Газета “Рідне Прибужжя”, которая была коммунальным изданием облсовета, зарегистрировала себя как частную структуру, но при этом продолжает занимать помещение, являющееся коммунальной собственностью.
Данный вопрос обсуждался на совещании в облгосадминистрации во вторник, 2 октября.
Как рассказал заместитель главы ОГА Александр Кушнир, законом о реформировании государственных и коммунальных средств массовой информации предусмотрено, что помещения, которые занимают редакции этих изданий, передаются им в аренду на 15 лет.
Выполнить это требование в отношении “Рідного Прибужжя” оказалось невозможно, поскольку стало известно, что 11 мая было зарегистрировано частное предприятие «Редакция газеты “Рідне Прибужжя”, а деятельность этой редакции как коммунального учреждения была прекращена.
Площадь, которую занимала редакция, должна была быть зафиксирована в момент реформирования. Сделано этого не было, и обеспечить выполнение закона в части передачи помещений проблематично, поскольку неизвестно, какие площади занимала редакция до того, как стала частной структурой.
Начальник юридического департамента ОГА Светлана Русс, в свою очередь, отметила, что новое предприятие, которое было создано в процессе реформирования, имеет право на получение в аренду помещений, которые занимала редакция. Но чтобы заключить договор аренды, она должны предоставить информацию, какие именно помещения должны стать предметом этого договора. А такой информации нет.
Получается, что редакция по-прежнему находится в коммунальном помещении, которое она занимала раньше, хотя уже полгода является частной фирмой. Никакого договора аренды, как выяснилось, тоже нет, и на каком основании в коммунальном помещении находится частная редакция, непонятно.
В совещании принял участие депутат облсовета от «Оппозиционного блока» Вадим Олабин. Он отметил, что все вопросы, связанные с имуществом любого предприятия, должны решаться до того, как это предприятие ликвидируется. Если предприятие выступает балансодержателем какого-то имущества, на момент ликвидации это имущество должно быть кому-то передано. У “Рідного Прибужжя” было все — и имущество, и переход из коммунальной формы собственности в частную. Но вопросы по имуществу не были решены вообще.
- Можно было за это время продумать десяток схем, предложить варианты переезда в другое помещение, чтобы эффективно использовать это здание. Мы с Татьяной Николаевной (Фабриковой, главным редактором газеты — прим.) беседовали на этот счет в кулуарах, и она говорит: «Если бы мне предложили переехать, я бы, наверное, переехала, и никто бы мне свет не отрубал». Но никто с ней этот диалог не ведет, вот в чем проблема, - подчеркивал Олабин. - Сейчас она уцепилась за это помещение и говорит: «Если я его брошу и попытаюсь переехать, другое помещение мне могут уже и не дать, и редакция просто прекратит свое существование. Мне никто ничего не предлагает, со мной никто не встречается...».
Сама же Татьяна Фабрикова утверждала, что преобразование редакции из коммунальной структуры в частную происходило не сразу и было вынужденным шагом, поскольку вопросы передачи помещений с редакцией никто не обсуждал, хотя редакция на этом настаивала.
- Еще до того, как стать частными, мы уже писали Ольге Видиной (начальник управления коммунальной собственности — прим.) письма с просьбой определить балансодержателя, которому мы и передадим эти помещения. Нам обещала Ольга Викторовна, просила подождать, и мы ждали, повторно письма направляли. Первое письмо датировано еще мартом прошлого года. Уже тогда они были в курсе, что идет разгосударствливание и балансодержателя нужно назначить. Ольга Викторовна нам говорила: «Татьяна Николаевна, все идет нормально. Возможно, будет типография. Может, краеведческий музей». Мы готовы передать имущество любому, кому скажут. Но кому передавать, нам не говорили. Письма наши «футболились» в областной совет — якобы, это он должен определить для нас арендодателя. Областной совет пишет нам, что это должна решать облгосадминистрация. И этот «пинг-понг» нам просто надоел. Поэтому мы написали жалобу Алексею Юрьевичу, его заместителю. Она была спущена на Ольгу Викторовну и те же ответы пошли по второму кругу. У нас целая пачка однотипных ответов. Поэтому мы написали жалобы Президенту. Это был последний крик души. И заверения вашего заместителя, что мы незаконно хотим получить помещения… Мы не хотим ничего незаконного. Мы хотим, чтобы вы выполнили закон. Внимательно его прочитайте, ваш юрист пусть вам в этом поможет. И выполните его, как надлежит государственному служащему, - сказала Ольге Видиной Татьяна Фабрикова.
Выслушав стороны, глава ОГА Алексей Савченко поставил перед Ольгой Видиной вопрос о том, куда можно переселить эту редакцию. Та ответила, что раз в год формируется перечень свободных помещений, которые можно взять в аренду. Он висит на официальном сайте облгосадминистрации, и любой, кто хочет арендовать, может зайти и посмотреть.
Губернатор таким ответом остался недоволен настолько, что разыграл сцену со своим уходом с совещания — якобы, хочет посмотреть на сайте ОГА, какие в Николаеве есть свободные помещения. Вернувшись обратно, он отчитал чиновницу за ответ, похожий на попытку сбросить с себя решение этой проблемы, и потребовал впредь не ссылаться на данные сайтов, а предлагать варианты сразу. Тем более что они, как та уже дала понять, имеются.
- Пожалуйста, садитесь и договариваетесь. С «Родным Прибужьем» вы имеете общественную проблему. Они сделали ошибки, вы сделали ошибки. Осознанно, неосознанно — неинтересно. Сегодня нужно взять и решить эту проблему, - сказал николаевский губернатор.
Напоследок депутат Олабин озвучил вопиющий, по его мнению, факт, который красноречиво свидетельствует о том, какие приоритеты ставила перед собой газета, когда была коммунальным изданием, а облсовет был ее учредителем.
- Когда погиб наш коллега, депутат предыдущих созывов Губанов, Демченко (Татьяна, депутат — прим.) попыталась опубликовать о нем статью, некролог в печатном издании. Демченко бесплатно это сделать не смогла. Коммерческие отношения между депутатами и коммунальным предприятием были уже тогда, - сказал Олабин. - Демченко, хочешь некролог? Плати бабки. Ты депутат? Никого это не волнует.
Фабрикова на это ответила — ничего, мол, личного.
- Все платили и платят. Сейчас жизнь такая, рыночные отношения, - пожала плечами главный редактор.