«А у селах у веселих і люди веселі...» — под таким заголовком было опубликовано («ЗН», № 9 от 8 марта 2007 года) пространное интервью с министром агропромышленной политики Юрием Мельником и замом Юрием Лузаном. Чиновники уверяли, что по мере выполнения «Комплексной программы поддержки развития украинского села на период до 2015 года» сельская глубинка будет жить, словно в раю. После утверждения Кабмином 19 сентября 2007 года документ возвысили до уровня Государственной целевой программы развития украинского села.
Прошло два года. Что изменилось в решении производственных и социальных проблем села? С таким вопросом редакция еженедельника официально обратилась к Юрию Мельнику. Нам понятна занятость Юрия Федоровича, связанная с подготовкой к торжествам по случаю Дня работников сельского хозяйства. Возможно, господин министр не хотел портить себе настроение перед получением Героя, поэтому ответили другие. И даже скупая статистика свидетельствует: рано радоваться как аграрным функционерам, так и крестьянам.
Нынешний День работников сельского хозяйства, хоть его и сместили во времени из-за эпидемии гриппа, каждого одарил гостинцами. Крестьян — обычной мизерной пайкой за арендованные паи, сельхозпредприятия — кризисными показателями, а тех, кто на передке аграрной телеги, — орденами и медалями.
Главному предводителю украинского крестьянства Юрию Мельнику президент, не краснея, «за выдающиеся личные заслуги в реализации государственной аграрной политики, организации обеспечения продовольственной безопасности Украинского государства» 25 ноября присвоил звание Героя Украины с вручением ордена Державы. Тут, как пел Владимир Высоцкий, «шах расписался в полном неумении...». Точнее, Виктор Ющенко выдал упадок аграрного сектора за процветание и благословил министра Звездой на окончательное его разрушение.
«За что?» — удивленно шушукаются в коридорах аграрного ведомства. «За что?» — вслух возмущаются простые крестьяне, из-за нищеты вынужденные продавать коров и покупать «дешевых» коз. Вот чем нужно измерять зажиточность украинского села! «Колыбели нации, хранителя традиций, источника народного творчества», — как любит повторять Виктор Андреевич.
Вообще-то оснований плодить звездоносцев нет. Это признала даже премьер, поздравляя аграриев с профессиональным праздником. Нынешними показателями Юлия Тимошенко не хвасталась (ведь нечем!), поэтому ностальгически вспомнила пройденное: «Именно вы, наши непревзойденные земледельцы, в прошлом году собрали рекордный урожай зерновых за все годы существования Украины, включая советскую эпоху. Именно вы, дорогие земледельцы, в этом году практически повторили этот блестящий результат и вывели Украину на третье место в мире по объему экспорта зерна, удивив всех».
Ну, во-первых, «практически повторили» — это разница в 7 млн. тонн. Пробел довольно ощутимый. Во-вторых, 24,4 млн. тонн вывезенного за пределы Украины зерна — это, опять-таки, экспортный задел минувшего маркетингового года. И, в-третьих, радуясь третьему месту на мировом пьедестале, следует все же уточнять: Украина оказалась на нем благодаря экспорту фуражного зерна. А по вывозу пшеницы и пшеничной муки мы на шестом месте. Поэтому секретариат ВТО четко классифицировал Украину как поставщика сырья.
Мы такими и останемся, если будем ориентироваться только на то, чтобы «бомбить» страны мира, даже если их и свыше 50, фуражом. Если нас интересует исключительно вал, а не качество зерна, статистики с министерскими «бухгалтерами» и впредь будут рисовать исправные цифры наподобие того, что почти треть зерна намолачивают личные крестьянские хозяйства. Того зерна, которое никто не поделит на классы, которое не движется в сторону портов, на экспорт. Это — «мертвое» зерно, зачисляемое правительством ради фанфарных показателей в продовольственный актив.
За время действия Государственной целевой программы развития украинского села на период до 2015 года МинАП так и не нацелилось в зернопроизводстве к качеству собранного. Спросите у чиновников ведомства: сколько соберем в следующем году продовольственной пшеницы, фуражного зерна? Только не начинайте от Адама: зерно легло в сухую почву... 85% всходов находятся в хорошем состоянии. Скажите лучше: сколько аграрии внесли минеральной подпитки, чтобы вызрел качественный урожай-2010? Аммиачной селитры, комплексных удобрений... Здесь уже не о классности зерна нужно говорить, а о возможном недоборе трети ожидаемого урожая. Ну а то, что соберут, — снова вал.
