Передел. Почему одесситам не дают покоя ГВК под Николаевом
Конфликт на габаритно-весовом комплексе (ГВК) под Николаевом, разгоревшийся 18 мая, стал, пожалуй, наиболее масштабным за последние 5 лет.
Напомним вкратце канву событий. Во второй половине дня во вторник к габаритно-весовому комплексу, расположенному на трассе «Николаев-Благовещенское», у с. Гурьевка подъехало несколько автомобилей с одесскими и киевским номерными знаками. Из них вышло около десятка крепких молодых людей. Оглядевшись и о чем-то посовещавшись, прибывшие начали активно «помогать» работникам ГВК. Очень скоро возник конфликт между нежданными «гостями» и водителями большегрузных автомобилей - последние наотрез отказывались выполнять команды новоявленных «инспекторов». Вскоре на место подтянулись владельцы фирм-перевозчиков, которые вызвали полицию. Приехавшие по вызову несколько экипажей патрульных первым делом поинтересовались у неизвестных кто они такие и что делают на ГВК. «Пришельцы» ответили, что являются представителями различных «общественных организаций» г. Одессы. Некоторые предъявили удостоверения «журналистов» каких-то никому не известных изданий, а один — удостоверение от газета «Свобода», якобы той самой, которая издается одноименной партией. Подлинность данных удостоверений никто проверять не стал. Любопытный нюанс: прибывшие не скрывали от полицейских, что многие из них вооружены и в доказательство предъявили удостоверения, выданные разрешительной службой ГУ Нацполиции в Одесской области.
Дальше начался затяжной конфликт, продлившийся до полуночи. Несколько водителей в знак протеста против того, что ими пытаются руководить какие-то посторонние люди, отказались проходить взвешивание на ГВК. Подобного рода отказ предусмотрен Законом: работники ГВК составляют Акт об отказе прохождения весового контроля и он передается в отделение Укртрансбезопасности по месту регистрации авто, которая проводит дальнейшее разбирательство и определяет меру наказания. Однако, после оформления Актов об отказе, водителям уехать не дали: приезжие одесситы просто перегородили дорогу. Дальше началось нечто невообразимое: трасса в направлении Николаева оказалась заблокированной. Приезжие «борцы за дороги» кидались прямо под колеса, цеплялись на капоты автомобилей и т. д. Немедленно образовался затор. Транспорт, движущийся в направлении Николаева начал объезжать «пробку» по встречной полосе, но вскоре активисты и там заблокировали фуру. Некоторое время движение по трассе было полностью остановлено. Один из седельных тягачей, пытаясь «прорваться» просто чудом не въехал в группу одесситов, перекрывших ему путь. Несколько полицейских, мечущихся от одного автомобиля к другому, остановить эту вакханалию были не в состоянии.
Вскоре страсти несколько поутихли и противостояние перешло в «словесную» плоскость. Каждый приводил свои аргументы: перевозчики говорили, что не будут проходить взвешивание, пока весовым комплексом руководит неизвестно кто, приезжие же заявляли, что они «народ Украины» и в борьбе за «чистоту дорог» не пощадят ни себя, ни других.
Противостояние затянулось далеко за полночь. На место происшествия поочередно прибыли заместитель командира батальона патрульной полиции Вадим Яремчук, начальник отделения полиции № 6 (бывший Новоодесский райотдел полиции) Андрей Коротченко, и.о. начальника областного управления Укртрансбезопасности Дмитрий Володьков. Ни один из них кардинально на ситуацию повлиять не смог. Противостояние продолжалось, более того, оно еще, как минимум, дважды переходило в «горячую» фазу, когда приезжие активисты кидались прямо под колеса большегрузов, угрожали применить оружие и т.д.
Не изменилась ситуация и с приездом из Одессы начальника межрегионального управления Укртрансбезопасности Алексея Шинкевича. Межрегиональный начальник поговорил со всеми участниками инцидента, однако, понимания не нашел ни у одних, ни у других. Более того, в присутствии высокого одесского начальства вообще случился конфуз: оказалось, на габаритно-весовом комплексе нет всех положенных документов, которые должны там быть по закону: отсутствовала даже методика взвешивания, которая является основополагающим документом. Но даже те документы, которые были в наличии, ничего кроме смеха не вызывали. Так, например, на весах был обозначен серийный номер 2055, а сертификат соответствия был выдан на весы под номером 2049 (этот весовой комплекс, как выяснили «Новости-N», вообще находится где-то в Херсонской области). Ближе к полуночи выдохлись обе противоборствующие стороны. В результате грузовики, которым еще два часа назад бросались под колеса, спокойно смогли уехать — им никто не мешал. Конфликтующие же принялись между собой выяснять весьма важный вопрос «Кто вызвал ментов?», причем разговор шел «на пацанском» языке, которым, как выяснилось, виртуозно владели приезжие «журналисты». О «чистоте дорог» уже никто и не вспоминал. К полуночи все разъехались.
