На протяжении десяти лет греческое правительство скрывало истинные масштабы государственной задолженности при помощи сомнительных операций в американских банках.
«Это станет настоящим скандалом, если подтвердится факт, что банки, которые подвели нас к краю пропасти, помогали Греции фальсифицировать статистику», – прокомментировала Ангела Меркель (Angela Merkel) информацию о сотрудничестве греческих властей с инвестиционным банком Goldman Sachs.
И скандал разразился. Европейская комиссия уже начала расследование с целью установить, насколько законными были валютные операции греков в заокеанских банках. Известно, что благодаря сложным финансовым инструментам, разработанным на нью-йоркской Уолл-стрит, миллиарды евро исчезали из статистики государственных долгов Греции.
Греческое правительство, скорее всего, даже не нарушало европейских законов. Ведь во время создания Еврозоны никто и не предполагал, что страны-участницы могут пойти на махинации таких масштабов.
Согласно установленным правилам, дефицит бюджета и внешний долг стран-участниц Еврозоны не могут превышать соответственно 3 и 60 процентов ВВП. Несмотря на то что Греция на протяжении последних десятилетий не соответствовала этим критериям, в 2001 году ей в порядке исключения разрешили ввести евро, но обязали в течение двух лет привести в порядок государственные финансы. От Афин, по сути, требовали одного – перестать одалживать. Как выясняется, жить по средствам у Греции не получилось. «Политики любят отложить решение проблем на потом, и банкиры предлагают им вариант, от которого они не в силах отказаться», – говорит профессор Гикас Хадурвелис (Gikas Hardouvelis), в прошлом чиновник Национального банка Греции.
В 2001 году Goldman Sachs выдал греческому правительству ссуду на 2,8 миллиарда евро. Поскольку деньги были выплачены в рамках так называемого валютного свопа – одновременной продажи и покупки той же самой валюты по разному курсу, в статистику долга их не вписали. А продавала и покупала Греция не что иное, как облигации, то есть свои долги.
В самой валютной операции нет ничего противозаконного.
Надо лишь отметить, что одолжить денег в рамках такой сделки намного дороже, чем взять кредит. Комиссионные за операцию 2001 года Греция должна была выплачивать 20 лет. Позднее срок продлили до 2037 года.
Правительство страны впоследствии неоднократно прибегало к подобным финансовым операциям, чтобы закачать бюджет деньгами и скрыть от Брюсселя новые долги. Один из самых больших валютных свопов был заключён в 2005 году между Goldman Sachs и Национальным банком Греции. Спустя несколько лет было создано юридическое лицо Tiltos, на которое были списаны греческие долги в рамках свопа. Сумма задолженности за операцию предположительно составила около 5 миллиардов евро. Интересно, что сама компания по уставу занимается инвестициями в Великобритании.
Для получения тайных кредитов Греция сумела заложить даже собственные шоссе и аэропорты. В результате сделок нередко создавались новые юридические лица, на которые списывались полученные кредиты.
Вероятно, греки понимали, что рано или поздно секретные механизмы получения заимствований доведут их страну до банкротства. Остаётся лишь гадать, насколько близорукими были греческие политики, чтобы ради краткосрочных интересов жертвовать будущим своего государства.
«Если правительство хочет мошенничать, никто не сможет его остановить», – считает бывший сотрудник Международного валютного фонда Гарри Шинази (Garry Schinasi). Остановить чиновников смог лишь тяжелейший кризис валютно-финансовой системы Греции, который ударил не только по экономике страны, но и по всему общему рынку Евросоюза.
В прошлом году дефицит бюджета Греции достиг рекордных 12,7 процента ВВП. Общая сумма внешнего долга составляет на данный момент более 300 миллиардов евро. Для выполнения своих обязательств правительству Греции в этом году необходимо найти дополнительные 54 миллиарда евро, а это ни много ни мало шестая часть ВВП страны за прошлый год.
Трудно представить оптимистический сценарий выхода из сложившейся ситуации. Греческая экономика не имеет никаких шансов самостоятельно расплатиться по долгам в этом году. А если она этого не сделает, евровалюта может рухнуть в пропасть.
Аналитики полагают, что Германия протянет руку помощи Греции и убедит остальных стран-участниц еврозоны профинансировать греческие долги ради спасения общей валютной системы.
Надо отметить, что стабильный евро для нашей страны, где люди традиционно вкладывают деньги в частные пенсионные фонды, намного важнее, чем, например, для Франции, где преобладают государственные пенсии. Случись обвал евро, мгновенно обесценятся пособия сотен тысяч будущих и сегодняшних немецких пенсионеров.
Так что вряд ли правительство Меркель станет так открыто рисковать будущим своих граждан. И скорее всего, именно немецкие налогоплательщики возьмут на себя основной груз греческих долгов.
Ну да ладно, с миру по нитке, и 54 миллиарда кое-как наберутся. По крайней мере, на один год можно будет отложить крах греческой экономики без серьёзных последствий для остальных стран Евросоюза. Но что будет дальше? Способна ли Греция жить по средствам, остаётся под вопросом.
Несмотря на заявления греческого правительства о том, что страна благодаря новой фискальной политике уже к 2012 году вылезет из долговой ямы, в «греческое чудо» верится с трудом.
Сообщения о затягивании ремней уже вселяют панику в греческое общество. «Брюссельские бюрократы хотят крови на улицах Афин», – заявляет авторитетное издание To Vima.
А вы готовы платить из своего кармана, чтобы на улицах Афин было всё спокойно?
Дмитрий Кулик, "Русская Германия", Германия