Зам.председателя ГлавКРУ рассказала в Николаеве, что Госрезерв - пуст
Вчера, 27 октября, в Николаеве с рабочим визитом пребывала заместитель председателя ГлавКРУ Наталья Рубан.
Она провела совещание с работниками КРУ Николаевской области и пообщалась с местными представителями СМИ.
Наталья Рубан акцентировала внимание ревизоров области на том, чем им придется заниматься в ближайшее время в связи с выборами в местные советы:
Сейчас обновится депутатский состав, в местные советы придут новые люди, у которых специфические знания по бухгалтерскому учету, по бюджетному законодательству, конечно, отсутствуют. А местные советы — распорядители бюджета. Чтобы максимально минимизировать возможные нарушения в бюджетной сфере, надо уже сейчас провести инвентаризацию, посмотреть, какие типовые нарушения были в предыдущую каденцию депутатов, и провести учебу с новоизбранными сельскими головами, председателями советов.
Наталья Рубан не отрицает, что особое внимание к работе ГлавКРУ, к итогам его деятельности по результатам работы правительства связано с выборами. Но с выборами связан политический и общественный интерес к работе службы, а не сама работа ГлавКРУ.
А интерес этот понятен — по итогам деятельности ревизоров можно судить о состоянии бюджетной дисциплины в государстве. Но работа службы заключается не только в том, чтобы обнаружить нарушения, а чтобы причиненный ущерб был возмещен, а нарушений становилось меньше.
- Нас обвиняют в том, что именно сейчас, перед выборами, КРУ заработала. Мы проанализировали свою активность, и могу сказать: в 1997 году мы делали 80 тысяч проверок, с 2006-го — 15-20 тысяч проверок, в этом году мы осуществили 10 тысяч проверок.
Ежегодно мы проверяем около 60% бюджетных учреждений и равномерно каждый год устанавливаем нарушения нецелевого, незаконного использования и недостоверного отражения в отчетности, что привело к убыткам. С 1997-ого года это было 600 млн.грн., потом 800 млн.грн. и до миллиарда. Начиная с 2005 года — уже 1,4 млрд.грн, 1,6 млрд.грн., 1,8 млрд.грн., а в прошлом году — 2 млрд.грн. А в этом году незаконного и нецелевого использования бюджетных средств мы установили на 28 млрд.грн. Это действительно год всплеска нарушений законодательства, что привело к убыткам. У нас есть и статья «прочие нарушения, которые не привели к убыткам».
В прошлом году по этой статье было установлено нарушений на 22 млрд.грн. и в этом году на столько же. Чем объясняется такая сумасшедшая сумма по хищениям и нецелевому расходованию бюджетным средств? Тем, что мы сконцентрировали свое внимание на 28 направлениях, которые были в Национальном аудите. В основном, это суммы незаконных расходов Аграрного фонда, Резервного фонда, Стабилизационного фонда, Резервного фонда Кабмина, это деньги государственных банков, которые получались под рекапитализацию из Госбюджета, а потом фактически были выплачены в качестве кредитов своим лицам, и государство их потеряло. Общая сумма — 53 млрд.грн., из которых 28 млрд.грн. - незаконные и нецелевые расходы и хищения и 22 млрд.грн. прочих расходов.
И когда политики говорят, что там еще превышение по внешнему долгу, а еще деньги по Киотскому протоколу, то могу сказать, что это тоже нарушения, но они уже не в сфере интересов нашей службы. Да, если Госбюджет выписан с учетом того, что Украина может взять в долг только 193 млрд.грн., а берут на 40 млрд. больше, это нарушение? Это преступление. Потому что это подрывает макроэкономические показатели. Я не говорю, что эти деньги нельзя было брать, просто все нужно делать по закону. - через парламент и перерасчет экономистов.
Наталья Рубан сообщила, что и в работе КРУ Николаевской области все ровно и планомерно. Рассказывая о ситуации в Госрезерве, заместитель председателя ГлавКРУ напомнила, что Госрезерв существует для того, чтобы с помощью интервенций регулировать ценовую ситуацию на потребительских рынках. Но инвентаризация установила, что за последних два года Государственный резервный фонд попросту разграблен. Его грабили и в предыдущие годы, но не так масштабно и системно.
Каким образом это осуществлялось? Разными методами. Чаще всего нарушением сроков замены заложенных на резервное хранение продуктов. Например, закладки масла нужно заменить через год, а меняли через 3 месяца. Причем, реализовывали запасы по заниженным ценам, а закупали по завышенным. В итоге сегодня в Госрезерве зерна — 47% от потребности, угля- на 7%, мяса — 2,6%, а масла вообще нет.
Сократилась и номенклатура запасов — с 77 до 38 наименований. Конечно, в таким условиях рассчитывать на то, что государство сможет как-то регулировать цены на потребительском рынке, не приходится.
Стоит ли этому удивляться, если, например, в 2008-2009 гг. более 500 млн.грн. бюджетных средств было направлено коммерческой структуре «Бабусины рецепты» для закупки мяса.
В итоге ни мяса, ни денег, ни самой этой коммерческой структуры, ничего нет. Очень много нарушений в Аграрном фонде (там установлена недостача зерна на 108 млн.грн.), по Госкомзему и Пенсионному фонду. Почти нормой стало то, что Государственные фонды обрастают «присосками»-посредниками, на счетах которых остается значительная часть бюджетных средств под самыми разными предлогами. Например, Пенсионный фонд направил в коммерческую структура 17 млн. грн. на печатание извещений о перерасчете пенсий. При том, что пенсии хоть на 2 гривны, но пересчитываются каждый год, и пенсионеры это видят при получении пенсий, расходовать бюджетные средства на такие адресные извещения — по меньшей мере нерационально. Перечисленные нарушения, а если говорить прямо — преступления, задокументированы и переданы правоохранительным органам. Но дождемся ли мы судебных приговоров по этим громким делам — другой вопрос.
Как рассказала Наталья Рубан, судебные разбирательства длятся годами и не всегда заканчиваются ожидаемым результатом.