Ну и ну! Судя по всему, даже советского – то есть российского – премьер-министра Владимира Путина задевает господствующее сейчас повсеместно убожество. Собственно, особых причин сомневаться в том, что возрожденная Россия сохранила советское пристрастие к третьесортной показухе, не было. Неуклюжий советский лимузин ЗИЛ остается тем же ЗИЛом, и никто не покупает ни российских компьютеров, если такие вообще бывают, ни российских гамбургеров. Тем не менее, честно говоря, я побаивался, что, по крайней мере, в области шпионажа СВР (так русские называют заграничный отдел своего нового КГБ) поддерживает былые стандарты сбора разведывательной информации, включая самые неприглядные аспекты этого ремесла. Недаром она считалась одной из лучших спецслужб мира, наравне с израильской, британской и – в удачный день – ЦРУ и ФБР. Однако теперь, после ареста 11 «агентов влияния», становится понятно, что, как минимум в настоящий момент, она ведет себя столь же по-дилетантски, как и большинство государственных служб мира. Вспомним при этом, что сам Путин был офицером КГБ, и очень неплохим. Какой позор!
В Лондоне, где я был на прошлой неделе, пресса обыграла эту историю намного лучше, чем в Соединенных Штатах. Британские журналисты лучше нас чувствуют информацию – именно поэтому в Британии журналистика в лучшем состоянии, чем здесь. Они превосходно раскрыли тему «роковой женщины» и плейбоев и даже раскопали зловещие деловые связи с каким-то сомнительным англичанином и тираном Зимбабве Робертом Мугабе. Когда вечером 4 июля я вернулся в Соединенные Штаты, я уже имел полное представление о происшедшем благодаря лондонским газетам. Поразительно, что американские журналисты напрочь упустили из виду убожество происходящего - например то, как часть – если не большинство - российских шпионов легко отуземилась.
Нет, конечно, среди них были и правоверные – например, эта ультралевая журналистка из El Diario La Prensa, «засветившаяся» еще 14 января 2000 года, и годами по глупости подставлявшая остальных, или ее идиот-муж, профессор, в своем саморазоблачительном признании после ареста заявивший, что он любит сына, «но даже ради него не нарушит верность Службе». Но были и другие – «семейство Мерфи», а также «Дональд Хитфилд» (Donald Heathfield) и его симпатичная женушка Трейси Фоли (Tracy Foley). Кстати, непонятно, почему, шпионы, жившие под чужими или вымышленными именами, брали фамилии ирландского происхождения? Почему бы им не стать Гольдфарбами или Финкельштейнами? Может быть, из-за рудиментов старого советского антисемитизма? Между тем, это вполне удобные фамилии – тем более для Нью-Йорка.
Мерфи уж точно американизировались, и на месте г-на Путина я бы начал нервничать на их счет. Помните, что говорят о янки и «демонстративном потреблении»? В 2009 году Мерфи решили, что им нужен собственный дом в Монтклере, штат Нью-Джерси, и устроили своему куратору скандал, когда он начал возражать. Раньше, один из агентов так и сказал г-ну Мерфи: «Как хорошо, что я вас не курирую!» Сейчас этот человек, распределявший деньги между агентами влияния, скрывается где-то на Кипре, если еще не покинул остров. Что касается Мерфи, они сидят за решеткой. Как сообщает Los Angeles Times, их готовили в первоклассной российской «шпионской школе». Может быть, это подтолкнет их держать язык за зубами, но я, признаться, так не думаю. Домик в Монтклере может стать для «ирландской» четы отличным стимулом «запеть».
Разумеется, из всей этой компании основное внимание британцев привлекла 28-летняя пышная глазастая рыжая красотка Анна Чэпмен, в девичестве Кущенко. Нас она тоже должна была бы заинтересовать. Ее отец долго служил в КГБ и должен кое в чем разбираться. Именно, он - надо же! - велел ей сдаться властям. До ареста она вела активную жизнь по обе стороны Атлантики. Она вышла за британского гражданина, тусовалась с плейбоями, не вылезала из британских клубов Annabel's и Tramp. Через пять лет Анна переехала в Америку, перед этим успев поработать с неким Кеном Шарпом (Ken Sharpe) и своим отцом на компанию Southern Union,связанную с г-ном Мугабе. Здесь она вела столь же бурную жизнь – ночные клубы, богачи и бессмысленные связи. В ее компании работали около 50 человек. Вероятно, она помогала финансировать шпионскую сеть.
Интересно, что ФБР, которое годами собирало информацию благодаря этим болванам, что-то, видимо, заставило зашевелиться и их арестовать. Возможно, в ближайшие месяцы, мы узнаем, что это было, возможно, нет. Очевидно одно – у ФБР и МИ5 была хорошая пара недель. Их репутация на пике. А вот КГБ/СВР стоит побеспокоиться – ведь это может стать пропагандистской катастрофой.
Р. Эметт Тиррелл-младший, "The Washington Times", США