Доступ с барьерами
Около двух лет прошло с тех пор, как вышел в свет Указ Президента о создании безбарьерного доступа людей с ограниченными физическими возможностями. К зданиям, учреждениям стали пристраиваться пандусы, подъездные дорожки. Преследовалась самая что ни на есть благая цель – дать возможность инвалидам свободно перемещаться туда, куда им нужно (магазины, аптеки, места отдыха и т.д.). Получилось, однако, из этого совсем не то, что планировалось.
Большинство пандусов, построенных в Николаеве, нужно переделывать, поскольку построены они были на скорую руку (для «галочки») и толку с них мало – и для инвалидов (с точки зрения свободного доступа), и для остальных людей, проживающих в городе (с точки зрения архитектуры и внешнего вида). Такой вывод был сделан 8 июля в ходе заседания городского комитета по вопросам обеспечения доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Для инвалидов хода нет. Даже там, где есть пандус
- В позапрошлом году мы все дружненько отчитались, что 100% у нас создано пандусов, подъездных путей, - сказал директор Департамента труда и социальной защиты населения Сергей Бондаренко. - И теперь есть необходимость, остановившись, посмотреть, что же все-таки получилось. А бывает порой картина совсем не такая, какую бы хотелось... Становится обидно, что потрачены деньги, деньги городского бюджета, и они не востребованы, потому что люди не могут воспользоваться тем, что было создано.
Далеко не все пандусы отвечают предъявляемым к ним требованиям (в частности, Государственным строительным нормам). Многие имеют слишком большой угол наклона (до 45 градусов, когда необходимо 10), на многих либо вообще отсутствуют поручни, либо расположены они слишком высоко или не по всей протяженности пандуса. Для инвалидов это создает не только большие трудности при подъеме или спуске, но и риск получить травму. Есть пандусы, по которым не то что инвалиду-колясочнику — здоровому человеку трудно подняться. Кое-где вместо пандуса провели полозья — говорить о безбарьерности глупо, так как ширина инвалидных колясок может быть разной. У многих зданий неправильно выбрано место, где надо разместить пандус, и он упирается прямо в решетку или в дверь. Остается лишь табличку повесить: «Для инвалидов хода нет».
Несоответствующий угол и некорректно установленные поручни имеют пандусы при входе в детские больницы города, отделения областной «инфекционки», областной онкологический диспансер, БСМП, стационар городской больницы № 3, поликлиники № 4 и многие другие заведения. Создается впечатление, что инвалиды у нас — самые здоровые, и что они вообще не пользуются услугами медицинских учреждений.
Бюджетные учреждения, которые не выполнили (или выполнили неподобающим образом) требование по обустройству пандусов, ссылаются на недостаток финансирования (и им можно даже поверить). Но требование это крайне похабно выполняли и «частники», и довольно не бедные государственные структуры (например, нотариальная контора). Значит, речь не только в деньгах. Здесь уже можно говорить об элементарном игнорировании не только инвалидов как полноправных членов общества, но и норм законодательства.
Подверглись критике пандусы у банков — у большинства из них угол не выдержан, поручень отсутствует. А некоторые банки вообще пожадничали на установку пандуса. Вероятно, банкам кажется, что инвалиды не могут быть их клиентами. Или же денег не хватило: сами понимаете – кризис, банки бедствуют, последние баксы отдают людям.
То же можно сказать и о банкоматах – к какому из них может подъехать колясочник, чтобы произвести операцию?
Помянули «незлим тихим словом» и жилищно-коммунальные учреждения города. Практически все из них пандусами не оборудованы. Наверное, услугами ЖЭКов инвалиды тоже не пользуются.
В качестве положительного примера была приведена Центральная библиотека им. Кропивницкого. Построить пандус в этом здании с учетом всех имеющихся норм было крайне сложно — ступеньки имеют слишком крутой подъем. Однако руководство библиотеки нашло оригинальный выход из ситуации — и соорудили, так сказать, пандус с поворотом. Обошлось это чудо в 120 тыс. гривен (хочется верить, что на установку пандуса были потрачены ВСЕ эти деньги, а не какая-то их часть).
