В 2002 году в Польше прогремел ужасный скандал. Страна была объята ужасом. Люди старались отсрочить визит в поликлинику, панически боялись вызвать "скорую". Родители не вели детишек на запланированные прививки. В Варшаве больные отказывались от уколов, боясь, что их отравят. Паника лишала людей здравого смысла.
Нация просто шарахается от людей в белых халатах. Причиной - появившаяся в центральной прессе и на "Радио Лодзя" ужасающая сенсационная информация о существовании преступных группировок врачей "Скорой помощи" и сотрудников похоронных бюро в Лодзе, а затем еще и во Вроцлаве, Кельцах и Щецине.
Чтобы как-то нормализовать ситуацию и прекратить саботаж медицины, тогда к полякам по телевидению обратился министр здравоохранения Мариуш Лапиньский, и призвал не игнорировать медицинскую помощь и прежде всего "неотложку". Но это не помогло.
Что же так испугало поляков?
Журналисты сообщали, что уже на протяжении десяти лет в Лодзе действует отлично законспирированная шайка, объединяющая врачей и сотрудников городской "скорой" (диспетчеров, водителей, санитаров) с держателями дорогих похоронных бюро, заинтересованных, чтобы к ним поступало побольше мертвых клиентов. Каждая мертвая душа высоко оплачивалась. Медикам было выгодно самим помогать смерти. Как же все это происходило?
Каждый звонок в "неотложку" коррумпированные диспетчеры ждали с нетерпением. И тут же передавали заказ своим сообщникам на "скорой", в которой обычно работало четверо медиков. А те срочно оповещали богатых коллег-могильщиков. Есть еще один труп! За каждый звонок об умершем сотрудники частных похоронных агентств отстегивали партнерам-эскулапам от 300 до 400 американских долларов!
За один только месяц в Лодзе через руки преступников проходило около двухсот таких "шкур". Длилось это около десяти лет. Нередко, чтобы заработать побольше, "медики" нарочно опаздывали к тяжело больным людям, и те умирали. В маленьком Лодзе пациентам приходилось ждать "скорую" по два-три часа...
Получив наводку, "гробовщики" тут же отправлялись к убитым горем родственникам и увозили еще не остывшее тело.
Они были отличными психологами и прекрасно знали своих соотечественников отобрать потом умершего у частников и отдать в более дешевое похоронное бюро было для поляков психологически невозможно. Возможно, в Америке или в Англии прагматичные и жесткие люди и вытребовали бы своего мертвеца, сэкономили на похоронах тысчонку долларов, но для поляков это было бы святотатством. И люди покорялись судьбе.
Здесь необходимо сказать об очень важном в сознании нации: о памяти и уважении к мертвым. О духовной культуре, которой нам еще так не хватает. Нация уязвлена в своих самых высоких чувствах, оскорблен менталитет поляков. Каждый, кто побывал в Польше, знает, сколь высоко здесь уважение к умершим и павшим на войне, как чтится память родных и близких.
Тот, кто хоть раз зашел на польское кладбище, будет восхищен порядком, высокой культурой и эстетикой его содержания. Поляк не станет рассуждать: купить ли себе новый свитер или отнести дорогой букет на могилу прадедушки.
В День Всех Святых, национального поминовения всех усопших (напоминающий наши родительские субботы), вся Польша оказывается на колесах. Тысячи злотых тратятся на венки, свечи и букеты.
У каждого дома, где когда-то погиб хотя бы один поляк, появляется гора живых цветов и зажигаются свечи. Не обходят вниманием и наши мемориальные воинские кладбища, чистые, красивые, с прекрасными памятниками. Только во время Второй мировой войны на территории Польши погибло и было захоронено людей больше, чем во всей Европе.
Проехать тысячу километров из конца в конец страны, чтобы поставить свечу на могилу какой-нибудь четырехюродной тетки, которую он никогда не видел, для поляка нормальное явление. Здесь лозунг "никто не забыт" - не декларация, не традиция, а норма жизни, естественная духовная потребность. Вот потому-то и оскорблены сейчас и шокированы так глубоко поляки надругательством преступников над жизнью, памятью и смертью.
Но вернемся к трагическим событиям в Лодзе.
Родственникам умерших приходилось залезать в долги на долгие годы и платить немыслимые деньги за похороны по первому разряду, которые вовсе не входили в их планы. На каждом покойнике частные бюро зарабатывали от тысячи до полутора тысяч долларов! Но не это было самым страшным. Многих еще живых пациентов медики просто умерщвляли, делая им инъекцию павулона, препарата, изготавливаемого на основе яда кураре. Павулон - сильное средство, парализующее дыхание, применяется только анестезиологами в тех случаях, когда перед подключением к искусственному легкому больному надо было "вырубить" дыхание. Его разрешается использовать только в стационарах и в реанимобилях. Почему так сильнодействующее, опасное лекарство спокойно и бесконтрольно использовалось на обычных "скорых", остается загадкой.