Но в среду одесситы вновь появились на ГВК — о конфликтах пока ничего не сообщалась.
В чем же причина? Почему одесские «журналисты» и «общественные активисты» вдруг начали проявлять такую невиданную прыть: приехали за сто пятьдесят километров, вооруженные, рискуя здоровьем кидались под колеса автомобилей? Ответить на это вопрос можно, лишь поняв несколько последующих тезисов.
Первое, что необходимо уяснить, это то, почему появились на украинских дорогах габаритно-весовые комплексы? Так вот, если кто-нибудь вам скажет, что ГВК на украинских трассах установлены для того, чтобы сберечь дороги, заставить водителей ездить с разрешенной нагрузкой и прочее — не верьте, вас нагло и беспардонно обманывают. ГВК нужны для того, чтобы получать с них деньги, причем деньги немаленькие. Именно в этом заключается главная причина, по которой на самых оживленных украинских трассах каждую весну словно грибы поле дождя появляются ГВК. Судите сами. За проезд автомобиля «с перегрузом» водители платят мзду от 500 до 1000 гривен. В среднем, около трети большегрузного автотранспорта перевозят грузы сверх установленных норм. С учетом того, что количество большегрузных автомобилей на украинских дорогах составляет сотни тысяч, то и суммы, которые собираются «за перегруз» составляют десятки миллионов. Эти денежные ручейки начинаются снизу, сливаются в большие потоки, настоящие реки, которые текут на самый верх. Хватает всем: и «низовым» сотрудникам, и тем, кто сидит в министерских кабинетах.
А раз где-то крутятся деньги, то всегда появятся и желающие перераспределить их « в свою пользу». В этом плане одесситы всегда были неравнодушны к городу корабелов: жителям всемирно известной южной Пальмиры всегда казалось, что провинциальный Николаев должен без всяких разговоров находиться «в заднем кармане» широких одесских штанов. И всеми процессами в этом самом Николаеве просто обязаны «рулить» одесситы. И все денежные потоки должны курировать также они. В частности, деньги, которые крутятся на ГВК, давно не давали покоя одесской братве. Давайте зададим простой вопрос: брали ли раньше на ГВК, расположенных под Николаевом деньги с водителей? Конечно брали — об этом вам охотно расскажет любой шофер большегрузного автомобиля, проезжавшего по нашим трассам: где, когда, почем. Деньги собирались немалые, только вот уходили они куда-то совсем «не туда» - по крайней мере, по разумению одесской братвы. А раз так, то и поставить николаевские ГВК под свой контроль одесситы пытались неоднократно. Последний раз это было ровно два года назад — в мае 2019 года. Тогда на ГВК, который располагался перед въездом в Николаев, сразу за матвеевским поворотом также приехали «общественные активисты» из Одессы. Точно так же, как и в этот раз они принялись «руководить» работой ГВК, останавливать автомобили и т. д. Все совпадает, вплоть до даты. Правда, тогда операция была продумана из рук вон плохо: приехавшие активисты лицом и повадками сильно смахивали на бандитов, при проверке выяснилось, что прибыли они на краденой машине. В довершением ко всему у них было обнаружено травматическое оружие без документов. Да и николаевская полиция в тот раз вела себя куда более решительно: для приезжих «журналистов-общественников» все закончилось «мордой в асфальт» с последующим поспешным отъездом в родную Одессу-маму.
В этот раз активисты из Одессы прибыли идейно и теоретически куда более подкованные: говорят — заслушаешься. Вот только цели у них, похоже, не слишком отличаются от предыдущих визитеров.
А побороть коррупцию на весовых комплексах и заставить водителей соблюдать установленные габаритно-весовые нормы можно проще простого. Во всем мире уже давно используются специальные установки, которые позволяют определить точный вес автомобиля без его остановки. Автомобиль просто едет по трассе, прибор же фиксирует все параметры: номер авто, вес, габариты и т. д. Едешь с перевесом? Через пару недель получишь по почте «письмо счастья» со штрафом в несколько десятков тысяч гривен. Пара-тройка таких штрафов у любого напрочь отобьет охоту ездить с перегрузом. И никакой тебе коррупции, никаких злоупотреблений, поскольку полностью исключен «человеческий фактор». Подобного рода комплексы давно установлены на трассах под Киевом и успешно эксплуатируются. Установи такие комплексы на всех украинских трассах — и проблема «перегруза» отпадет сама собой. И никаких конфликтов на ГВК уже не будет. Почему этого не делают, спросите вы? А потому есть люди, заинтересованные в том, чтобы идущие наверх миллионные потоки собранных с водителей денег не иссякал никогда.