Однако и этот пандус не совсем устраивает колясочников. Председатель городского общественного физкультурно-спортивного клуба инвалидов «Виктория» Валерий Головин сказал, что при такой длине пандуса нужно было сделать хоть какую-то площадку для отдыха — инвалиду нужно и передохнуть, и скорость движения на инвалидной коляске снизить («а так, вы разгонитесь до 50 км, а потом убьетесь»).
Так для кого же это делали? Для инвалидов, или просто чтоб было на что потратить городские деньги?..
Нет ни одного заинтересованного органа
В ходе прений оказалось, что ни один пандус не запроектирован и не выполнен по проекту. За найденные средства подручными способами было сделано то, что нужно, но эксплуатироваться оно не может. Зачем, спрашивается, было деньги выбрасывать на то, от чего и толку-то особого не будет?
- Мы встречались и говорили друг другу: давай цифры, давай показатели. Сегодня пришло время остановиться и оглянуться, что мы наделали, что нужно поломать и сделать заново, - сказал заместитель директора Департамента ЖКХ, начальник управления по эксплуатации и реформированию жилищного хозяйства Сергей Клименко.
- Далеко не везде есть возможность уже в существующем сооружении пристроить пандус. Мы говорим об угле наклона. Но мы забываем, что есть проезжая часть, есть детские площадки, есть интересы других жителей этого дома.
- Построили пандус. Выходят инвалиды или их родственники, улыбаются, спрашивают: «Ребята, а в подъезде что? Как подниматься по ступенькам?». В подъезде мы сделать не можем — есть строительные и пожарные нормы, которые говорят, что подъезд загромождать нельзя. Обычным нашим видимым путем положить «рельсы» или закатать бетон — не имеем права, потому что там живут другие люди. То есть, мы пытаемся создать видимость каких-то движений.
Сергей Клименко говорил и о финансовых махинациях. В прошлом году некоторые жилищно-эксплуатационные предприятия устанавливали пандусы за счет квартирной платы. Это является прямым нарушением с точки зрения финансовой дисциплины. Если же говорить о социальной справедливости, не должны остальные люди оплачивать услуги одного человека, который имеет определенные ограничения. То есть, на инвалидах и на «волне» выполнении Указа Президента некоторые конторы смогли еще и нажиться.
- У нас сегодня нет средств сделать нормальные технологии, нет культуры построить этот пандус так, как он должен быть. Там, где есть желание, у нас нет возможностей. Где есть возможности, нет желания — мы видели банки, аптеки, ряд коммерческих структур, для которых десять тысяч (на установку пандуса, — авт.) — не состояние.
Пандус можно запроектировать, чтобы исключить возможные «нюансы», но это полбеды. Большие деньги придется заплатить не за сам проект, а за массу согласований. Можно пройти все процедуры и согласования, сделать правильный пандус. Да только стоимость его будет несусветная.
Обостряет проблему и то, что списки мест, где нужно устанавливать пандусы, постоянно корректируются.
- В прошлом году мы получили от Департамента труда и социальной защиты заявки на установку 217 пандусов в жилых домах коммунальной собственности. Оборудовали 117 — на сто меньше. 32 осталось необорудованными — там есть возможности, но у нас были ограничения финансовые и технические. В том году мы делали и за счет городского бюджета, и за счет средств ЖЭКов. К сожалению, те «несчастья», которые мы видели — это в основном за счет ЖЭКов. Там, где делал подрядчик, там и углы соблюдались. В противном случае он просто говорил: «Я этого делать не буду». Нет возможности технической по шести адресам. По 18 адресам из переданных нам оказалось, что вход на уровне земли — там пандус вообще не нужен... 44 не требуют установки пандуса. Есть люди, которые отказались от установки пандуса, сказали, что он им не нужен.
