"... он публично призвал врачей Украины совершать с соблюдением конспирации действия по оказанию медицинской помощи ненадлежащего качества раненым из числа гражданского населения, получившим травмы в результате нарушения режима прекращения огня на территории юго-востока Украины. То есть гражданам, не желающим признать легитимность действующей власти на Украине. Чернов склонял врачей вводить таким пациентам медицинские препараты, не предназначенные для лечения, в результате чего должна наступить их смерть", - говорится в сообщении следственного комитета.
Тут есть неточность - Чернов в упомянутом интервью не говорил о нанесении вреда гражданскому населению. Впрочем, и без этого его слова выглядят вполне однозначно и шокирующе. По крайней мере до Чернова, несмотря на ожесточение войны, врачи не призывали наносить вред пациентам из вражеского лагеря. Наоборот, гордились тем, что соблюдают клятву Гиппократа и лечат раненых из обоих лагерей.
Кто такой Чернов?
Александр Чернов - врач-анестезиолог из Енакиево. По его словам, в момент начала войны на Донбассе он работал анестезиологом в Енакиевском городском онкологическом диспансере, а также дежурил как реаниматолог в Центральной горбольнице Енакиево. Чернов является блогером и даже писателем. Впрочем, после разразившегося скандала автор скрыл все свои тексты на сайте Проза.ру. Часть из них доступна в кэше. Произведения по большей части посвящены работе медика, главы называются "Не делай добра", "Сопли, слюни и моча", "Я врач-мизантроп, и что такого?!". Летом 2014 года Чернов побывал в плену у Стрелкова.
В своем блоге на одном из сайтов Чернов назвал себя "утилизатор".
Где Чернов живет и работает сейчас - неизвестно. Его страница в Facebook заблокирована, связаться с журналистами герой публикаций не захотел.
Что заявил на самом деле?
Канал ukrlife.tv уже удалил скандальное интервью Чернова. Генеральный продюсер телеканала, супруга бютовца Григория Немыри Людмила объяснила это тем, что оно содержит призывы к нарушению прав человека, а это противоречит политике канала. На ее Facebook-странице зрители обратили внимание на то, что во время самого интервью ведущая не особо-то спорила со спикером.
Тем не менее, видео доступно на другом YouTube-канале.
О чем же говорил Чернов, которого в России и на ресурсах сепаратистов уже прозвали "доктор Зло" и "украинский доктор Менгеле"?
"Я условно разделил на три составляющих свой вектор действия в подобных ситуациях. Первый - это обеспечение собственной безопасности. Это приоритет. Сюда же я включил по мере возможности нанесение, опять-таки, с учетом сохранения собственной безопасности, в первую очередь медикаментозными средствами... Любые коллеги, особенно со специальностями, близкими к моей, знают, что даже из стандартной реаниматологической укладки, из тех 20-30 медикаментов, которые есть в любой реанимации, в итоге сможет докопаться только очень-очень дорогая и углубленная экспертиза, что человек был убит совокупностью этих медикаментов. При желании человека можно убить и так незаметно, что он будет убит этими медикаментами, что на первый взгляд это будет или сердечный приступ, или тот же инсульт, или вообще непонятно, дышал-дышал, никого рядом не было, а он вдруг не захотел дышать дальше", - сказал Чернов.
Вместе с тем, Чернов заявил о "необходимости оказывать минимальную врачебную помощь вражеским пациентам" - если от этого есть какая-то польза.
"Максимальная адекватная медпомощь невражеским пациентам и минимальная адекватная медицинская помощь вражеским пациентам, и то, в ситуации, когда налицо какая-то выгода для украинской стороны в конфликте от оказания этой помощи: или вражеский пациент может быть источником какой-то информации, или может быть обменян", - отметил Чернов.
Чернов с сожалением признается, что ему так и не удалось "нанести максимально возможный врачебный вред" - этому мешали другие сотрудники больницы.
"Я наносил вред тем, что, грубо говоря, лежит три кровоостанавливающих, я использую худшее из них при сильном кровотечении. Это то, что могут сказать юристы, любой хороший юрист по нормальным законам за это могут реально доктора привлечь. Я об этом говорю сознательно, более того, я говорю с целью агитации своих коллег на украинской стороне, чтобы они действовали точно так же, если к ним не дай Бог, и в то же время дай Бог, представится подобная возможность. Из пяти видов шовных материалов ушивается самым дешевым, который с высокой вероятностью пока довезут до Славянской больницы, может расползтись".
Канал удалил видео, но его успели перезалить. Видео: YouTube/масик сушняк
Вскоре Чернов попал в плен, где... сам предложил сепаратистам свои медицинские услуги. Это произошло в военном госпитале оккупированного Славянска.
