Партия регионов снова готовится штурмовать Раду под флагом русского языка. Это четвертая попытка украинской партии жуликов и воров всучить русскоязычную "куклу" юго-востоку. Если страна снова поведется на этот прием, то ее можно успешно хоронить.
На украинском гербе должны быть изображены грабли. И в национальный гимн их тоже можно вставить. Потому что именно на них радостно готова наступать вся страна. Особенно если там написано "русский язык".
Партия регионов вновь подняла тему защиты "великого и могучего". Вельможные спикеры опять анонсируют принятие в этом году законопроекта Колесниченко-Кивалова об основах государственной языковой политики. Расчет очевиден – парламентские выборы нужно выигрывать, а традиционный электорат юго-востока на все лады склоняет партию, за которую недавно сам же от "безрыбья" голосовал. И потому из загашников политических артефактов вновь достали старое полотнище языковой темы, чтобы водрузить его над поредевшими баррикадами.
Глядя, как "регионалы" накануне выборов вновь достают засаленный козырь языкового вопроса из рукава, уже не остается сил даже на негодование. Скорее вызывает удивление безграничность цинизма, с которой они опять готовы поманить за собой юго-восток морковкой старой проблемы.
По сути, эта тема остается их предпоследним способом мобилизовать свой бывший электорат. Ведь "наверху" четко понимают – голосовать за Партию регионов будут лишь в контексте выбора "меньшего зла". Грань которого может пролегать лишь по трем темам: языка, церкви и восприятия истории. Все остальные карты этой политсилы давно уже биты и легли в отбой.
Но позиция властей – это всего лишь свидетельство их ограниченности. Неспособности выйти за рамки вызубренного раз и навсегда алгоритма победы: "пообещай язык – выпей с ветеранами – помолись с архиереем – раздавай гречку". Они настолько исполнены веры в этот несложный рецепт, что даже не пытаются изобретать что-то новое. И кормят избирателя привычной бурдой историко-языковых обещаний из ведра с горделивой наклейкой "цивилизационная общность".
Но и традиционная украинская оппозиция не вызывает оптимизма. Бредя в унылом хороводе вокруг тотема моноязычия, они упрямо поют песню о чудесном будущем моноэтничной Украины. Пусть они себя не обманывают: их рейтинг – это лишь обратная сторона ненависти к режиму. Не позитивное "за", а обреченное "против". И если завтра мы услышим их привычные завывания о недопустимости "языкового волюнтаризма" — это будет значить лишь то, что они вновь ввязались в старую игру краплеными картами.
Отдельная тема – насколько общество готово понять сравнительную неактуальность языкового дискурса. На фоне острых проблем с физическим выживанием это не самая актуальная тема. И если смотреть фактам в лицо, то на данный момент русскому языку на Украине исчезновение не грозит. Двадцать лет перманентной украинизации не вытеснили его из традиционных ареалов распространения. Более того, если уж на то пошло, то именно зона распространения украинского языка сжимается как шагреневая кожа на фоне очевидных неудач национального государственного проекта.
Можно сколь угодно долго ломать копья на форумах, устраивать "хохлосрач" или клеймить "пятую колонну Кремля". Сути дела это не меняет: попытка замаскировать социально-экономическую пропасть языковым фейерверком сродни игре в пейнтбол посреди охотничьих угодий в разгар сезона. Можно конечно и продолжать – но команду победителей будет определять не ловкость рук, сжимающих пистолеты с краской. Вопрос выживания каждого кроется совсем не в этом.
Сможет ли Украина по обе стороны Днепра вычленить то, что является способом остановить падение в бездну, будет ясно уже совсем скоро. Через 240 дней каждому предстоит решать, на какие из заботливо разложенных вокруг грабель наступать. И есть надежда, что большинство все же сможет содрать с глаз привычную повязку "языкового вопроса". Которую ему в очередной раз аккуратно готовятся повязать уже в ближайшем будущем.
Павел Казарин