Мэр Николаева Владимир Чайка неоднократно встречался с руководителями структурных подразделений Департамента ЖКХ – мол, займитесь поиском оригинальных решений. Так сказать, чтобы пандус был и «к месту», и впрок. Решения такие находили – за 80 тыс. гривен.
Ясное дело, в нашем «богатом» государстве и городе выкладывать такие деньги на постройку одной-единственной «горки» для инвалидов – почти что на грани фантастики. И не факт, что работа будет выполнена добросовестно, а потраченные на материалы средства не окажутся впятеро ниже сметной стоимости.
Сергей Клименко не нашел ничего другого, как предложить организациям инвалидов обращаться в международные организации и фонды, предоставляющие гранты, поскольку сделать то, что хочется, за свои деньги нам не под силу.
А на Департамент труда и социальной защиты Клименко обижается — за то, что подают задания, в которых прописано установить пандусы в тех местах, где они не нужны. Он задал вопрос, зачем включать их в списки и заставлять работать там, где не нужно.
На этот пассаж довольно бурно отреагировала заместитель мэра Раиса Вдовиченко — мол, если есть задание, то участвовать в его выполнении должны все, а не искать «левого» и сбрасывать на него то, что не хотим делать сами.
- Раиса Петровна, - обратился к заму мэра Сергей Клименко. - Я этот вопрос поднимаю, потому что я пока не вижу ни одного заинтересованного органа, который действительно занимался бы в том числе и этими пандусами. Я тоже в этом не заинтересован. Моя задача – взять и отработать.
- Сейчас пошел просто футбол: «Я не виноват, потому что мне неправильно подали», - высказалась Вдовиченко. - А результат какой будет? Ноль? От того, что мы покидали мяч друг другу?..
Имеющиеся пандусы — уродство и издевательство
- Половина пандусов – это уродство, издевательство над инвалидами и людьми, которые живут в этих подъездах, - сказал глава городского клуба инвалидов «Виктория» Валерий Головин, который сам прикован к инвалидной коляске. - Я не хотел бы жить в таком подъезде, где пандус сделан страшный, безобразный. Такое ощущение, что их делают люди, которые вообще никогда не видели пандусов и не знают, как они делаются. Они считают, что это должно быть такое уродство, которое перегораживает улицу и не дает людям ходить... Это просто выброшенные на ветер деньги. Половину из этих пандусов надо просто ломать, демонтировать и делать новые.
Он также привел несколько примеров учреждений, в которые ему, как инвалиду, трудно попасть. Одним из таковых оказался Областной Дворец культуры и… Николаевский горисполком. У здания горисполкома возведен красивый пандус, но проехать в помещение без сторонней помощи практически невозможно. Преодолев длиннющий подъем, инвалид сталкивается с очередной проблемой – трудно открывающаяся дверь в помещение. Да что говорить о пандусе и о двери — даже к зданию горисполкома подъехать крайне затруднительно: повсюду сплошные бордюры.
Сейчас, по его убеждению, должна быть создана группа людей, которая займется непосредственно установкой пандусов по всему городу. А чтобы деньги вновь не были выброшены на ветер, в эту комиссию должен войти хотя бы один человек, который либо сам передвигается с помощью инвалидной коляски, либо работает с такими людьми и знает их потребности.
Со своей стороны, Сергей Бондаренко пообещал дополнительные действия по решению этой проблемы — вплоть до того, что самим садиться в инвалидные коляски и пробовать подняться по пандусу, чтобы проверять их не только на «доступность» и «безбарьерность», но и на безопасность для человека, которому приходится по нему взбираться…
«Нужно потолкать...»
Председатель постоянной депутатской комиссии городского совета по вопросам труда и социальной политики Сергей Паливода внес предложение разработать проект распоряжения городского головы, чтобы в обязательном порядке при приеме зданий, сооружений в эксплуатацию были учтены все моменты, которые касаются людей с ограниченными физическими возможностями.
