С больной головы на здоровую…
Недавно в нескольких николаевских изданиях появилась статья Г. Степной «То, о чем так долго твердили энергетики, произошло …» с комментариями работников Южноукраинской АЭС. Они ни много, ни мало обвиняют экологов-общественников в нехватке воды а Южном Буге: «…сегодняшняя критическая ситуация в большой степени – заслуга Александра Малицкого, Антонины Галкиной и правозащитницы лауреата премии Голдмана Ольги Мелень».
Так что же происходит на самом деле? То, о чем так долго предупреждали экологи, причем не только общественники, но и государственные органы. Министерство охрани окружающей природной среды Украины и Государственного комитета водного хозяйства (Госводхоз): «С 6 по 11 июня 2007 года руководством каскада водохранилищ ГЭС-ГАЭС Южноукраинской АЭС было грубо нарушено режим санитарных сбросов из Александровского водохранилища в низовья речки р. Южный Буг на Николаевщине». Это «повлекло снижение уровня воды в нижнем течении Южного Буга и обострение водохозяйственной обстановки в прилегающих населенных пунктах». Говоря проще, из-за подъема воды в Александровском водохранилище, ниже по течению Ю. Буга на нужды людей воды не хватает.
А что, кто-то не знал, что так будет? Для понимания ситуации совсем не обязательно вдаваться в долгую историю.
2005 год. Госводхоз: «… в проекте [достройки Ташлыкской ГАЭС] не решены основные вопросы – водообеспеченность энергокомплекса, безопасное использование и охрана вод в нижнем течении Южного Буга». Кстати, одним из условий согласования Проекта достройки ТГАЭС Госводхозом была разработка «детального комплексного прогноза изменения окружающей среды и выполнения соответствующих природоохранных мероприятий».
2006 год. Акт государственной экологической инспекции Минприроды: «...необходимо выполнить прогноз влияния пускового комплекса Ташлыкской ГАЭС на экологическую обстановку в нижнем течении р. Ю. Буг, разработать мероприятия по уменьшению такого влияния». Разумеется, до сих пор прогноза нет, мероприятия не разработаны. И не будут! Создателей Ташлыкской ГАЕС интересует обстановка только от Первомайска до Александровки. А будет ли вода ниже по течению – не их забота.
Чернобыльская катастрофа, последствия которой будут сказываться на здоровье украинцев столетиями, показала, что случается, когда пренебрегают безопасностью ради «интересов государства». Аварии и катастрофы последнего времени – яркая иллюстрация последствий такого «хозяйствования». Поэтому хоть какая-то гарантия от повторения катастроф – строгое выполнение любых работ в соответствии с проектом, прошедшим предусмотренные законодательством процедуры.
С проектом же строительства ТГАЭС постоянно происходят интересные «метаморфозы». Тот, что получил положительное заключение государственной экологической экспертизы и тот, что реализуется на практике, отличаются кардинально. Первый из них предусматривал: «Весьма важным является исследование на первом этапе при работе пускового комплекса из двух агрегатов на подводящем и отводящем каналах без связи как с прудом охладителем АЭС, так и рекой Южный Буг, что позволит выполнить исследование водных экосистем на своеобразной натурной модели. Не менее важно и продолжение исследований при поэтапном наполнении водохранилищ и вводе в эксплуатацию последующих гидроагрегатов». Но вместо строго выполнения проекта разбирается дамба, отделявшая нижний водоем Ташлыкской ГАЭС от Южного Буга (интересно, кто дал на это разрешение), и более чем на 5 м поднимается уровень Александровского водохранилища. И «натурная модель», то есть Природа, сама делает выводы и наказывает. А тем временем метаморфозы проекта продолжаются. Уже в этом году под титульным листом Проекта… от 2002 года появляется совершенно новый текст, подогнанный под уже выполненные работы, но не прошедший государственную экологическую экспертизу.