Сразу же после первых публикаций заместитель министра здравоохранения Александер Науман заявил, что если информация правдива, то это просто чудовищно. А президент Польши Александер Квасьневский выразился еще более конкретно, назвав предполагаемых преступников просто... "выродками".
Премьер-министр Лешек Миллер потребовал провести тщательнейшую проверку и публикаций, и описанных в них событий, добавив, что сам много лет работал в тихом Лодзе, но никогда не слышал ни о чем подобном! Однако уже в первые дни скандала некоторые видные врачи в Лодзе подтвердили факт торговли мертвыми телами! И появилась не подтвержденная пока информация о том, что врачи "скорых" входили в сговор с частными похоронными бюро также во Вроцлаве, Кельцах и Щецине.
Начальник городской службы "Скорой помощи" Богуслав Тыка и его предшественник Рышард Левандовский признались, что знали о существовании этой системы. Но не верят, что медики могли убивать больных... Возникают вопросы: куда же смотрел глава местной "Cкорой"? И не было ли его молчаливое невмешательство щедро оплачено "гробовщиками"? Что происходило с телами бедных и одиноких людей, к которым "неотложки" вызывали соседи или просто случайные люди? Но пока у этой дикой истории вопросов больше, чем ответов!
К тому же, чтобы ответить на них, надо производить немедленную эксгумацию сотен трупов. Ведь препарат павулон разлагается в человеческом организме очень быстро, и обнаружить его будет непросто. Но не все родственники умерших готовы на эти действия. Это главная трудность, с которой уже столкнулось следствие.
Министр здравоохранения Мариуш Лапиньский пообещал полякам, что если обвинения подтвердятся, виновные окажутся за решеткой. Лапиньский приказал изъять из всех аптечек "скорых" запасы павулона и хранить его только в операционных больниц! А во время выезда к больным использовать иные, менее сильные средства.
Уже проведен подсчет павулона в Лодзе. Из 307 ампул на медицинские нужны было использовано только 247! Где же остальные? Были ли они использованы преступниками для умерщвления своих пациентов или просто проданы за большие деньги в частные аптеки? Ответа пока следователи не дали.
Старший комиссар полиции Лодзя Томаш Климчак открыл специальный "телефон доверия", по которому любой может анонимно или открыто сообщить факты по делу врачей.
Но скандал продолжает расти подобно снежному кому, несущемуся с горы. После того как представители полиции заявили, что есть основания считать обоснованными обвинения против лодзинских врачей, "по горячей телефонной линии" всего за три дня позвонили около ста пятидесяти человек, подозревающих врачей "скорой" в преступной деятельности!
Министерство здравоохранения проводит в эти дни обследование всех аптечек в каретах "скорой помощи". Уже установлено, что в нескольких машинах злосчастного павулона оказалось меньше, чем должно было быть.
Было издано распоряжение, запрещающее с первого февраля всем "скорым" страны выезжать для констатации смерти. Это не облегчит жизнь родственникам, которым теперь придется нестись от тела умершего в районную поликлинику за справкой. А потом все равно вызывать "похоронщиков". Правда, теперь уже можно выбирать, каких.
Таким образом польские власти пытаются сразу разорвать преступную цепочку, связывающую медиков с частными похоронными бюро, и предотвратить нарастание паники в стране.
Полиция Лодзи уже провела аресты семерых медиков и водителя, причастных к торговле трупами.
Национальный прокурор Польши Карл Наперский подтвердил, что допрошенные врачи лодзинской "Скорой помощи" признали, что некоторые их санитары давали пациентам какое-то неизвестное лекарство, резко и внезапно ухудшавшее их состояние. Попытка свалить все на санитаров вряд ли окажется успешной. Ведь не случайно трем арестованным врачам их же коллеги дали зловещие клички: Франкенштейн, доктор Менгеле, Ангел смерти.
Если выяснится, что медики действительно ускоряли смерть больных, в соответствии с пунктом 3 параграфа 2 статьи 148 Уголовного кодекса Польши их ожидает тюремное заключение от 12 лет до пожизненного. Зная это, они решили активно сопротивляться, и уже подали встречные иски на журналистов, обвинивших их в преступлениях, за... клевету.
Адвокаты обвиняемых пытаются перевести ужасающие уголовные дела о предумышленных убийствах в нейтральные дела о коррупции и торговле дорогостоящим павулоном с целью обогащения.
Любопытно, что владельцы похоронных бюро, покупавшие человеческие трупы, пока проходят по делу только как свидетели.