Задержание мужчин и их принудительная доставка в центры комплектования уже не впервые снимают на улицах Одессы. Сейчас к этому добавились жалобы от находящихся в центре отправления. Поэтому областному военкомату пришлось отреагировать на них.
О том, почему возникают случаи с задержанием без полиции, как военные вручают повестки на камеры и почему люди проводят по несколько дней в центре отправления в интервью Суспільному рассказала начальница координационного пресс-центра сил охраны и обороны Юга Наталья Гуменюк .
-В начале полномасштабной войны был очень активен поток добровольцев. Сейчас ситуация поменялась?
В настоящее время ситуация в стране существенно изменилась. Если говорить объективно: в самом начале все считали, что сейчас мы мобилизуем все свои ресурсы и через две-три недели сможем остановить это нашествие и выбить его. Это действительно было в уме почти у каждого гражданина. В том числе это было в головах сознательных военнообязанных, которые пришли в центры комплектования. Когда полномасштабная война длится уже больше года, когда есть осознание, какому нашествию себя противопоставляем и как это тяжело. Что такое противодействовать армии страны, которая в пять раз превышает нас населением. Чисто живой силой. Тогда и мотивационный ресурс у людей снизился. Кроме того, многие эвакуированные в начале в более безопасные регионы осознали, что жизнь может продолжаться и без боевых действий. Но если мы все вместе не мобилизуемся, мы не остановим это никогда.
-Задержание представителями ТЦК военнообязанного на улице без полиции. Почему это происходит?
К сожалению, не хватает для всех групп. У полицейских есть еще много других задач. Часто бывает такое, что наряд, который должен сопровождать группу, должен выехать на другую задачу или что-то другое. Кроме того, есть и обычный человеческий фактор. В начале, когда для оповещения нам пришлось выйти на улицы, то были и не совсем слаженные действия. К примеру, один наряд полиции выделялся на три-четыре группы и не успевал оказываться там, где возникала конфликтная ситуация.
Кстати, персонал осуществляющий оповещение – это не специально обученное подразделение. Это такие же мобилизованные граждане, которые пришли в ТЦК на определенные должности и пытаются проводить ту работу, которой тоже кто-то должен заниматься.
-Совсем недавно, 22 марта, в одном из общенациональных телеграмм-каналов появилось видео, на котором вроде бы представитель ТЦК с помощью отмычки открывает двери в частный дом, чтобы вручить повестку. Это происходит вроде бы в Одессе. Как вы можете это прокомментировать? Насколько законны такие действия в целом?
-Если это видео сделали официальным способом, например с помощью придомовой камеры наблюдения или других средств контроля частной территории, то владелец должен обратиться в полицию с заявлением. У нас нет достоверного подтверждения, что видео настоящее и оно не сфабриковано и что там действительно представитель ТЦК. На многие вопросы могут ответить конкретные действия правоохранителей
-Хочу вам привести одну цитату, чтобы вы послушали: "Отца задержали на блокпосту в 5:00, отвезли в центр комплектования, провели медкомиссию и отобрали телефон. Уже на следующий день отвезли в другой город, не дав даже забрать вещи из дома". Это только одна история, с которой к нашему телеканалу обратилась семья мобилизованного. Это все воспринимается как похищение человека. Почему это не так?
-Во-первых, центры комплектирования не ставят своей целью похищать человека. Здесь начинать надо с себя и дать ответ, выполнил ли ты предусмотренные вещи законом, свои обязательства. Каждый ли приходил каждые пять лет в ТЦК и сверял информацию о своих личных данных, проходил медкомиссию. Статистика нашей работы показывает, что такого не происходило. В условиях мобилизации даже это не является, вероятно, оправданием такой истории. У каждого есть выбор и нужно прийти в ТЦК, проверить свои данные и защищать свою страну.
-Случаи, о которых тоже писали – это когда из общественного транспорта, из маршруток высаживают людей, иногда забирают телефоны. Есть ли такие ситуации на самом деле или это также частей информационной войны?
-Не исключено, что это часть информационной войны, но нельзя исключать и человеческий фактор. Еще раз скажу: люди, направленные в группы для мобилизации, такие же военнослужащие, которыми потенциально должны стать те, кто едет в общественном транспорте. Такие люди говорят, что они еще не получили повестки. Хотя они не проживают по месту регистрации, работают неофициально. Они просят о показательном уведомлении, но знают, что это невозможно по причинам, которые я вам перечислила. Мы вынуждены выходить на улицы и искать людей, которые должны пройти шаги, предусмотренные военными обязательствами.
-Хотелось с вами еще одну ситуацию обсудить. Видео в сети о ТЦК Малиновского района Одессы. В сообщении говорится, что людей содержат в центре, забрали у них телефоны и некоторые там находились несколько суток. Такая ли процедура прописана какой-то нормой?
-Если говорить о центре формирования команд, о котором идет речь в видео, я лично там была и общалась с людьми. Там созданы соответствующие условия, где люди ожидают отправки в воинские части. Находящиеся там фактически числятся, как призванные на военную службу.
-Это те, кто прошел медкомиссию?
Да, те, кто проходят или прошли медкомиссию. Происходит оформление документов и формирование команд. Но часть может быть в другом городе и люди могут ждать до трех суток, но уже в статусе военнослужащего.
Для ожидающих людей созданы все надлежащие условия. От горячей воды в душе до трехразового питания со свободным доступом к кофе, чаю и вкусностям. Как раз то видео, которое распространяется по сети подтверждает, что телефоны у них никто не забирает.