ИноСМИ
В земельном суде Карлсруэ рассматривается громкое дело, которое затрагивает не только многие европейские страны, но и актуальнейшую тему – доставку в Европу энергоносителей с просторов нашей бывшей родины. Бизнесмен из швейцарского Цуга Андрей Быков подал иск против энергоконцерна EnBW, третьего по величине в Германии. Спор идет о 120 миллионах евро, но и не только о деньгах.
История эта достаточно запутанная и содержит две почти диаметрально противоположные точки зрения конфликтных сторон. Руководство EnBW утверждает, что предприятия, принадлежащие российскому бизнесмену, работающему в Швейцарии, не выполнили взаимных договоренностей. Конкретно: фирмы Быкова, Eurepa Suisse S. A. и Pro Life Systems S. A., и немецкий концерн заключили в 2005–2008 годах ряд договоров на поставку урана и совместную работу по демонтажу атомной электростанции в Обригхайме (Баден-Вюртемберг). Также швейцарская фирма Eurepa Suisse S. A. должна была выплатить кредит, взятый для разработки и развития мониторинговой системы по контролю за транспортировкой ядерного топлива в России.
Так как в концерне посчитали, что партнер по бизнесу не выполнил условий контракта, то руководство EnBW после ряда предупреждений подало иски в третейские суды Швейцарии и Германии, требуя вернуть занятый кредит и, кроме того, возместить неисполненные обязательства по доставке и хранению урана.
Эти иски специально были поданы в третейские (арбитражные) суды, настаивает EnBW, так как это не только принято в международном коммерческом праве, но и было записано в договорах, заключенных между концерном и швейцарскими фирмами. Поэтому ответные действия Андрея Быкова в земельном суде Карлсруэ юридически неправомочны, а сами обвинения истца, по мнению EnBW, «тактически немотивированны и безосновательны».
Такова позиция немецкого концерна. Андрей Быков и его адвокаты утверждают же совсем другое. Российский бизнесмен не собирается возвращать 120 миллионов евро немцам, считая, что эти деньги были выплачены ему в качестве гонорара за консультационную деятельность и свою миссию он прекрасно исполнил. Ведь, с точки зрения Быкова, поставка урана и прочие условия, которые перечислялись в контрактах, были только фикцией для прикрытия главной цели концерна.
На самом же деле EnBW стремился к лоббированию своих интересов в России и получению доли прибыли в газовом бизнесе РФ. Если бы сделка выгорела и EnBW смог бы контролировать часть поставок российского газа в Германию, то это обеспечило бы концерну из Карлсруэ миллионную прибыль и безбедную жизнь на многие десятки лет.
Но переговоры сорвались не без участия еще одной стороны – Франции. Крупнейший акционер EnBW, французская компания Electricité de France (на сегодняшний день она владеет 45% акций концерна) относилась без энтузиазма к предпринимательской деятельности концерна в России. Французов интересовала возможность самим поставлять электричество в Германию, а не ждать, пока EnBW наладит собственные энергетические каналы из России. Для того чтобы усыпить бдительность французского акционера, EnBW, по мнению бизнесмена, поручил наведение контактов с россиянами двум своим дочерним фирмам – EnKK и KWO. Иск Быкова подан также против этих компаний, ведь предприниматель убежден, что ряд сотрудников EnKK и KWO были назначены только для маскировки бизнес-контактов с Россией. Кстати, от руководителя технического управления EnBW Ханса-Йозефа Циммера (Hans-Josef-Zimmer), который в те годы отвечал за »кооперацию с Россией», концерн также потребовал возмещения ущерба в миллионном размере…
Кто прав и кто виновен в этом сложном конфликте? Обоснованы ли обвинения российского бизнесмена? С уверенностью можно лишь утверждать, что немецкий концерн очень заинтересован в поставках российского газа. Так, летом этого года EnBW начал переговоры с российским производителем газа «Новатэк» о продаже до 25 процентов акций одного из своих подразделений в обмен на дешевые поставки топлива из России. Сумма предполагаемой сделки может составить до 800 миллионов евро.
Другая сторона конфликта – влиятельный в России бизнесмен, возглавлявший и возглавляющий ряд крупных энергетических компаний в Европе. Андрея Быкова даже называли консультантом Владимира Путина, впрочем, от этой должности предприниматель всячески открещивается. Между прочим, судебная тяжба с EnBW – не первый скандал в его карьере. Большой шум в 2002 году произвело вручение премии фирмой Nuclear Disarmament Forum, которой также управлял Быков. Одним из лауреатов премии «за вклад в дело мира» стал опять же российский президент Владимир Путин. Глава государства, правда, не появился на этом гламурном мероприятии, которое проходило в швейцарском казино, и саму награду вручал другой крупный российский политик – Михаил Сергеевич Горбачев.
Однако швейцарская организация «Гринпис» назвала эту премию лишь «прикрытием для интересов европейской атомной энергетики». Ведь сам форум был создан для поставки переработанного плутония (который, как известно, может использоваться не только в мирных целях) для работы АЭС в Европе и в США. Впрочем, и здесь бизнесмен отмел все нападки…
То, что прессе вообще стало известно о нынешнем конфликте между EnBW и швейцарскими фирмами, заслуга Андрея Быкова и его адвокатов, подавших иск в земельный суд Карлсруэ. В третейские (арбитражные) суды, которые, согласно контракту, должны разрешать спорные правовые ситуации, журналисты – в отличие от государственных судов Германии – не допускаются. Пока, правда, слушания в Карлсруэ на короткое время приостановлены, так как истец еще не оплатил судебные издержки… Редакция «РГ/РБ» будет с интересом следить за развитием событий.
Ирина Фролова, "Русская Германия", Германия