Да, мы можем удивлять мир чем угодно. В октябре отечественные масложировые предприятия произвели почти 290 тыс. тонн подсолнечного масла — абсолютный рекорд Украины по выпуску указанной продукции за месяц. Тем самым производители превзошли предыдущее достижение — более 260 тыс. тонн в марте с.г. И, что характерно, добились таких результатов не благодаря, а вопреки действиям правительства, которое своими бестолковыми решениями пыталось затормозить экспорт масла.
Вместе с тем другая масличная культура — рапс — почти вся оказалась за рубежом, где не на словах занимаются производством биодизеля. Из собранных в Украине 3,2 млн. тонн остались крохи — на развод. Между тем, наши заводы могут хоть сегодня производить 600 тыс. тонн биотоплива европейского качества в год. Есть мощности — недостает воли правительства. Поэтому довольно жиденькими кажутся в Государственной целевой программе показатели использования биодизеля в качестве топлива: 5,75% в 2010 году и 15% в 2015-м в общих объемах расходования горючего.
Собственно, в приветственном слове Тимошенко сказала то, что должно бы делать возглавляемое ею правительство, но не делает:
«Я знаю, что именно украинская власть должна для вас сделать.
Во-первых, обеспечить правильную, долгосрочную политику кредитования под минимальные проценты для полного технического перевооружения, для проведения сельхозработ на самом высшем технологическом уровне и постройки заводов с полным циклом переработки сельхозпродукции. Мы покончим с тем, что Украину кто-то хочет видеть сырьевым придатком.
Во-вторых, власти обязаны открыть все оптовые и розничные рынки сбыта аграрной продукции именно для вас, ее производящих, убрав посредников и дармоедов. Чтобы украинский народ получал продукты самого высшего качества непосредственно из ваших рук.
В-третьих, власть должна поднять качество жизни на селе, оставив все налоги в том селе, где вы их платите, не забирать их в центральный бюджет, откуда деньги к вам никогда не возвращаются. Именно такой проект бюджета на 2010 год мы внесли в Верховную Раду и примем его сразу после выборов.
Сегодня у меня еще не хватает полномочий, чтобы полностью воплотить этот короткий, но революционный план в жизнь, но в скором времени уже хватит!
Мы с вами покажем высокий класс, как можно полностью накормить свою страну да еще и полмира. Это уже ближайшая перспектива».
И традиционная поздравительная концовка: «Низкий поклон и почет вам, дорогие аграрии, за ваше мужество, волю и умение искренне любить родную землю. Именно вы настоящие Герои Украины!»
А вот Виктор Андреевич проигнорировал собирательный образ и облюбовал конкретные фигуры. Как для прославления, так и критики. Что касается последней, то здесь в качестве «громоотвода» президенту неизменно служит премьер. На торжествах по случаю Дня работников сельского хозяйства гарант заметил, что вместо решения конкретных проблем отрасли правительство занимается популизмом, проводит крупные пиар-акции по принятию десятков нормативно-правовых актов во спасение села, которые оказываются совершенно бесполезными.
Президент, наверное, забыл, как «возрождал» глубинку в 2006 году, объявив его Годом села. А каковы достижения? Только эхо от декларируемых программ развития социально-культурной сферы, сельской медицины, образования, государственного льготного кредитования сельского строительства, улучшения качества сельских дорог... Виктор Андреевич говорил и о защите отечественного сельхозпроизводителя, и формировании цивилизованного аграрного рынка, и о лидерстве аграрной Украины в Европе...
Какая разница между тирадами Юлии Владимировны и Виктора Андреевича? Разве что в словесных конструкциях... Поэтому не удивился бы, если бы президент после вручения Звезды Героя Юрию Мельнику собственноручно нацепил высшую награду и себе на лацкан. А для полного консенсуса — еще и Юлии Владимировне. «За выдающиеся личные заслуги...» За разрушенную свеклосахарную отрасль, за находящееся на последнем издыхании животноводство, мертвое отечественное сельхозмашиностроение, за издевательский бюджет АПК, за вырождение крестьянства как класса...
Два сапога пара! И сколько бы они ни рассыпались в общениях, лучше жизнь на селе не станет. Скорее наоборот. По крайней мере, к обнищанию аграрный сектор подталкивает проект бюджета-2010. Если сопоставлять его с основами Государственной целевой программы развития украинского села, то АПК будет профинансирован лишь на 3% вместо положенных 5,5% общих доходов. И то при условии использования средств как общего фонда, так и стабилизационного.
Надеяться на последний, думаю, нет смысла. Потому что в текущем году из предусмотренных в нем 2,2 млрд.
