Что движет террористами-смертниками?
80% терактов с участием смертников с 1968 года были совершены уже после событий 11 сентября. Как бы то ни было, несмотря на расхожее мнение, большинство террористов идут на это вовсе не из религиозного фанатизма.
В Сирии, Ираке, Сомали и Пакистане происходит все больше терактов с участием смертников. В воскресенье целью такого теракта стал начальник полиции Белуджистана: шесть человек погибли и еще 46 получили ранения. 4 мая в Мали пять исламистов с поясами шахидов взорвали себя рядом с армейским патрулем в Хамакуладжи (40 километров на север от Гао), в результате чего убиты два солдата. Все это в новинку для Мали: первый в стране теракт с участием смертника произошел 8 января 2013 года в Гао. Ответственность за него взяло на себя Движение за единство и джихад в Западной Африке. Но с чем же связано такое пристрастие этих террористических организаций к подобным методам ведения операций?
Чтобы понять успех данной методики, нужно вернуться в эпоху японских камикадзе. Во время Второй мировой войны имперские военные получили приказ направить свои самолеты и подлодки на корабли американцев и их союзников в том случае, если гибель была неизбежна. Эта отчаянная военная тактика заложила основу для первых терактов смертников.
Как считает французский специалист по информации и стратегии Франсуа-Бернар Юиг (François-Bernard Huyghe), «пример японских камикадзе навел других людей на определенные мысли и был взят в качестве технического элемента другими группами. После тактики японской армии в методах ведения операций произошли существенные изменения: террористы начали использовать пистолеты и взрывчатку, чтобы подобраться как можно ближе к врагам и убить как можно больше людей».
Это, в частности относится к ливанской «Хезболле», которая изменила методы своих первых смертников, чтобы повысить их эффективность. 23 октября 1983 года, во время войны в Ливане, произошло два теракта с использованием начиненных взрывчаткой автомобилей, которые унесли жизни 299 американских и французских солдат из международного контингента. Этот крупный теракт ускорил уход из Ливана израильтян и их иностранных союзников, а также продемонстрировал эффективность подобной практики.
Оружие слабых
Теракты смертников стал использовать целый ряд движений, в том числе марксистское движение «Тигры освобождения Тамил-Илама» из Шри-Ланки, палестинские исламисты из ХАМАС во время конфликта с Израилем и, разумеется, «Аль-Каида». Эти группы осознали, что могут дать отпор врагу даже с минимальным числом боевиков и скудным арсеналом. «Теракт с использованием смертников позволяет одержать тактическую победу, свергнуть власть. Такой метод ведения операций дает возможность нанести ущерб врагу без использования серьезных военных ресурсов», - объясняет специалист по исламу Матье Гидер (Mathieu Guidère).
Самым трагическим примером, безусловно, стало нападение на Всемирный торговый центр. Этот теракт, который совершили всего 19 исламистов, повлек за собой известные всем нам последствия: серьезный поворот в политике США, вмешательство в Ираке и Афганистане. Кроме того, это событие стало настоящей вехой в истории применения таких методов. Оценив последствия событий 11 сентября, использовать их начали сразу несколько террористических движений. По данным исследования, которое провел в 2007 вице-президент американского стратегического исследовательского центра RAND Брюс Хоффман (Bruce Hoffman), 80% терактов с участием смертников с 1968 года было совершено уже после 11 сентября 2001 года.
По большей части такие теракты совершаются в ходе асимметричных конфликтов (например, во время войн в Ираке и Афганистане). Так, например, талибы используют эти методы и их психологический аспект в качестве противовеса мощному военному арсеналу (танки, самолеты…), которым располагает афганская армия и ее союзники. «Теракт смертника оказывает серьезнейшее воздействие на врага: он вызывает страх своим эффектом неожиданности и производит сильное впечатление. Охваченные пламенем машины, врезающиеся в небоскребы самолеты - все это потрясающие воображение кадры, которые впечатываются в сознание противника», - отмечает Франсуа-Бернар Юиг. В военном плане такой теракт позволят нанести удар по агрессору и заставить его отступить, тогда как в информационном плане готовность человека пожертвовать жизнью ради многое говорит о его движении и целях. Как отмечает психоаналитик Надер Барзен (Nader Barzin), подобное послание нацелено на «членов общества противника для того, чтобы те могли повлиять на решения их государства».
