
Другими словами - это чуть ли не главное министерство, через которое идет поток денег в обратном направлении - не в бюджет, а из него...
В ближайшее время наблюдатели должны внимательно следить за решениями минэкономики, особенно за теми, которые касаются предприятий, чьи владельцы входят в УСПП.