Традиции празднования дня трудящихся в нашей стране: от стычек с полицией до драк с националистами
Завтра — 110 лет, как в Украине впервые отпраздновали 1 Мая. Было это в Харькове в 1900 году. Около 10 тысяч рабочих нескольких заводов собрались на митинг, после которого вручили администрации предприятий экономические требования: 8-часовой рабочий день (было не менее 10 часов), повышение зарплаты, улучшение условий труда. И прекратили работу. Забастовки продолжались несколько дней и были подавлены полицией.
А в мире все началось в 1886 году в Чикаго, когда рабочие вышли на улицы с требованиями установить 8-часовой рабочий день и повысить заработную плату. В ходе стычек с полицией появились жертвы с обеих сторон. В убийстве полицейских власти обвинили восьмерых рабочих-анархистов, четверых из них повесили, остальных сослали на каторгу. А через три года делегаты конгресса II Интернационала (объединение коммунистических и рабочих партий) постановили: пролетарии всех стран обязаны в этот день быть солидарными со своими чикагскими товарищами. И с 1890 года День международной солидарности трудящихся стали отмечать не только в США, но и в Европе.
В течение 27 лет, до революции 1917 года, 1 мая праздновали в России полуподпольно: так называемые маевки проходили в малолюдных местах и в нерабочее время, рабочие опасались провокаторов и доносчиков. Маскировали маевки под пикники, в ходе которых агитаторы от зарождающихся рабочих и соцпартий организовывали митинги, раздавали листовки, брошюры в основном с экономическими требованиями.
1918—1941 ГОДЫ: ЗАВЛЕКАЛИ БАЛАГАНОМ
Впервые официально 1 Мая в России отметили в 1918 году после Октябрьской революции. В Москве на Ходынском поле в этот день состоялись митинг, на котором выступил глава советского правительства Владимир Ленин и военный парад, в том числе авиационный — два десятка разномастных самолетов показали над полем фигуры высшего пилотажа. Эта традиция продолжилась вплоть до 1941 года. Поначалу народ к новому празднику привыкал с трудом: так 1 мая 1921 года в Москве произошли волнения. Власти завлекли москвичей к пропагандирующим новую жизнь с помощью передвижного театра-балагана (с куклами в виде Красноармейца, Рабочего, Крестьянина, батьки Махно, Буржуя, Попа, Капиталиста) и обещанием выдать бесплатно белый хлеб (в стране тогда был голод), а дали серые лепешки. Недовольных разогнала конная милиция, совсем как при царизме.
В 1932-м праздник впервые совпал с Пасхой, и коммунисты объявили годовую акцию борьбы с религией, которая закончилась через год к Первомаю-33. За год разрушили тысячи церквей.
В Украине первый послереволюционный Первомай стал кровавым: в 1919 году в Киеве «в честь праздника» чекисты расстреляли несколько сотен «классовых врагов». В 1920-м 1921-м его не отмечали — власть была «жовто-блакитной». Лишь с 1924 года, начиная с тогдашней столицы УССР — Харькова, демонстрации с красными знаменами на 1 Мая стали традицией.
1941—1960 ГОДЫ: НЕ ПОШЕЛ НА ДЕМОНСТРАЦИЮ — ВРАГ НАРОДА
К началу войны Первомай стал основным государственным праздником, 1 и 2 мая были выходными днями. В этот день обязательно проходил военный парад в Москве, столицах союзных республик, затем — демонстрация трудящихся. Наиболее мощным он получился в предвоенном 1941-м — в Москве показали новые танки Т-34 и КВ, противотанковые пушки, супермощные гаубицы калибра 203 мм на гусеничном ходу. «Перед войной ходили на демонстрацию практически все, поэтому они и были такими многотысячными: передовики производства шли в первых рядах колонн, за право нести флаг или транспарант чуть ли не дрались. На лозунгах писали: «Смерть мировому империализму!», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Мир, Труд, Май», — вспоминает 86-летняя жительница Киева, ветеран войны Евгения Суслова. — Гремели духовые оркестры, которые были на каждом заводе. На тех, кто в этот день не был на демонстрации, смотрели искоса, «доброжелатели-соседи» могли и донос написать в органы: мол, не враг народа ли. Потом после демонстрации обязательно было застолье, праздновали вместе с соседями. Если погода позволяла, ходили в Голосеевский лес к озерам».
«В селах парадов не было, но до войны обязательно проходил митинг перед сельсоветом, на котором записные ораторы — парторг, председатель и пара активистов — клеймили мировой империализм и призывали крепить оборону родины», — рассказала нам жительница села Калита Ирина Дворецкая.
В 1942—44 гг. Первомаи не праздновали, возобновились они лишь в 1945-м. В Москве за несколько дней до капитуляции Германии уже гремел праздничный салют. С 1948-го пешие военные парады отменили, осталась только демонстрация трудящихся. Но Сталину очень нравились воздушные парады и над Красной площадью с ревом проносились сотни самолетов всех типов, благо после войны их осталось немерено. В 1952 году был туман и уже после парада разбились при посадке два тяжелых бомбардировщика, но об этом, естественно, не сообщалось. А после смерти вождя отменили и пролет авиации.