"Я ему (главврачу) объяснил, что я врач-реаниматолог, если уж я оказался здесь, давайте, собственно говоря, я по крайней мере буду работать по своей специальности, потому что после двух-трех часов тягания на жарище мешков с цементов я понял, прямо скажем, что это не мое. Здесь рулил первый пункт, я отнюдь не хотел оказывать медпомощь раненным воинам врага, но забота о собственной безопасности важнее, при чем я все-таки питал иллюзии, что я буду оказывать помощь минимальную, а даст Бог, получится еще и напартачить", - признался Чернов в скандальном интервью.
"Последующие семь дней я никак с врачебной деятельностью связан не был. В статусе батальонного врача я провел, ну это уже была не моя заслуга, а меня им заставили быть, я провел последние три дня плена. Ко мне был приставлен с позывным Док, но он был по образованию фельшер из Луганска", - объяснил Чернов.
И работая в Енакиевской горбольнице, и пребывая в плену, Чернов собирал сведения о раненных боевиках и передавал их украинским спецслужбам.
"Я не скрываю, что еще с марта-месяца определенный пласт людей, и я в том числе ... обо всем, что планировалось, мы сообщали в соответствующие инстанции по мейлам, по телефонам, по скайпам, в общем, куда только могли. Вплоть до общегосударственного уровня СБУ. В том числе когда планировался захват нашего исполкома Енакиевского, в СБУ об этом было сообщено минимум за неделю. При чем четко указано время и день. Результата, какого-то противодействия мы не увидели. То же происходило и с данными раненными ополченцами их фамилии, их данные, их диагнозы, хотя я в общем-то понимал, что они может и ни к чему, но по крайней мере все их данные... В период с 8 июня по 25 июня поступило не менее 60 раненных ополченцев в медучреждение, 7-ая горбольница Енакиево. Все их данные я передавал аккуратно, насколько я знаю, еще пара человек эту ситуацию дублировали".
Как анестезиолог может убить при помощи подручных средств
У Чернова могло быть масса способов лишить жизни человека при помощи медикаментов, которые есть в любой реанимации, рассказал на условиях анонимности врач-анестезиолог с 16-летним опытом работы.
"К примеру, больной - кислородозависим. Если ему перестать подавать кислород, у него развивается гипоксия. На фоне гипоксии происходит остановка сердца. Или другой способ - гиперкалимия - 100-граммового флакона калия достаточно для остановки сердца. Таким способом отключают сердце трупного донора (пациента, у которого зафиксирована смерть мозга, а сердце продолжает работать - Ред.). К летальному исходу может привести применение миорелаксанта - это яд, вызывающий паралич скелетной мускулатуры. Если человеку в сознании ввести этот препарат, то он хочет вдохнуть, но не может (один из способов, описанных врачом из Енакиево - Ред.)", - поделился анестезиолог.
Обнаружить эти вещества во время вскрытия практически невозможно - как и говорил Чернов.
"Токсикологические пробы не включаются во вскрытие, только если есть подозрение на токсикологический криминал, а калиевую пробу для обнаружения гиперкалимии нужно брать в момент смерти, что практически невозможно", - рассказал врач.
Тем более это не будут делать в условиях войны, когда для смерти раненного есть другая очевидная причина.
Казнить нельзя помиловать
Все опрошенные украинские врачи осудили заявление Чернова.
"Это какой-то бред и абсурд, может быть не совсем здоровый психически человек. Я достаточно много провел в полях, оперируя. Приходилось оперировать и тех и тех. Я же не смотрю, какая у них там принадлежность. Моя задача - спасти жизнь. А это... Или жара негативно воздействует, или не совсем здоровый психически человек", - сказал "Стране" врач военно-медицинского департамента Минобороны Украины Анатолий Верба.
Профессор, зав. кафедрой детской анестезиологии и интенсивной терапии НМАПО имени Шупика, председатель Ассоциации анестезиологов Киева Андрей Беляев считает этот вопрос недопустимым.
"Никакого открытого вопроса здесь нет. Профессионал так бы не сказал. Профессионал никогда бы не стал вредить пациентам. С моей точки зрения это просто информационный вброс, тем более Чернов, это кто?" - сказал Беляев.
Что об этом думают в МВД Украины?
В МВД об этом, скорее, вообще ничего не думают. Пресс-секретарь Министерства внутренних дел Артем Шевченко заявил, что он в отпуске и не дает комментарии. Глава пресс-службы Национальной полиции Ярослав Тракало заявил, что это не в компетенции полиции.
"Во-первых, я такого (состава преступления - Ред.) в его заявлении не увидел, он говорит, что каждый врач знает, как это сделать, во-вторых, обращайтесь в военную прокуратуру, потому что все эти события происходили на оккупированной территории", - сказал Тракало.