грн. по состоянию на конец сентября выделено только 264,3 млн., или 12% годовых назначений. А в 2010 году в нем планируют сконцентрировать на миллиард больше: на удешевление кредитов, финансирование инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе... Собственно говоря, аграриям придется молиться о наполнении стабфонда, поскольку расходы общего фонда на государственную поддержку отрасли по сравнению с 2009 годом сократились почти вчетверо (с 935,2 млн. грн. до 235,5). А чем меньше объемы финансирования, тем сильнее бьет по «тормозам» чиновничье ручное распределение бюджетных средств.
Нет, если читать проект бюджета слева направо, то получится, что государственная поддержка АПК на 1,7 млрд. грн. больше, чем в этом году. Но если сравнивать цифры справа налево, то оказывается, что упомянутый «прирост» в 1,7 млрд. грн. — это, в основном, расходы, связанные с деятельностью Аграрного фонда. Сельхозпредприятия же реально могут рассчитывать лишь на прибавку в размере 356 млн. грн. А в целом — это переполовиненная потребность в финансировании бюджетных программ по удешевлению кредитов, поддержке животноводства, племенного дела, селекции в растениеводстве... «Похудело» и количество бюджетных программ — на 13, что «сэкономит» для правительства 7,7 млрд. грн.
Едва ли можно назвать второстепенными такие программы, как финансирование мер по защите, восстановлению и повышению плодородия почв, бюджетная животноводческая дотация, государственная поддержка производства продукции растениеводства... Но если в зернопроизводстве мы что-то да сеем, молотим и вывозим, то в мясо-молочной отрасли — режем и ввозим.
Поэтому не торопитесь подпитывать килокалориями-джоулями полмира! Сперва накормите украинцев — мясом, молоком, маслом. Не привозным — собственным. Посмотрите на кривую поголовья коров — с начала года оно уменьшилось на 6%. А надоенного молока? Сметана подорожала на 1,20 грн., творог — на три. И это, говорят, еще не предел. Мелеет сырьевая база... По сравнению с прошлым годом сокращение производства молока зафиксировано в 18 областях.
Зато в Государственной целевой программе развития украинского села кривая в разделе «Животноводство» стремится вверх. Одни приросты... На самом же деле как в этом, так и в 2008 году становилось меньше коров, свиней, сокращалось производство молока, мяса. Однако президент, который так озабочен критическим состоянием отрасли, не спросил министра: «Юра! Почему не все так ладно в нашем хлеву?» Не поинтересовался ни тогда, когда вручал ему орден «За заслуги» ІІІ степени, ни когда удостоил звания заслуженного работника сельского хозяйства, ни сейчас, когда возвысил своего протеже до «звездной» Говерлы. Не спросил не какого-то там профана, а кандидата сельскохозяйственных наук, члена-корреспондента Украинской академии аграрных наук, лауреата Государственной премии в области науки и техники, зооинженера по специальности, который по жизни неразрывно связан с животноводством и должен отвечать за него на все сто.
Можно кивнуть на кризис: виноват, мол... Деньги «слизал». В Америке он проглотил больше, чем у нас. Однако в США бюджет министерства сельского хозяйства на следующий год по сравнению с нынешним вырос, достигнув 121 млрд. долл. Кроме этого, закон предусматривает предоставление внеочередного единовременного пособия в размере 350 млн. долл. фермерам, производящим молоко и выращивающим мясной скот. 60 млн. из этой суммы направят на закупку сыра и других молочных продуктов для формирования запасов и финансирования программ поддержки фермеров. Остальные средства в виде прямой финансовой поддержки поступят к «молочным» фермерам. Это в придачу к уже предоставленным в августе 2009 года 243 млн. долл.
В Государственной целевой программе развития украинского села, помимо производственной составляющей, есть еще и социальная. Такая же провальная, как и первая. О каком трудоустройстве крестьян, возросших стандартах жизни, восстановленной инфраструктуре может идти речь, если расходы на социальную сферу на 2010 год уменьшились почти в пять раз? А ведь они и прежде были с гулькин нос.
Чтобы оценить реальное состояние социальной инфраструктуры и определить перспективы развития каждого населенного пункта в соответствии с социальными стандартами и нормативами проживания населения, МинАП планировало завершить сплошную паспортизацию сельских населенных пунктов в первом квартале 2008 года. Спрашиваем у министра: что высветила паспортизация? Какие неотложные проблемы возникли перед вами? В ответ: а мы еще и не начинали...
Оказывается, в январе 2009 года был утвержден лишь Справочник социальных стандартов, нормативов, требований, содержащий комплекс норм и нормативов, на базе которых устанавливаются уровни основных государственных социальных гарантий. Еще один результат коллективного труда — проект постановления Кабмина «О мерах по проведению паспортизации сельских населенных пунктов» — с сентября курсирует по правительственным кабинетам, ожидая вступления в силу. Вместе с ним утвердят и Положение о проведении паспортизации сельских населенных пунктов, форму паспорта сельского населенного пункта. Пока дойдет очередь до опросников, глядишь, истечет и срок действия Государственной целевой программы развития украинского села.
