Комментарий Юлии Тимошенко, опубликованный в The Moscow Times 7 февраля и озаглавленный "Оранжевая революция предана", четко обозначил самую яркую черту характера Тимошенко - она прирожденный революционер.
"Есть у революции начало, нет у революции конца" - строки из известного коммунистического марша. Эти слова очень напоминают и ее политический манифест. Действительно, революции порой неизбежно разражаются, когда не остается других возможностей для того, чтобы удовлетворить потребности общества, которыми ранее власти пренебрегали или не успели удовлетворить вовремя. Но огонь революции не должен гореть постоянно. Это вполне простая и понятная правда, но ее очень трудно осознать тем, кто вышел на политическую арену при помощи революционных средств, но становится невежественным и беспомощным, когда приходится что-то создавать. Революция - это не универсальный ответ на любую политическую проблему, равно как и дефибриллятор - не универсальное лечение любых проблем со здоровьем. Это стало очень очевидным на Украине в ходе пяти лет оранжевого правления.
Что нужно украинцам так это мир, стабильность и как минимум капля гордости за свою страну. Печальная правда в том, что пять послереволюционных лет не принесли Украине ничего из вышеперечисленного. Более того, первоначальное опьянение и эйфория по поводу революции превратились в затянувшееся похмелье. Судя по комментарию Тимошенко, проблемы страны - это результат деятельности неких неизвестных "врагов свободы", которые предали революцию и развернули ее ход. И это другая сторона настоящего революционера: их всегда окружают якобы предатели. И когда что-то идет не так, как хотелось, это всегда вина кого-то другого, но не их самих.
По этой причине неудивительно, что несмотря на разрушительные итоги работы ее кабинета на Украине, Тимошенко имеет наглость давать советы египтянам и тунисцам. После всего у нее еще хватает нахальства сомневаться в воле ее собственного народа, который прокатил ее на последних президентских выборах (которые были повсеместно признаны как справедливые, прозрачные и демократичные).
Тимошенко заявляет, что демократические выборы "не делают демократию". Конечно, нет. Настоящая демократия - это сочетание трех основных элементов: верховенства закона, цивилизованного политического процесса и огромного количества трудной систематической работы. Типичные революционеры, такие как Тимошенко, не обращают внимания на нормы права, пока дело не касается их самих, их друзей и родственников.
Прямо как из Че Гевары возможно не получился бы хороший водопроводчик или строитель, из Тимошенко не получилось хорошего премьер-министра. Она не смогла начать системные реформы, потому что, как настоящий революционер, приводила экономику в замешательство баррикадами. Мировой экономический кризис застал ее неподготовленной, потому что она не умела мыслить глобально в экономическом отношении. И самое главное, он не умела делегировать полномочия, потому что никому не доверяла и вокруг себя видела только потенциальных предателей.
В своем комментарии Тимошенко попыталась дать совет тунисцам и египтянам. Я был дал им свой собственный совет:
Во-первых (и это самое главное), не доверяйте революционерам построение демократии. У кого-то хорошо получается создавать, а у кого-то разрушать. Революционеры - лучшие на свете уничтожители, но они совершенно непригодны к трудной систематической работе.
Во-вторых, помните о том, что успешная трансформация любой страны зависит от ее возможностей приводить к власти ярких людей, тех, кто может следовать своим обещаниям, а не просто политических активистов с их собственными личными целями. Качество жизни людей будет напрямую зависеть от типа политиков, которых изберут во власть.
В-третьих, не слушайте сладкоголосых "сирен", которые обещают вам рай завтра, при том что в прошлом они действовали лишь на благо самих себя.
Это конечно не означает, что нынешнее правительство Украины безукоризненно и идеально. Любая революция полна поляризации и пристрастности. Настоящее искусство государственного управления заключается в умении выведения этих токсинов из политического процесса. В конце концов, правительство получает положительную оценку в обществе, добиваясь успеха не в политическом, а в историческом плане, а это достигается посредством двухпартийной системы.
В этом смысле правительство Украины готово сотрудничать с любой оппозиционной группой или просто оппозиционером до тех пор, пока они способны мыслить в разрезе интересов государства и не занимаются мелкими политическими спорами. Тактика может являться предметом переговоров, но стратегия должна оставаться неизменной: прагматичные реформы на благо будущего Украины. К сожалению, Украине понадобилось пять лет, чтобы достичь этого послереволюционного периода стабильности. Я надеюсь, в Египте и Тунисе это произойдет быстрее.
The Moscow Times, Константин Грищенко