Схемы хищений на ЮУ АЭС: деньги выводили через николаевский ЖЭК
Схемы хищений на ЮУ АЭС: деньги выводили через николаевский ЖЭК
Журналисты издания «Наші гроші» опубликовали результаты своего расследование по схемам хищений средств через госзакупки на Южноукринской АЭС. Как оказалось, обналичивались средства в Николаеве, через частный ЖЭК «Соборное-1».
Соломенский райсуд Киева избрал бывшему и.о. президента ГП НАЭК «Энергоатом», бывшему гендиректору Южно-Украинской АЭС Виссариону Киму меру пресечения в виде залога в размере 1 760 000 грн. Об этом сообщает журналист «Наші гроші» из зала суда.
Детектив НАБУ 17 января вручил Виссариону Киму сообщение о подозрении в соорганизации завладения средствами при проведении закупок на Южно-Украинской АЭС. А именно — 10 520 000 грн при закупке общеблочного щита постоянного тока в 2012 году.
Суд 23 января признал подозрение Виссариону Киму обоснованным и избрал ему меру пресечения в виде залога в размере 1760000 грн, что должен быть внесен в течение пяти дней. Также в рамках досудебного расследования до 6 февраля на него возложены обязанности: сдать паспорта и другие документы для выезда за границу, прибывать на вызов детектива, прокурора, суда, сообщать об изменении своего места жительства, воздержаться от общения с бывшими и действующими работниками ЮУАЭС, «Енергатома», ЗАО «СКБ «Электрощит », Корпорации «Харьковский электрощитовой завод - Элетекс - с», а также с другими подозреваемыми по делу.
Виссарион Ким категорически отвергает предъявленное ему подозрение и считает дело против себя заказным.
Сейчас в НАБУ по данному делу расследуется два эпизода - по уже указанной закупке 2012 года, а также по закупке 2013-го. В этом деле, как ранее сообщалось, в августе 2017 подозрение в пособничестве завладения средствами также были вручены сыну Виссариона Кима - Артему.
В целом по этому делу вручено подозрения более 15 лицам, 5 из которых сейчас в розыске. По меньшей мере четверо подозреваемых уже пошли на сделки со следствием. Подробнее об этом деле читайте ниже.
Виссарион Ким возглавлял ЮУАЭС в 2007-2012 годах, а также исполнял обязанности президента НАЭК «Энергоатом» с августа 2012 года по июнь 2013.
Виссарион Ким с апреля 2014 является директором ООО «Институт поддержки эксплуатации АЭС». Учредителями предприятия являются ООО «Компания «Нормы и технологии »(45%), а также Геннадий Винник, Виктор Васильченко, Игорь Симонов и Иван Белодед, ранее представлявший на тендерах компании «Skoda JS », что выигрывала исключительно подряды в системе «Энергоатома» . Основателем и директором Компании «Нормы и технологии» является адвокат Геннадий Барабаш, который пытался возглавить Одесское территориальное управление НАБУ. Барабаш ранее был директором по правовому обеспечению НАЭК «Энергоатом».
Напомним, в 2012-2013 гг ЮУАЭС закупила электрощитовое оборудование общей стоимостью 43,50 млн грн:
07.2012 ЮУАЭС купила у ООО «Арстрейд» общеблочний щит постоянного тока с 12 370 000 грн;
01.2013 ЮУАЭС купила в ПАО «Унис-Трейд» щиты КТПСН за 31130000 грн.
Участники схемы незаконно завладели 27940000 грн путем завышения цен заключенных договоров на эту сумму, что подтверждается судебными экспертизами.
Уголовное производство по данному факту было начато николаевской милицией еще в 2013 году, однако до 2016 года дело не продвигалось, пока его на обработку не взяло НАБУ.
Во время обысков детективы НАБУ и прокуроры САП обнаружили «черную» бухгалтерию с расписанным распределением выведенных средств, где зафиксировали, среди других, также представителей правоохранительных органов и АМКУ.
Среди подозреваемых- «тяжеловесов» по делу проходят:
- Экс-депутат Кривоозерского горсовета, президент «ДАРА Групп» Эдуард Самоткал, который поддерживал группу своими связями (ныне скрывается от следствия)
- Предприниматель Дмитрий Лысенко, которого называют главным организатором схемы (брат экс-заместителя начальника управления СБУ в Николаевской области и близкий друг Артема Кима)
- Сын экс-главы ЮУАЭС Виссариона Кима Артем Ким, которого подозревают в пособничестве в завладении группой лиц средств Южно-Украинской АЭС и который сегодня находится под домашним арестом.