Ситуация из анекдота о мужской и женской логике. На вопрос: «Какова вероятность встретить динозавра при выходе из дома», мужчина долго вычисляет вероятности, учитывая миллионы лет, прошедшие после их вымирания. А женщина говорит: «50% на 50%. Встречу или не встречу». Так и создатели ТГАЭС рассчитывали вероятности наступления такого маловодного года и надеялись, что он наступит не скоро. А тут сразу после повышения уровня водохранилища и увеличения отбора воды из реки – засуха. Теперь вода либо для энергетиков, либо для населения. «С природой не поспоришь», – пишет автор. Вот уж действительно…
Так кто же виноват в дальнейшем ухудшении экологической обстановки на Николаевщине? Те, кому не писаны законы и предписания государственных органов или те, кто предупреждает о неизбежных последствиях?
И вот, явочным порядком создав критическую ситуацию с водообеспеченностью в регионе, лоббисты атомного ведомства убеждают всех в том, что спасение – в поднятии уровня Александровского водохранилища до 20,7 м. В очередной раз без положительного заключения экологической экспертизы. К чему это может привести? Только один аспект – до четверти объема водохранилищ теряется на фильтрацию и испарение воды. А как вы думаете, куда деваются около 20% воды, которая фильтруется? Правильно, она способствует подтоплению и засолению почв ниже Александровского водохранилища. А если поднять уровень водохранилища до 20,7 метра, насколько усилятся эти процессы?
Теперь о судах. Мне, конечно, жаль юристов Южно-Украинской АЭС, в мучениях отстаивающих законность решения облсовета!! Но Конституция Украины не только дает гражданам право защищать природу, но и обязывает их всемерно охранять землю, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы как первооснову своей жизни и жизни общества. Когда исчерпаны другие возможности для защиты этой первоосновы, мы обращаемся в суд. До сегодняшнего дня продолжаются 2 судебных процесса по отмене двух решений областного совета – о передаче атомной станции 27,7 га территории РЛП «Гранитно-степное Побужье». В одном – истцами выступаем мы с А. Малицким, в другом – областная прокуратура и Госуправление охраны окружающей природной среды в Николаевской области. Кстати, все факты, приведенные в этой статье, взяты из материалов суда. Поэтому не случайно Центральный районный суд Николаева по иску А. Галкиной и А. Малицкого признал: «…оскаржуване рішення [областного совета] не є ані законним, ані обґрунтованим, ані розсудливим».
Можно опровергать по пунктам приведенные в статье утверждения и обвинения. Но дело не в деталях, пусть даже очень важных. Главное – автор пытается убедить читателей, что интересы энергетиков, реализация «стратегического государственного проекта – Ташлыкской ГАЭС», им должны быть важнее собственных, важнее чистой воды, плодородной земли и здоровья. Авторы утверждают: «Однозначного решения, способного сию же минуту удовлетворить всех, к большому сожалению, попросту нет. Или Минприроды позволит гидроэнергетикам продолжать пропускать транзитом приточный расход воды и сохранить водохранилище, или каскаду ГЭС-ГАЭС придется прекратить работу». Т. е. призывают Минприроды отказаться от соблюдения законов, удовлетворить в воде каскад ГЭС-ГАЭС, а, поскольку всех удовлетворить невозможно – оставить без воды жителей Николаевщины.
А теперь самое интересное – о «государственных интересах». Недавно появилась информация о намерениях провести акционирование с последующей приватизацией объектов атомной энергетики. Видимо планируется создание структуры, подобной печально известной «РосУкрЭнерго». Сейчас с этими планами разбирается Совет национальной безопасности и обороны Украины. Так готовы ли жители Николаевщины получить массу проблем, не ради «государственного», как нас пытаются уверить, а чьего-то коммерческого интереса?
И последнее. Автор статьи и его комментаторы призывают «зеленых» выступить по одну сторону баррикад. Но ведь с «зелеными», в смысле с фракцией Партии зеленых в областном совете у них и так полное согласие. Член фракции получает оплату как эксперт атомной станции, и одновременно в качестве председателя депутатской «экологической» комиссии рекомендует коллегам-депутатам принимать решения в ее пользу. А вот экологическая общественность, отстаивающая конституционное право жителей Николаевщины на здоровую окружающую среду, готова встать по одну сторону баррикад со всеми. Но только в случае неукоснительного соблюдения законодательства при достройке Ташлыкской ГАЭС и обеспечении интересов населения.
Ну а перекладывание ответственности с больной головы на здоровую, разумеется, вынудит нас защищать свою честь и достоинство в суде.