Объединительные порывы даются украинской оппозиции непросто. И все же парламентские "меньшевики" обещают общий фронт – уже под лозунгами "Кто не с нами, тот против нас". А основным собирателем сил, похоже, становится Арсений Яценюк. Что неудивительно – его положение это позволяет.
На свой-чужой рассчитайсь!
Активное "переваривание" политикумом принятия нового закона о выборах заметнее всего на примере оппозиционеров. Представители правящего лагеря пока все больше склонны обсуждать теоретическое влияние свежепринятого (но еще неподписанного главой государства) акта на судьбы отечественной демократии. "Мажоритарная система позволяет приблизить людей к власти. Люди смогут видеть, кого они выбирают, к кому предъявлять претензии, ведь на округе будет стоять конкретный человек, которого все будут знать. Демократия без этого невозможна", - напоминает нардеп-"регионал" Ярослав Сухый. А вот оппонентов власти, судя по происходящему, уже прямо сейчас больше интересует практический аспект будущего похода на эти самые полумажоритарные выборы. Тема объединения усилий для оппозиции становится все более актуальной. И вместе с тем – более болезненной.
Как уже недавно писали "Подробности", против благородных объединительных мотивов, взятых на вооружение оппозиционерами, сыграли сами обстоятельства принятия закона о выборах народных депутатов. Одним из главных критиков солидарного голосования провластных фракций и заметной части "меньшевиков" стал Анатолий Гриценко, готовый увести свою "Гражданскую позицию" из "Комитета сопротивления диктатуре", на базе которого и можно было планировать грядущее объединение. А одним из ярчайших следствий подобного принципиального демарша можно, пожалуй, назвать выявление намечающейся тенденции – внутреннего (а не с позиций власти, еще со времен Леонида Кучмы озабоченной поиском "конструктивных" и "неконструктивных" противников) разделения украинской оппозиции на "правильную" и "неправильную".
Как показали дальнейшие события, ситуация и в самом деле развивается в заданном направлении. Двадцать восьмого ноября "комитетчики" договорились готовить общий список для "мажоритарки". "Мы научены историей, и поэтому никому не удастся расколоть оппозиционные силы. Выборы 2012 года будут проходить в формате: кандидат от власти и кандидат от оппозиции", - объяснил Арсений Яценюк. Но, прежде чем объединяться, оппозиционерам предлагают всерьез задуматься о приоритетах. "У нас есть очень чёткая модель: с одной стороны Партия регионов, а с другой стороны — объединённая оппозиция, и кто не с объединённой оппозицией — тот с Януковичем. Третьего тут не дано", - пояснил вечером того же дня главный "фронтовик-преобразователь" Украины, одним махом лишив "права на оппозиционность" потенциальных несогласных.
Определение круга союзников в подобной ситуации – шаг и прогнозируемый, и логичный. И все же форсированный перевод восприятия политикума в черно-белый режим вызывает извечный вопрос: "А судьи кто?". Часть парламентских "меньшевиков" к программе "Кто не с нами – тот против нас" отнеслась настороженно. "Назвать себя настоящей оппозицией – мало, и это хорошо понимают люди. Надо сказать откровенно: если "Фронт змін" и БЮТ планируют формировать объединенный список оппозиции таким же образом, как они голосовали за новый закон о выборах, то из этого ничего хорошего не выйдет", - вспомнил о недавних событиях глава политсовета "Нашей Украины" Валентин Наливайченко. Руководство НСНУ, предвыборные перспективы которого в новых избирательных условиях выглядят крайне ненадежно, и ранее с опаской высказывалось и по поводу закона, и насчет формата вероятного объединения. Но, с другой стороны, неудивительно, что при нынешнем положении дел первые скрипки достались более сильным партнерам по "комитету".
Во главе угла
Судя по последним событиям, главными инициаторами объединения выступают политические тяжеловесы от оппозиции. Это закономерно: кто, как ни рейтинговые проекты, заинтересован в укреплении собственных позиций. Сегодня оппозиционеры из БЮТ и ФЗ рассчитывают почти на полторы сотни будущих парламентских "штыков", прорвавшихся по "пропорционалке", а "мощные политические фигуры" (пользуясь определением Арсения Яцеюка) союзников помогут им и на "мажоритарных" полях. Таким образом, оппозиционеры не исключают вероятность того, что при удачных раскладах в ВРУ следующего созыва им удастся сформировать большинство, хотя многие эксперты такие планы воспринимают не без скепсиса… Но амбициозные планы требуют серьезной работы. А взвалить ее на себя, похоже, не прочь Арсений Яценюк.
