17 сентября начинается Йом-Кипур – один из самых важных праздников в иудаизме. В 1973 году именно в Йом-Кипур Сирия и Египет атаковали Израиль. Спустя 18 дней война была закончена, но противостояние Израиля и арабских государств длится и по сей день. Главный камень преткновения в этом противостоянии – проблема Палестины. Значительные надежды ее решить возлагались на прямые палестино-израильские мирные переговоры, которые впервые за последние 20 месяцев возобновились при посредничестве США. Да вот удастся ли?
Мир, который никак не наступит
Мирные переговоры израильского и палестинского руководства проходят в напряженной обстановке. Когда до соглашения остается, казалось бы, один миг, диалог снова заходит в тупик. Так, 1 сентября, накануне первой встречи израильского премьера с лидером Палестинской Национальной Администрации (ПНА), обнадеживающее заявление озвучил министр обороны Израиля Эхуд Барак. Он отметил, что правительство его страны готово отдать палестинцам арабские кварталы, если переговоры увенчаются успехом. "Западный Иерусалим и 12 еврейских кварталов, где проживают около 200 тысяч человек останутся у нас. Арабские кварталы, на территории которых живут примерно 250 тысяч палестинцев, останутся у них", - сказал Барак. Еще больший оптимизм он вселил в сочувствующие стороны, заверив, что израильское руководство согласно на создание "демилитаризованного палестинского государства, которое будет жизнеспособным с политической, экономической и территориальной точек зрения". Относительно священных для иудеев и мусульман мест в Иерусалиме - Старого Города, Масличной горы и Града Давида - израильтяне планировали согласовать с палестинцами особый режим.
Однако не прошло и трех дней, как дала знать о себе одна из главных "загвоздок" всего процесса "наведения мостов" на Ближнем Востоке - на палестинских землях нет единой арабской силы, контролирующей ситуацию. Если на Западном берегу реки Иордан власть находится в руках умеренной палестинской партии ФАТХ, то сектором Газа "заведует" ХАМАС, которую большинство стран мира, включая Израиль, признали террористической организацией. И пока в Вашингтоне лидер ПНА, представитель ФАТХ Махмуд Аббас пытался найти путь к хрупкому миру на переговорах с израильским премьером Биньямином Нетаньяху, 3 сентября спикер боевого крыла ХАМАС Абу Убейда озвучил заявление о готовящихся атаках на Израиль. "Мы продолжим атаковать врага в любом месте, в любое время и в любой форме", - сказал Абу Убейда. К этому времени и без того напряженную атмосферу переговоров значительно осложнили организованные ХАМАС теракты в городах Рамалла и Хеврон, взбудоражившие израильскую общественность. Гибель четырех израильтян Абу Убейда назвал "пощечиной" тем, кто говорил, что ХАМАС отказался от вооруженной борьбы.
Реакция израильской стороны не заставила себя ждать. 12 сентября в ответ на участившиеся обстрелы со стороны сектора Газа армия обороны Израиля – ЦАХАЛ - открыла огонь из танков, а в ночь на 16 сентября нанесла авиаудар по целям в секторе Газа. Крое того, министр иностранных дел Израиля Авидгор Либерман заявил, что не верит в мир с Палестиной. "Я согласен, что Махмуд Аббас выступает против террора, и он не будет воевать против Израиля. Однако этого мало", - сказал Либерман. А процесс мирного урегулирования он предложил пока свести к составлению промежуточного соглашения. "Нет оснований для беспокойства. Я повторяю: Аббас не будет бороться против нас. Единственное достижимое на практике решение - это долгосрочное промежуточное соглашение, положения которого мы можем обсудить", - заявил Либерман. Однако палестинский лидер дал понять, что на "промежуточные" договоренности не пойдет, отказавшись от компромиссов по ключевым вопросам отношений с Израилем. Аббас пригрозил, что покинет переговоры, если Израиль продолжит строительство еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан. Кроме того, подчеркнул он, палестинцы не пойдут на уступки Израилю в вопросах о статусе Иерусалима и возвращения палестинских беженцев.