Впрочем, уже сегодня у нее появился конкурент, который по значимости может затмить ее. Речь идет о Концепции Общегосударственной целевой программы устойчивого развития сельских территорий до 2020 года, проект которой рассмотрен пятого ноября на правительственном комитете по экономической политике и сейчас отшлифовывается с учетом предложений и замечаний. Смета программы выливается в солидную сумму — 300 млрд. грн., в среднем — 27 млрд. в год. И если ее будут финансировать с таким же «энтузиазмом», как и действующую, то пользы от нее селу, как с козла молока.
Я насчитал свыше 150 законов, принятых уже во времена независимости, которые призваны были активизировать жизнь на селе. А получается наоборот: за 18 лет количество сельского населения сократилась на два миллиона. Те же, кто прикипел к глубинке, скорее выживают, чем живут. Почти в 14 тыс. сельских населенных пунктов, или в каждом втором, нет ни одного предприятия, организации или иного субъекта хозяйственной деятельности, где можно было бы занять руки. Поэтому и возросла до более чем 3 млн. численность лиц, работающих на условиях самозанятости исключительно в личных крестьянских хозяйствах.
У кого есть работа — на коне! Хотя какие тут достатки... Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве на штатного работника перевалила за тысячу гривен — 60% среднего показателя в общем по отраслям экономики страны. А есть регионы, в которых зарплата едва превышает прожиточный минимум: Волынская, Житомирская, Ривненская, Одесская области.
Чем прежде всего озабочены крестьяне? Как накормить семью и скопить на какую-никакую одежонку. И когда даже на это не хватает средств, в рабочий хомут впрягаются дети. Таких «рабочих лошадок» в Украине — свыше 350 тыс., половина из которых трудится в сельском хозяйстве с его крайне тяжелыми условиями труда. Средний возраст юных «аграриев» — 12 лет. Для них законодательно установлены «привилегии»: законы о личном крестьянском и фермерском хозяйстве позволяют принимать на работу тружеников в возрасте до 14 лет...
Детский труд — это символ укоренившейся нищеты. Поэтому, наверное, и говорят на разных языках аграрные чиновники со специалистами Всемирного банка. Последний советует бороться с бедностью на селе, а руководство МинАП — «поддерживать развитие украинского села», которое, по большому счету, не то что затормозилось в собственном развитии, но очевидно деградирует. С безнадежно отставшей по условиям проживания по сравнению с городом социальной сферой.
Премьер Юлия Тимошенко едва не каждый день разражается инициативами. Одна из них — антикризисная программа достройки объектов газификации в селах, озвученная на заседании правительства 12 августа. Достроим! И средства — 700 млн. грн. — изыщем! Обнадежила...
А теперь — реалии. В прошлом году на строительстве подводящих газопроводов к сельским населенным пунктам было освоено 44,5 млн. грн., что дало возможность проложить 38,4 км
труб. В этом году сподобились протянуть аж... километр газопровода.
В одном из материалов я неспроста намекнул: а что будут возить японские молоковозы ввиду нехватки сырья? Воду! На первоочередное обеспечение сельских населенных пунктов централизованным водоснабжением прошлогодний бюджет выделил 50 млн. грн. Фактически профинансировали — 39,4 млн. За эти средства удалось обеспечить водой 14 населенных пунктов.
Угадайте, сколько «отщипнули» на реализацию Государственной целевой социальной программы первоочередного обеспечения централизованным водоснабжением сельских населенных пунктов в этом году? 20 тыс. грн.! Поэтому побольше закупайте заграничных молоковозов: работа для них найдется!
То же и со строительством и реконструкцией подъездных путей с твердым покрытием к сельским населенным пунктам. По годам: 2008 — профинансировано 412,3 млн. грн., 2009 — 25,2 млн. Перечислять дальше? Об оптовых сельскохозяйственных рынках? Об обслуживающих кооперативах?
…Президент Польши Лех Качиньский продал с аукциона ручку за 6 тыс. долл. Чем же отличилась самописка престижного бренда Stipula? Тем, что сломалась, когда Качиньский подписывал Лиссабонский договор, предусматривающий институциональные реформы в ЕС. Я же готов платить нашим предводителям столько же, только бы они не украшали своими вензелями ирреальные программы, концепции развития украинского села и его инфраструктуры. Хоть в этом святом деле будем настоящими героями!