С увеличением степени вероятности принятия "смешанного" закона, поднимающего проходной барьер по "пропорционалке" до пяти процентов, активность лидера "Фронта змін" заметно росла. За последние месяцы из видного оппозиционера (все-таки политический вес экс-спикера и статус второго после Сергея Тигипко сюрприза былой президентской кампании обязывают), который держится несколько в стороне, Яценюк превратился в одного из основных глашатаев идеи оппозиционного объединения.
Настрой Арсения Петровича трудно назвать неожиданным. К роли пророка объединения его во многом обязывает положение. На выборах 2010 года Арсений Яценюк собрал без малого семь процентов голосов. По данным соцопросов, сегодня число его потенциальных активных симпатиков составляет 10-12 процентов, а рейтинг доверия – еще выше – часто порядка 30 процентов. За "Фронт змін" готовы проголосовать, по разным подсчетам, 7-11 процентов граждан, что позволяет этой партии с оптимизмом смотреть в "пятипроцентное" парламентское будущее. Кроме того, на руку "фронтовикам" играет и положение дел в стане соседей. Сопоставимой с ФЗ по популярности оппозиционной партией является только "Батьківщина". А оценивать степень вероятности участия ее лидера в следующих выборах сейчас мало кто рискует. Разумеется, в БЮТ регулярно заявляют о том, что Юлия Владимировна даже в СИЗО продолжает держать руку на партийном "пульсе". "Батьківщина" – это Юля. Даже находясь за решеткой, она продолжает формировать повестку дня, поддерживая контакт через родных и адвокатов. Именно поэтому власть и пытается не пускать к ней дочь и защитника", - рассказывает народный депутат Наталия Королевская. И все же ныне деятельно (а не будучи неким символом) объединять оппозицию Юлии Тимошенко в высшей степени затруднительно. И не факт, что штандарт "универсального" лидера из ее рук могут подхватить другие заметные "бютовцы" – Александр Турчинов, Сергей Соболев, та же Королевская – и рейтинга вряд ли хватит, и возможное переформатирование БЮТ в условиях запрещенных блоков требует немалых усилий…
При таких условиях Яценюк действительно выглядит наиболее вероятным кандидатом в главные "объединители", особенно если такое объединение будет проводиться "в сени" товарищей, а не на паритетных основах. Насколько успешно он себя зарекомендует в этой роли – дело уже другое. Некоторые политологи допускают, что успеха он может и не достичь: и задача – лавировать в море амбиций политиков с опытом – нетривиальная, и публика может не оценить. "Гламурный Яценюк не подойдет на роль лидера от оппозиции", - считает руководитель социологической службы "Украинский барометр" Виктор Небоженко.
И все же сам Арсений Петрович решительно примеряет на себя роль собирателя сил и совести оппозиции. Он требует, чтобы "власти отказались от интриг" и не срывали саммит Украина-ЕС; единым фронтом с БЮТ выступает за созыв внеочередной сессии после смерти протестующего в Донецке и все категоричнее высказывается в поддержку гипотетического еще объединения. Что показательно, именно Яценюк одним из первых назвал закон о выборах "победой оппозиции", чего ему часть этой оппозиции прощать не спешит. Тогда главным обоснованием "победности" был довод "Мы закрыли путь для манипуляций и фальсификаций". Сейчас же дополнительным аргументом в пользу принятого ВРУ документа служит факт его неподписания президентом. "Мое ощущение такое, что Янукович хочет тянуть до 19 числа с подписанием этого закона. Если не будет парафировано соглашение с Европейским Союзом, они найдут 100 оснований для того, чтобы ветировать этот закон. После этого они вернутся к закону Ефремова", - Яценюк демонстрирует максимально пессимистичный настрой (притом, что вето, в теории, позволяло бы оппозиционерам снова предложить свой вариант правил игры).
Впрочем, если закон вступит в силу в нынешней редакции, будущее Арсения Яценюка выглядит сравнительно неплохо. В случае успеха "объединительного" проекта эксперты допускают, что он сможет снова претендовать на пост спикера, а вот критично настроенный Анатолий Гриценко полагает, что речь может идти даже о кресле премьера. "Если после выборов Яценюк проведет в Раду значимую фракцию и ему предложат стать премьером, я не сомневаюсь, что он согласится", - уверен лидер "Гражданской позиции". Но делить "шкуру" несформированного парламента за 11 месяцев до дня волеизъявления рановато. За этот срок потенциальному лидеру объединенной оппозиции еще предстоит-таки оппозицию объединить, если это и в самом деле удастся, и без потерь довести результат этого объединения до выборов. А затем (подсказывает опыт 2002 года) – нужно еще удержать взятые парламентские рубежи. Что тоже весьма непросто
Ксения Сокульская