Важные Новости

Имидж - все, дебаты - ничто

17:19—03 Февраль 2010Имидж - все, дебаты - ничто1000+

Подробности

 

Шоу в прямом эфире под названием "Дебаты участников второго тура" так и не состоялось. Виктор Янукович, как и собирался, решил поговорить не с соперницей, а с журналистами. Впрочем, Юлии Тимошенко и с "пустым местом" неплохо беседовалось.

Тет-а-тет с "пустым местом"

Призрачные надежды на то, что главные претенденты на самый привлекательный в стране пост все-таки встретятся в прямом эфире, развеялись окончательно. Как и было анонсировано, в судию УТ-1 на задекларированную законом дуэль пришла только Юлия Тимошенко. Противоположная сторона, как и обещала, от дебатов отказалась. "Мы заявляем еще раз, убедительно, что Янукович не будет принимать участие в чемпионате вранья, который устроила Тимошенко, так как у него очень много серьезных дел, над которыми он будет работать", - за несколько часов до эфира повторяла уже привычный тезис ПР Анна Герман. По всей видимости, в число "серьезных дел", запланированных на вечер 1 февраля, вошла подготовка к соло на другом канале.

Свой бенефис на "Первом национальном" действующий премьер-министр начала с вежливого уточнения: "Может еще так произойдет, что Янукович придет?". Но само содержание первой части спича Юлии Тимошенко определенно намекало: Виктора Федоровича в прямом эфире никто не ждет, а из его отсутствия планируется извлечь максимум возможной пользы. С учетом артподготовки в стиле "отказался от дебатов – показал себя трусом" можно было предположить, что чужое бегство от прямого противостояния предоставит главе правительства широкий простор для риторического маневра. Так и оказалось: "Я сегодня вынуждена смотреть на пустое место и видеть это пустое место, возможно для того, чтобы потом пустое место не заняло должность президента страны", - жгла глаголом кандидат в попытке конвертировать собственную решительность в дополнительные голоса.

Изначально разрекламированный формат заочных дебатов", на котором настаивала оппозиция, еще до старта выглядел достаточно сомнительно. Тем не менее, часть выступления Юлии Тимошенко была построена по законам жанра. После не слишком продолжительного вступительного слова премьер-министр перешла к вопросам, адресованным ее сопернику, объемная расшифровка каждого из которых позволила ей со вкусом пройтись по наиболее перспективным с точки зрения критики направлениям. Так, например, рассуждая о возможном правительстве, премьер не только снова пообещала кресло Сергею Тигипко, но и вновь заверила аудиторию в том, что наиболее вероятным главой Кабмина при президенте Януковиче, по версии "кулуаров", будет Николай Азаров. Кадровый анонс позволил Юлии Владимировне подробно остановиться на проблеме "азаровщины", а заодно предоставил площадку для того, чтобы вспомнить пусть не все, но многое: от героического возвращения шельфа Черного моря народу до нелегкой судьбы, ожидающей "Энергоатом"; от тяжелой эпохи газового "посредничества" до недавней идеи Виктора Януковича поучаствовать в строительстве "Северного потока"… Границы вопроса – дело растяжимое.

Но бюджетно-энергетическими претензиями премьер ограничиваться не стала. Вопрос о приоритетной для Виктора Януковича форме государственного управления, позволил главе правительства предположить, что по возвращении "донецких" ничего хорошего страну не ждет. К месту тут оказалось и цитирование слов экс-"регионала" Василия Киселева о "смотрящих из Донецка", которые будут назначены в каждый регион, и воспоминание о трагической судьбе Евгения Кушнарева. Следствием вопрошания о месте страны в мире после прихода к власти "такой команды", стал нелестный для отечества вывод о печальном будущем инвестиций. Но свежайшую струю в это интервью без интервьюируемого внес, пожалуй, вопрос об организации рабочего графика будущего президента. В качестве иллюстрации глава Кабинета вспомнила, чего предыдущему правительству стоила увлеченность Виктора Федоровича охотой. "Часть секретариата Кабинета министров готовила топографические карты, а часть готовила кабанов к их недоброму концу. Вот так жило правительство", - живописала премьер картины многодневного труда во имя чужого хобби. Все – во имя того, чтобы стране было проще сделать "судьбоносный выбор".

Посвятив немалую часть своего 100-минутного выступления вопросам, судьбой которых - остаться риторическими, Юлия Тимошенко перешла к другому насущному делу – рекламе себя. Рассказывая, как и кому в Украине будет жить хорошо, ничего принципиального нового глава правительства не сказала. По большому счету, многие, озвученные в ходе дебатов тезисы, включая и программный - о вхождении Украины в тридцатку ведущих мировых стран с оглядкой на интегрированный индекс человеческого развития, кандидат в президенты повторяет от выступления к выступлению, одним из самых масштабных среди которых была установочная пресс-конференция перед первым туром. В лучших традициях агитационных туров Юлия Владимировна рассказывала и об экономике, и о науке, и о том, что молодым везде у нас дорога, а аграриям везде у нас почет… Собственно, после того, как закончилась та часть выступления, которая вопросы, о формальной специфике мероприятия уже ничто не напоминало вплоть до заключительных аккордов, в которых вновь прозвучала благодатная тема "пустого стула". Но, стоит заметить, что сольное выступление Виктора Януковича в эфире ICTV имело еще меньшее отношение к "заочным" дебатам.