Коран и смертники
Несмотря на распространенное мнение, большинство групп, по всей видимости, идут на подобные действия не из религиозного фанатизма, а для того, чтобы заставить оккупантов уйти их страны. Американский политолог Роберт Пэйп (Robert Pape) продолжил эту мысль еще дальше. В опубликованном в 2005 году исследовании под названием «Смерть во имя победы: стратегическая логика террористов-смертников» (Dying To Win: The Strategic Logic of Suicide Terrorism) он говорит, что большую часть терактов за период с 1980 по 2003 год совершили вовсе не мусульмане (в первую очередь это касается «тигров» со Шри-Ланки).
«У нас нередко объясняют это явление религиозными и прежде всего исламскими верованиями: жизнь после смерти, гурии в раю и т.д. Тем не менее, по мнению американского политолога Роберта Пэйпа, все это совершенно ошибочно. Он утверждает, что теракты смертников не связаны ни с исламским фундаментализмом, ни с религией в целом, а направлены скорее на достижение относительно реалистичной стратегической задачи, которая заключается в том, чтобы вынудить демократические режимы вывести войска с их территории», - говорит Надер Барзен.
Вообще, как отмечает директор Высшей школы практических исследований Пьер Лори (Pierre Lory), в Коране, который является краеугольным камнем мусульманской духовной культуры, не говорится ни слова о самоубийстве и смертниках. В основанном на хадисах (слова и записи пророка Мухаммеда) мусульманском законе жестко осуждаются любые виды самоубийства. В одном из хадисов говорится даже, что Мухаммед предрекал вечное проклятие в аду любому отважному мусульманскому воину, который бросится на острие своего меча, оказавшись не в силах терпеть боль от ран.
«Радикальные исламисты оправдывают свои теракты рассуждениями о священной войне, но я еще не слышал, чтобы в традиционном исламе допускалось самоубийство или убийство женщин и детей», - продолжает Надер Барзен. Таким образом, неудивительно, что действия смертников «Хезболлы» подверглись критике шейха Фадлаллы, который назвал их неприемлемыми, потому что ислам запрещает верующим сводить счеты с жизнью. Как говорит Матье Гидер, «использование подобных методов неоднозначно воспринимается среди исламистов. Одни говорят, что они допустимы, а другие - что нет, как видно на примере исламистского туарегского движения «Ансар-ад-Дин» в Мали».
Смерть ради товарищей
Как бы то ни было, исламисты по-прежнему регулярно проводят подобные акции. Так, например, Движение за единство и джихад в Западной Африке (отколовшаяся ветвь «Аль-Каиды» в исламском Магрибе») организовало уже целую серию терактов с участием смертников по всему Мали. «Исламисты оправдывают использование этой тактики в том случае, если она отвечает интересам группы. Оно считается возможным в том случае, если направлено на врагов шариата, немусульманские державы и военных», - подчеркивает Матье Гидер.
По словам Надера Барзена, религиозная сторона дела служит лишь прикрытием в духе покрывающих воспоминаний Фрейда: это предлог для глубинной психической потребности выполнить свою нарциссическую цель. «С такой точки зрения террорист становится частью символической игры, в которой его смерть способствует сохранению идейной целостности группы людей, разделяющих те же чувства и заблуждения. Мы предполагаем, что психическое воздействие терактов смертников позволяет придать их действиям необходимый смысл для того, чтобы в будущем добровольцы продолжили считать, что вносят вклад в успех борьбы их сообщества», - отмечает психоаналитик.
В любом случае, в будущем эта тенденция вряд ли изменится. С начала апреля по всему миру было зарегистрировано по меньшей мере десять терактов с участием смертников, в результате которых пострадали около 100 человек.