Казалось бы — какие проблемы? Но и здесь оказалось не все так просто. В последнее время произошли изменения в действующее законодательство. В состав комиссии по приему объектов в эксплуатацию единицы архитектуры не входят вообще — акт приема в эксплуатацию подписывает лишь один представитель органов местного самоуправления. Получается парадокс: дом строится здесь, на территории нашей общины, в которой живут наши люди (и наши инвалиды, если уж на то пошло), но вводят его в эксплуатацию непонятно кто и откуда.
Предложение Паливоды о том, чтобы общественные организации инвалидов направляли свои обращения относительно создания для них необходимых условий во все фракции городского совета (поскольку «нет обращения — нет реагирования»), не поддержала Раиса Вдовиченко. По ее мнению, что сделает председатель фракции? «Перебросит» на управления. Те, в свою очередь, тоже ничего не смогут сделать, потому что денег, извините, нет. А если сделают перераспределение средств, чтобы было на что построить пандус, то часть имеющихся на балансе средств им все равно придется вырвать из других статей расхода. А такими статьями могут быть и ремонт школ, и детское питание, и лечение и т.д.
- Мы все, члены депутатской комиссии, члены комитета, позаседали, поговорили, направили, - сказала Раиса Петровна. - Я знаю, как все эти бумажки приходят, и как мы, руководители, чиновники, их рассматриваем. Прописали бегом исполнителю, исполнитель ответ направил, бумажку «закрыли». Все. Вроде сделано, а ничего ж не сделано!
- А в основной своей сути, поверьте, все руководители – добросовестные люди. Нужно потолкать. Мы здесь как раз для того, чтобы потолкать этично. Потом пригласить, послушать. Нужно еще потолкать? Будем еще толкать… Указ Президента мы должны выполнить и забыть. Но мы уже два года толкаем друг друга.
Кого и в какое место нужно толкать этих руководителей, о которых говорила Вдовиченко, если руководитель «сбросит» на другого и все об этом благополучно забудут, осталось загадкой. Как и то, для чего нам тогда нужны депутаты и депутатские фракции, если они все равно на кого-то «перебросят».
И инвалиды вновь-таки останутся при своих проблемах.
- Когда комиссия или представители выезжают на любой объект, обязательно нужно общаться с руководителем, - советовала Вдовиченко. - Руководитель должен видеть, что вы фотографируете. Сфотографировали, тут же вручили ему поручение о том, что на протяжении месяца он должен исправиться, а потом уже, через месяц, приглашаем его, показываем то, что было, а он должен показать то, что есть.
Спешка властей и стремление отчитаться грозит обойтись николаевцам в сотни тысяч.
Раиса Петровна отчасти объяснила, как возникла такая нелепая ситуация с установкой пандусов. Указ Президента был, а средства на установку пандусов не выделялись. Устанавливать было не на что, а делать это нужно было в кратчайшие сроки. Вот и поспешили (а все помнят, чему учит известная русская пословица).
К тому же, заседания комиссий, на которых обсуждались вопросы безбарьерного доступа инвалидов ко всем объектам, проходили чуть ли не каждую неделю. Руководитель был заинтересован не в том, чтобы построить качественно, а в том, чтобы просто отчитаться и свалить со своих плеч эту ношу. И именно для этого — чтобы «отчитаться» — под объектами устанавливали дебильные горки без перил, или прикручивали к асфальту «рельсы». Теперь нужно, как говорится «собирать камни» и переделывать то, что натворили.
Вопрос: за какие деньги? Ответ: опять же — за наши с вами, бюджетные денежки, деньги налогоплательщиков.
Чтобы посудить о масштабах сумм, достаточно вспомнить, что сооружение одного пандуса стоит не менее 10 тыс., а сооружение ХОРОШЕГО, ПРАВИЛЬНОГО пандуса (чтоб не пришлось переделывать в следующий раз) — от 80 тыс.
По некоторым данным, в настоящее время в реестре объектов социальной инфраструктуры города насчитывается 671 объект. Оборудован пандусами, согласно Указа Президента, должен быть КАЖДЫЙ такой объект...