Реализация схемы стартовала в марте 2012 года, когда Южно-Украинской АЭС под руководством Виссариона Кима объявила о намерении приобрести низковольтную электрическую аппаратуру. На тендер поступили предложения от шести фирм, однако только две из них были допущены к оценке - фирмы с орбиты президента DARA Group Эдуарда Самоткала ОАО «Унис-Центр» и ООО «Арстрейд». Это были самые дорогие предложения. Победу одержал «Арстрейд» с заявкой в 12 370 000 грн. Через несколько лет судебный эксперт установит размер переплаты 10 520 000 грн.
Через полгода, в октябре 2012 года, ЮУАЭС решила приобрести также щиты КТПСН. На этот раз на тендер пришло три участника. Из них к рассмотрению ценовых предложений был допущен все тот же дуэт компаний - «Унис-Центр» и «Арстрейд», с той разницей, что победа досталась предприятию «Унис-Центр» с ценовым предложением 31 130 000 грн ( «17,42 млн грн переплаты» - констатирует судебный эксперт).
В обоих случаях речь шла об оборудовании производства харьковского ЗАО «СКБ Электрощит». Впоследствии замдиректора этой компании дал показания о том, что с инициативой сотрудничества от обеих компаний выступил Дмитрий Лысенко. В случае «Унис-Центр» он курировал договорный процесс единолично, а со стороны «Арстрейда» - в паре с номинальным руководителем фирмы Кириллом Сахно.
О тендерном заговоре знали все, включая должностных лиц фирмы-производителя оборудования «СКБ Электрощит».
Замдиректора на вопрос: «Понимал ли он, что «Арстрейд» и «Унис-Центр» являются связанными лицами», - ответил: «Да понимал, ведь от имени обеих компаний переговоры со мной вело одно лицо - Дмитрий Лысенко».
28 декабря 2017 Антимонопольный комитет Украины подтвердил наличие тендерного заговора и признал виновными «Унис-Центр» и «Арстрейд» в антиконкурентных согласованных действиях на тендерах Южно-Украинской АЭС.
По одной из разыгранных закупок антимонопольщики опоздали, потому что срок наложения штрафа истек, однако, по второму тендеру комитет успел наказать нарушителей и наложил на каждую из фирм штраф в размере 399,99 тыс грн.
В решении АМКУ приводятся выдержки из протоколов допроса подозреваемых и свидетелей по производству НАБУ. Началом доказательства заговора стало установление антимонопольщиками взаимосвязей между фирмами-участниками.
В 2012 году ООО «Арстрейд» было прописано на улице Олеся Гончара, 41 в Киеве. Здесь же юридически находилось ООО «Гримальди», учредителями которого являлись компании «Фрилон менеджмент лимитед» (Англия) и «Келмос ентерпрайзес лимитед» (Кипр), последняя также была соучредителем «Арстрейда».
В «Гримальди» работала финдиректором Светлана Костянецкая, она же известна как верная подчиненная Эдуарда Самоткала и отвечает за финансы в «ДАРА Групп» (в мае 2017 года НАБУ объявило о розыске Костянецкой, а с 23 июля того же года она находится в международном розыске. 14 сентября суд избрал меры пресечения в виде содержания под стражей для Костянецкой и Самоткала).
Опрашиваемые по делу рассказывали о Костянецкой:
«Она проработала на Самоткала около пятнадцати лет и всем на предприятии было известно, что она все делала только с его ведома. Без его разрешения практически никаких действий не совершала».
В сентябре 2016 года, на допросе у детективов, сын главного бухгалтера Самоткала, Антон Костянецкий, рассказывал, что именно его мать
«... предложила мне пойти работать председателем правления АО «Унис-Центр», организацией деятельности которой занимался ее знакомый Дмитрий Лысенко. К тому времени, Лысенко в «Унис-центре» никем официально не считался, однако организовывал его деятельность и подбирал работников. Я встретился с Лысенко, который объяснил мне мои задачи как председателя правления общества, а именно отметил, что в мои обязанности будет входить поиск оборудования, участие с ним в тендерах за государственные средства».