Примечательным было 1 мая 1960 года — в этот день под Свердловском советская ПВО сбила американский самолет-шпион У-2, летевший на высоте около 20 км. Лидеру СССР Никите Хрущев сообщили об успехе прямо на трибуне мавзолея.
Самая жесткая дисциплина с проведением демонстраций установилась после 1964 года, когда секретарем ЦК по идеологии стал Михаил Суслов, вспоминает 82-летняя Галина Кравченко, бывший парторг столичного завода «Ленинская кузница». За 10—12 дней до праздника газеты «Правда», «Известия», «Труд» печатали официальные лозунги, которые разрешалось использовать на плакатах и транспарантах. На партсобраниях формировали списки демонстрантов, распределяли обязанности: кому какой транспарант или флаг нести. Активистов с красными повязками ставили слева и справа по краям колонны, они следили, чтобы никто из демонстрантов не «отсеялся» по дороге. После шествия весь реквизит собирали в машину, везли на завод. Праздник обычно отмечали в парткоме, пили за партию, за родину, за Ленина.
1960—1985 ГОДЫ: В КОЛОННЫ МАНИЛИ ОТГУЛАМИ ИЛИ ТРЕХРУБЛЕВКОЙ
В 60—70-е годы энтузиазм народных масс еще не иссяк: Первомай праздновали с удовольствием, особенно в глубинке. Народный депутат Анатолий Кинах вспоминает, как в 60-е годы в центре его села Братушаны (Молдавия) нарядно одетые люди с семьями, под бравурную музыку с цветами и лозунгами проходили по центральной улице. «Я, шестилетний, сидел на плечах у отца, видел сверху людское море. В эти дни уже было тепло, солнечно, настроение прекрасное», — рассказал нам Анатолий Кириллович.
Позже в 70-е возродились традиции отмечать Первомай на природе: кто после, а кто и вместо демонстрации «солидарности трудящихся». С флагами и лозунгами шли уже не по зову сердца, а по разнарядке из парткома и профкома, привлекали примерно каждого десятого. Коммунисты и комсомольцы-активисты участвовали добровольно, опасаясь взысканий, а если «штыков» не хватало, в праздничные колонны привлекали беспартийных трудящихся — отгулами или трешкой (три рубля, ныне примерно 30—50 гривен), которые выдавали сразу после окончания празднества. Обычно на эти трешки демонстранты тут же отмечали праздник, купив в складчину в ближайшем магазине водку, вино и нехитрую снедь: хлеб, колбасу, селедку, банку «заморской» кабачковой икры.
Последний раз, по словам Кинаха, он, уже начальник производства судостроительного завода «Океан» (Николаев), был на демонстрации в 1985 году, с началом перестройки. «Увы, когда ее заболтали, энтузиазм народных масс начал иссякать, а первомайские демонстрации становились все более скромными и малочисленными», — говорит политик.
Экс-министр образования 54-летний Станислав Николаенко, работавший в СССР на руководящих должностях в Каховке (Херсонская область), вспоминает, что они готовились к Первомаю за месяц: на субботниках коммунисты, комсомольцы марафетили улицы, высаживали кусты, деревца и цветы, которые покупали за свои деньги. 1 Мая проходил митинг, потом — спортивные соревнования: по гребле на Каховском водохранилище, а в городском парке играли в волейбол, мини-футбол, городки, лапту, в карты. Пекли картошку, жарили на костре сало, шашлыки тогда были редкостью, мясо — дефицитом. Пили самогонку, домашнее вино... По его словам, разнарядок на митинги не было, приходили все кто хотел. «А когда в середине 70-х я учился в Киеве в сельхозакадемии, участникам демонстрации, изображавшим физкультурников, бесплатно или за символическую сумму выдавали дефицитные спортивные костюмы. Из веток и цветной бумаги делали цветы, гирлянды, флажки. Транспаранты готовили централизованно, в комитетах комсомола», — рассказывает Николаенко.
Нардеп Ксения Ляпина говорит, что для нее Первомай — это первые теплые выходные дни, солнце, природа, костер, шашлык и песни под гитару в березовой роще на столичной Воскресенке. «В детстве политика меня не интересовала, первомайские парады, демонстрации по телевизору не смотрела, было неинтересно, — рассказывает она. — А вот в студенческие годы на маевки в лес ходила с удовольствием. Я родилась 5 мая, в один день с Карлом Марксом, и поэтому 1 мая для меня было первым этапом празднования дня рождения. Вообще мое поколение выросло с ощущением двойной реальности: в школе, институте мы ходили на праздники песни и строя, славили светлое коммунистическое будущее, а после уроков и пар слушали и пели полузапрещенных Высоцкого, «Битлз» и авангардных тогда «Машину времени», а также Градского. И радовались: вот как хорошо — там где-то первомайская демонстрация, люди строем ходят, а мы тут шашлычки жарим».
