Сегодня
Сейчас одна из самых многочисленных категорий протестующих — рыночные торговцы. Среди них больше всего недовольных Налоговым кодексом, даже с учетом того, что их оборот, как правило, не превышает 300 000 грн., а значит им не нужно будет устанавливать кассовые аппараты. «Сегодня» разобралась, что ждет эту категорию предпринимателей на самом деле.
Наш опрос показал, что торговцев не устраивает прежде всего три пункта — повышение единого налога до 600 грн. (дорого), введение бумажной отчетности и внезапные проверки. При этом два последних пункта не нравятся всем, а вот по поводу размера единого налога есть разночтения — кое-то согласен платить больше.
Но большинство все же считает, что даже «плюс 400 грн.» — это непосильное бремя для их бизнеса. Однако очень любопытный момент — единый налог (даже повышенный) — это ничто в сравнении с арендной платой за место, которое устанавливают владельцы рынка (в Киеве — 1500—3000 грн. в месяц). И возмущаться этим торговцы считают делом бесполезным — устанавливает же эту ставку не государство, а частный хозяин. Правда, предприниматели говорят — если государство надавит на владельцев рынков и те снизят аренду — они не будут возмущаться увеличению налогов.
«Я наторговываю менее 2000 грн. в месяц, — показывает свою тетрадь с записями продавец детской одежды Мария Кнопка с продуктово-вещевого рынка на ул. Чернобыльской (Киев). — Аренда места очень много съедает — 98 грн. в день, почти 2600 в месяц. Поэтому для меня лишние 400 грн. налога очень существенны. Поднять цены — покупать перестанут, дешевле закрыться. Товар беру в Хмельницком у оптовиков, документов на них нет, если начнут проверять и требовать, где я возьму?». Ее соседка Людмила, торгующая галантереей, говорит, что с документами на товар у нее все в порядке, а проверок она не боится, пусть, мол, налоговики пересчитывают мои пуговицы и булавки, умаются. «А вот если бы правительство заставило хозяина рынка снизить арендную ставку — тогда бы вообще вопросов не было. Платили бы и повышенный единый налог и сборы в пенсионный фонд».
Торговец консервированными продуктами Борис с Оболонского рынка, наоборот, согласен платить даже 1000 грн. единого налога, только чтобы его не дергали проверками и не требовали отчета за каждую банку майонеза или горошка. Кстати, торговцы говорят, что элита рыночников — это торговцы дорогой одеждой, например, шубами (их чистая прибыль может доходить до 10 000 грн. в месяц с точки в сезон).
Впрочем, в регионах ситуация не столь радужная. «Я торгую вещами на рынке в Николаеве, — рассказывает предприниматель Семен. — Мой оборот — 6000 грн. в месяц. Доход — 2000 гривен в месяц. Из них 1000 я отдаю за аренду, 220 грн. — плачу налог. А с новым кодексом теперь надо еще и в пенсионный фонд 200 грн. отдать. А с нового года — будет 300, а налог — 400 грн. Итого 700 грн. И что мне остается? Конечно, мы будем митинговать, сейчас с соседями по рынку скинулись, отправили двоих ребят в Киев, оплатили им общими усилиями дорогу».
ЗАКРЫВАЮТ БИЗНЕС
Опрошенные нами киевские рыночные торговцы скептически относятся к возможности решить свои проблемы через Майдан. Многие туда даже не ходили. Кто-то не хочет терять доходы, ведь за аренду места все равно надо платить 50—100 грн., кто-то не видит в этом смысла. «Я ходила туда вечером, торговли все равно нет, но жидкий какой-то «Майдан», вряд ли что-то из него получится», — говорит Мария Кнопка. Косвенно говорит о себе тот факт, что упрощенцы уже не верят в то, что им удастся добиться существенных изменений в НК, т. к. в Киеве резко выросли расценки на услуги юристов по закрытию СПД. По словам предпринимателей, полгода назад это стоило около 1500 грн., сейчас — до 8000 грн. Это означает, что «единоналожники» нынче либо массово закрывают свой бизнес, либо готовятся регистрироваться как юрлица.
Олег Константинов, Александр Панченко, Лина Полишко