Шаг вперед, два назад
Израильские поселения на Западном берегу реки Иордан - одна из ключевых и самых болезненных проблем палестино-израильских отношений. И если в вопросе о статусе Иерусалима Израиль все-таки порой озвучивает готовность идти на уступки, то в вопросе еврейских поселений остается непреклонным. Пока израильтяне согласны лишь приостановить строительство поселений, но не прекратить его полностью.
На данный момент в этом вопросе палестинцам не могут помочь даже такие авторитетные политики, как президент США Барак Обама и госсекретарь Хиллари Клинтон, при посредничестве которых проходят нынешние переговоры. Хотя для администрации нынешнего американского президента процесс ближневосточного урегулирования - предмет особо пристального внимания и своеобразное "дело чести". Получив Нобелевскую премию за решительные обещания обеспечить "миру мир", Обама отмечал, что расценивает эту награду как "приглашение" к более активным действиям для решения проблем, которые стоят перед миром в 21 веке. И в этом отношении конфликт Израиля и Палестины - безусловно, более чем достойная причина реализовать обещанное. "Такие непростые вопросы решаются только с помощью прямых переговоров. Я верю - обе стороны всерьез намерены достичь согласия, и тогда два государства смогут жить в мире друг с другом", - сказала Клинтон перед началом очередной встречи палестинского и израильского лидеров.
Однако пока все усилия посредников, похоже, пропадают даром. Несмотря на личные переговоры Клинтон с руководством Израиля, Биньямин Нетаньяху заявил, что его страна не будет продлевать 10-тимесячный срок, на время которого строительство пресловутых поселений было заморожено. Срок этот истекает 26 сентября, и если строительство на Западном берегу реки Иордан возобновится, де-факто это будет означать провал палестино-израильских переговоров. Махмуд Аббас уже заявлял, что если диалог зайдет в тупик, руководство Палестины уйдет с занимаемых постов. Тем временем такой вариант развития событий становится все более вероятным. Три раунда переговоров, которые длятся со 2 сентября, пока лишь обнажили остроту разногласий. После очередной встречи Аббаса и Нетаньяху перед журналистами выступил специальный посланник США на Ближнем Востоке Джордж Митчелл. Основной смысл его выступления сводился к фразе: "Ход переговоров обнадеживает, но прорыва не произошло". Такой прорыв может, по мнению Митчелла, произойти лишь в том случае, если Израиль прекратит строительство поселений.
Проблема заселения израильтянами Западного берега реки Иордан - или, как говорят в Израиле, Иудеи и Самарии - возникла в 1967 году, когда после проигранной арабами Шестидневной войны эти территории оказались под контролем Израиля. При этом международное сообщество осудило Израиль, поскольку, это, по мнению ООН, оккупированные территории, а их заселение противоречит Женевской конвенции. В то же время Израиль считает территории спорными. В 2005 году, когда премьер-министром Израиля был Ариэль Шарон, Израиль ликвидировал свои поселения на другой спорной территории – в секторе Газа. В результате политическая партия "Ликуд", членом которой был Шарон, раскололась на поддержавших его решение и противников вывода поселений. Среди последних был и нынешний премьер-министр Биньямин Нетаньяху. Таким образом, вряд ли стоит надеяться на то, что Израиль согласиться заморозить строительство на Западном берегу реки Иордан, а значит – и на благополучный исход выстраданных переговоров.
Тем временем международная комиссия ООН по расследованию обстоятельств перехвата израильскими ВМС турецкой "Флотилии свободы" представила генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну первичный отчет об итогах своей работы. Пока результаты работы комиссии не преданы огласке. Не исключено, что они могут быть использованы с целью принудить одну из сторон переговоров к уступкам. Но как долго продержится такой мир? Тем более что, как бы того ни хотело руководство ПНА в Рамалле, состоящее из членов ФАТХ, ему не удастся повлиять на политику ХАМАС в секторе Газа. А значит, ракетные атаки на Израиль со стороны сектора и военные операции ЦАХАЛ будут продолжаться. И снова будут гибнуть мирные жители. До полного прекращения огня на Святой Земле все еще далеко.
Борис Рудь