1985—1991 ГОДЫ: СТОЛЫ НА ВСЮ УЛИЦУ
1 мая 1990 года руководство СССР и КПСС в последний раз поднялось на трибуну Мавзолея для проведения последней официальной первомайской демонстрации. Обязаловка закончилась, каждый праздновал как хотел, благо два выходных народу оставили. Руководитель цыганского театра «Романс», народный артист Украины Игорь Крикунов, рассказывает о традиции празднования Первомая в годы перестройки и независимости: «До перестройки у нас были лошади. Мы выезжали на маевки на бричках, устраивали табор. И пили за здоровье вождей. Это было в начале 80-х годов. Излюбленное место, до того как Чернобыль рванул, было на Десне за Вышгородом. Мы ставили табор в 10 палаток и с мая до конца лета жили там».
По словам Крикунова, советские традиции дополнялись чисто цыганскими: «В эти дни идет жертвоприношение: режем барана. Во славу, во здравие — знак начала летнего сезона. Поскольку рома считаются детьми солнца, мы возносим хвалу солнцу».
Не изменили себе цыгане и после развала СССР. «В 90-е годы на Отрадном в Киеве, где мы живем, на улице каждая семья выставляла столы напротив своего дома. Эти столы ломились от блюд — борщ, жаркое, салаты. В итоге получался длинный многонациональный стол, ведь на нашей улице дружно живут и цыгане, и украинцы. Были песни, танцы».
1991—2010 ГОДЫ: НЕЗАВИСИМАЯ МАЕВКА: БИТВЫ С НАЦИОНАЛИСТАМИ
В первые годы независимости Украины компартию запретили, и Первомай проходил убого, даже в Киеве. Народ разъезжался по дачам жарить шашлыки и сажать картошку. Со временем коммунисты возродили традиции, а националисты успокоились. Хотя на Львовщине в 90-е доходило до мордобоя между коммунистами и националистами, вспоминает член КПУ Александр Голуб. «Совсем как 100 лет назад, когда польские власти на Галичине разгоняли рабочих, — улыбается он. — Компартия в 1992 году была запрещена и нам приходилось прятаться, ехать в горы и там проводить митинги-маевки под красными знаменами. К 1995-му коммунистам удалось отменить запрет, но все равно на Львовщине не обходилось без столкновений и попыток местных органов власти не допустить митингов. Ведь на них мы выходили с требованиями выплатить зарплаты, пенсии (в 90-е годы были массовые задержки), снизить тарифы ЖКХ, а властям это не нравилось. Поначалу нас были десятки, потом сотни, сейчас тысячи. С 2005 года я хожу на демонстрации в Киеве и столица отличается от Львова намного более доброжелательным отношением. Прохожие пристраиваются к нашим колоннам, автомобилисты приветственно сигналят».
Теперь на демонстрации ходят энтузиасты, в основном пенсионеры и их родственники. Старшее поколение — поностальгировать под красными знаменами, молодежь — необычно потусоваться. Как рассказал нам экс-министр образования, социалист Станислав Николаенко, в этом году блок левых сил соберется в Киеве на Бессарабке и пройдет колоннами по Крещатику. Чтобы было веселее, наняли духовой оркестр и девушек-барабанщиц. Надеются собрать 5—7 тысяч человек. Потом состоится забег в честь 1 и 9 мая, демонстранты в спортивной форме будут пропагандировать здоровый образ жизни, ломать символические шприцы и выбрасывать бутылки с зеленым змием.
ГДЕ И КАК ПРАЗДНУЮТ ПЕРВОМАЙ
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ И ФРАНЦИЯ — С ЦВЕТАМИ
Французы и британцы считают 1 Мая не столько Днем труда, сколько Днем цветов (в Великобритании) и Праздником ландыша (во Франции). На Туманном Альбионе дети собирают полевые цветы и продают букетики соседям. Особенно популярен вереск. А французы в первый день мая обязательно покупают ландыши — но не охапками, а по одной веточке.
АВСТРАЛИЙЦЫ РИСУЮТ ТРИ ВОСЬМЕРКИ
День труда в стране — плавающий, в разные годы приходится на разные даты, а в 2010 году отмечается 3 мая, он объявлен официальным выходным. В этот день на многих зданиях устанавливают три восьмерки, которые отражают взгляды Роберта Оуэна, британского социалиста — человеку нужно по восемь часов в сутки на работу, отдых и развлечения.
В ЮАР МОДНЫ ЯРМАРКИ И РАСПРОДАЖИ
День труда в Южно-Африканской республике считается официальным выходным. В этот день в столице страны Кейптауне на всех улицах проходит городская ярмарка, где можно купить дешево продукты питания и сувениры, а в магазинах устраиваются грандиозные распродажи.
Христина Коновалова, Александр Панченко