Не отвлекаясь от проблем

Юлия Тимошенко посвятила телевечер 1 февраля формулированию вопросов, а Виктор Янукович – упражнению в ответах. Альтернативной площадкой для появления лидера президентской гонки на экранах стала программа "Лучший кандидат", где главный оппозиционер с удовольствием общался с избранными журналистами. "Я думаю, сегодня будет прямой эфир, она (Юлия Тимошенко, - "Подробности") будет лгать, обливать грязью меня, то есть такая у нее технология, чтобы отвлечь внимание людей от тех проблем, которые они создали в стране за эти пять лет", - предполагал незадолго до дебатов верховный "регионал". Что ж, соглашаясь на удобный формат придворного ток-шоу, где, к слову, на заданные на русском вопросы можно было отвечать на более привычном языке, кандидат в президенты получил все шансы напомнить стране о "тех самых" проблемах.

"Дебатное" выступление действующего премьер-министра было достаточно четко структурировано: "мухи"-критика отдельно – "котлеты"-агитация отдельно. Формат общения Виктора Януковича с журналистами такой последовательности не предполагал. Задевать соперницу ведущему оппозиционеру приходилось в рамках достаточно общих в тематическом отношении ответов (не считая прямого вопроса об отношении к "чернопиарным" листовкам). В силу этого дважды бывший премьер-министр вспоминал о конкурентке чуть ли не нехотя и походя, но каждый раз – определенно не без вдохновения.

О чем бы ни говорил Виктор Федорович: о борьбе с бедностью и необходимости внедрения "инновационно-инвестиционной" (сложный термин дался выступающему не без затруднений) модели модернизации страны, о преждевременности НАТО-темы или энергосбережении – повод помянуть действующую власть, что естественно, находился всегда. Как и Юлия Тимошенко, Виктор Янукович, критикуя, тоже старался опираться на проверенный ораторский продукт. Но целесообразность выбора лучших цитат вызывает некоторые сомнения. Поэтичный тезис о кризисе, который нужно было встречать с цветами, апробированный, к слову, тоже в эфире ICTV, в сокращенной форме прозвучал уже менее броско. Зато упорная убежденность в том, что неучастие в "Северном потоке" – сущее бедствие для украинской экономики по-прежнему выглядела небесспорно. Но как возможность вновь вспомнить о некомпетентности власти – вполне вписывалась в общую тематику разговора.

В своих атаках в адрес Кабмина и его главы во время не слишком продолжительного соло (45 минут на все про все) Виктор Янукович старался быть подчеркнуто афористичным (например, в экономический кризис "Украина не просто упала, а очень неудачно приземлилась – вниз головой"). Но далеко не всегда явные домашние заготовки, перемежаемые многозначительными паузами, звучали так же бодро, как обеспокоенность судьбами кабанов у Юлии Тимошенко. "Они (политики, вероятно, из противоположного лагеря) без этого не могут, для них нужно создать специальные шоу, программы, чтобы они снимали с себя острые ощущения. Чтобы собирались такая публика, которая это любит, и чтобы они... как правильно сказать... нашли способ получать удовольствие", - придумал Виктор Федорович занятие для оппонентов. А он сам тем, временем, будет экстренно спасать страну,  в том числе и от непродуманных решений – едва ли не самым неудобным вопросом на протяжении всего эфира оказалось будущее "героических" указов Виктора Ющенко. Касательно последнего оппозиционер готов решить проблему радикально и вовсе отказаться от практики вручения современных наград историческим личностям, что, по всей видимости, должно понравиться его симпатикам и не вызвать совсем уж резкой реакции у чужих…

Если Юлия Тимошенко получила возможность упражняться в остроте формулировок за счет "пустого места", то Виктор Янукович пытался вплести в свое выступление, слегка прерываемое наводящими вопросами, тему усталости премьера от гонки, и страны – от премьера. Подобное замечание главный оппозиционер повторил на следующий день, когда отмечал, что глава правительства "очень вяло в этот раз меня поливала грязью". Собственно, в подобной реакции, похоже, заключалась вся отпущенная на долю дебатов-2010 диалогичность. Первого февраля на вершине украинского политикума снова победила проверенная всей кампанией привычка "токовать" в комфортных условиях. Причем нельзя сказать, что и Юлии Тимошенко, так успешно эксплуатирующей отсутствие соперника, она полностью чужда. И, поскольку о схватке концепций речь вряд ли бы зашла даже, если бы поединок кандидатов оказался контактным видом спорта, присуждать победу кому-либо из участников заочной псевдодискуссии не приходится. Каждый работал со своей аудиторией и на свою аудиторию. Только зачем же называть это дебатами…

Ксения Сокульская