Размещения заказов в этой цепочке людей готовила юрист «Гримальди» Лариса К . Согласно данным протоколов допросов, Дмитрий Лысенко решал готовить документы на тендер, показывал К. список торгов, после чего она заходила в «Вестник государственных закупок», загружала оттуда документацию конкурсных торгов и на основании выдвинутых требований готовила необходимый пакет документов для участия.
«Мне ставили задачу собрать справки и выписки по ряду предприятий, и я этим занималась ...» - очертила К. круг своих полномочий на одном из допросов.
«Рядом предприятий», о которых рассказала юрист, были фирмы, входившие в структуру группы компаний «ДАРА Групп» - «Арстрейд», «Унис-Центр» и «Машенергокомплект».
Не все было гладко, вспоминала К .:
«Документы мной готовились для участия в торгах, проводимых ОП «Атомкомплект», ОП «Южно-Украинская АЭС», ОП «Запорожская АЭС». Больше всего торгов было выиграно на ОП «Южно-Украинская АЭС», а на других обособленных подразделениях «Энергоатома» часто были проблемы и мы не выигрывали торги».
В случаях, когда нужно было подделать документы, ответственность распыляли. Например, для участия в спорных закупках участникам схемы нужно было подделать документы в части справок о выполнении аналогичных договоров и о наличии работников.
По объяснениям юристки, она сначала подготовила указанные справки с указанием общих фраз, мол, «опыт - есть, работники - тоже, конечно, есть». Однако Лысенко упрекнул, что «такой вариант справки не пройдет». Поэтому уже заполненные правильным образом бумажки пришли ей на электронную почту от Антона Костянецкого, а юрист их только подписала.
Она также рассказала, что вместе с ней подготовкой тендерной документации для участия в торгах занимался Костянецкий.
«Цены в предложении конкурсных торгов, которые подавались в составе тендерных предложений, мне давал Костянецкий. Также он предоставлял мне в документацию конкурсных торгов документы по технической стороне, а именно техническим условиям, наличии опыта выполнения аналогичных договоров и т. д ».
Иерархия задействованных в схеме, по словам юристки, была следующей:
«Фактическим высшим руководителем, так называемым «президентом» группы компаний «ДАРА Групп» был Самоткал, а за финансы компании отвечала Светлана Костянецкая, по сути, была главным бухгалтером и вела учет и распределение финансов, даже выдавала какой-то период заработную плату работникам. С Самоткалом я общалась лишь однажды, когда он позволил подняться мне с ним на лифте. Это был главный руководитель, с которым могли общаться только избранные ... Дмитрий Лысенко был для меня вышестоящим руководителем, который в свою очередь был также подконтрольный Самоткалу. Об этом мне говорил сам Лысенко ».
Транзит незаконно выведенных денег и перевода их в наличные обеспечил житель Николаева Леонид Гусев - единоличный владелец ныне приостановленных николаевских ООО «Монолит маркетинг» и ООО «Соборное-2».
Гусев рассказывал, что также был директором ООО «Соборное», которое по сути было ЖЭКом и занималось предоставлением услуг по содержанию домов и придомовых территорий. Гусев использовал подконтрольные ему предприятия для предоставления сторонним предприятиям услуг по конвертации, за которые брал 3% от суммы денежных средств, подлежащей переводу в наличные - 0,5% оставлял себе, а 2,5% шло на осуществление налоговых платежей и оплату услуг банка .
На Гусева вышел Дмитрий Лысенко. Вместе с человеком, который их свел, они встретились в баре «100» в Николаеве. По словам Гусева, Лысенко разработал схему, по которой с «Унис-центра» и «Арстрейда» перечислялись миллионные суммы на ООО «Платинум Систем» и ООО «Ремтех-Проект» (компании из-под крыла того же Гусева, первая зарегистрированная на его подчиненного, вторая - на гражданскую жену), которые должны были частично «протранзитить» средства на харьковские предприятия и на «Соборное-2», откуда Гусев должен был снять большую часть средств уже наличными.
В марте 2017 Гусев вспоминал:
«Конвертируемые в наличные денежные средства я передавал по указанию Лысенко мужчине по имени Алик, лет 35-ти, ростом ниже среднего, черноволосый, смуглый, азиатской внешности, небольшого роста ... Денежные средства передавались при личной встрече».
Таким образом, по словам Гусева, им были переведены в наличные и передано Лысенко около 20 млн грн.
Новые подробности ожидаются в скором времени.