В прошлый четверг в два часа дня одной москвичке — ветерану защиты памятников архитектуры — позвонил продюсер одного российского государственного телевизионнного канала.
Она шесть лет боролась за то, чтобы ее дело и дело ее сторонников получило огласку: подробно документировала систематическое уничтожение драгоценного исторического наследия Москвы (зачастую — для расчистки места под строительство новых аляповатых зданий по проектам компании, принадлежащей жене всесильного мэра Москвы Юрия Лужкова). Все эти шесть лет государственные телеканалы, по которым большинство россиян и узнает все новости, отказывались выслушать ее.
А в четверг продюсер ВГТРК — владельца «Первого канала» (так в тексте - прим. перев.) — позвонил ей и говорил в возбужденном и обеспокоенном тоне.
«Им как раз тогда отдали приказ — переделать программу на вечер воскресенья, и дали два дня на подготовку часовой передачи об уничтожении исторической Москвы мэром», — заявила женщина.
Она состоит в группе защитников памятников «Архнадзор», а своего имени по политическим соображениям попросила не называть.
Было очевидно, что приказ спущен с самой верхушки государственных структур.
После этого звонка все три российских государственных телеканала начали ожесточенную пиар-кампанию против Лужкова, чуть ли не каждый вечер показывая передачи о коррупции и неэффективности, которыми было отмечено его восемнадцатилетнее правление.
Одна передача была посвящена неспособности Лужкова справиться с печально известными московскими пробками. Другая — тому, что во время кошмарных августовских пожаров, когда Москву заволокло едким дымом, Лужков решил не прерывать свой отпуск, а потом вернулся и занялся своим хобби — пчеловодством; об этом тогда много говорили в Интернете. В третьей передаче был рассмотрен ряд контрактов в области недвижимости, благодаря которым жена Лужкова Елена Батурина стала самой богатой женщиной в России и единственной в стране женщиной-миллиардером. В четвертой рассказали о причастности супружеской пары к принятию непопулярного решения о строительстве автострады через лес на севере Москвы.
На первый взгляд кажется, что все это делалось с целью оскандалить могущественного семидесятитрехлетнего мэра и, как и многие другие мероприятия, с целью смещения его с занимаемой должности в преддверии парламентских выборов, предстоящих следующей осенью, и президентских — в начале 2012-го года.
Но не исключено, что на самом деле истинные мотивы еще страшнее.
«То, что видит общественность, то есть бесстыдная и циничная кампания по очернению мэра, — лишь малая часть того, что происходит на самом деле», — считает аналитик из московского Карнеги-центра Маша Липман.
Лужков, правящий Москвой с 1992-го года, неоднократно опровергал слухи о том, что его правление подходит к концу, но такой кампании против него еще не велось.
«Забавно, что кампания вроде бы делается для общественности, тогда как на самом деле целевая аудитория — это отнюдь не общественность», — сказала Липман.
Обвинения, выдвинутые авторами телепередач, имеют относительно общий характер и к тому же общеизвестны. Батурина никогда не скрывала своего богатства, ее состояние оценивается в 2,9 миллиарда долларов, а в этом году журнал Forbes поместил ее на третье место в мире среди женщин. Что касается отказа системы дорожного движения в Москве, то он очевиден всем, и москвичи постоянно на это ругаются.
«Ничего нового там не сказали, — заявила дававшая на прошлой неделе интервью антилужковской программе защитница памятников архитектуры. — Мы поняли, что нашими профессиональными темами прикрывали какие-то свои — политические».
Но на самом деле Кремлю, чтобы избавиться от Лужкова, не надо вести никаких политических кампаний.
«Лужков на свой пост не избирался, общественность за него не проголосует, — отметила Липман. — Это Кремль решает, кого назначать губернатором, а кого увольнять».
Лужков, как и нынешний мэр Санкт-Петербурга, фактически занимает губернаторский пост только потому, что эти два города крайне важны, а выборы губернаторов были отменены в 2004-м году с целью централизации власти Кремля над страной.
Похоже, Кремлю требуется, чтобы Лужков ушел сам, добровольно подал прошение об отставке, чтобы передача власти прошла гладко, без малейшего намека на нестабильность, избегать которой правящий в России дуумвират поставил себе целью.
Россия готовится к последнему раунду управляемых выборов, и, по словам Липман, крайне необходимо сохранять на местах верных губернаторов, готовых обеспечить нужные результаты выборов и управлять своими регионами на протяжении следующего президентского срока. Президент Дмитрий Медведев недавно уволил некоторых из них, в том числе давнего правителя богатого нефтью Башкортостана, который тоже отказался уходить спокойно и стал жертвой грязной пиар-кампании, а ушел с поста в июле.
На прошлой неделе глава Калмыкии, южной республики, населенной преимущественно буддистами, заявил, что уйдет с должности, которую занимал семнадцать лет, так как «согласен, что должны прийти новые люди» (о своем общении с инопланетянами он не упомянул).
Лужков — один из немногих оставшихся представителей старой гвардии, и то, что он контролирует Москву (эпицентр политической и деловой жизни России), приносит ему немалую прибыль. Отдельные российские аналитики считают, что он хочет получить более щедрое «увольнительное пособие», чем то, что предлагает Кремль, — чтобы сам он и его жена имели возможность наращивать свое состояние и дальше без страха подвергнуться преследованиям.
Кроме того, благодаря кампании растущая неудовлетворенность общественности (из-за реакции властей на пожары, из-за автострады через московский лес) направляется на мэра, а не на более высокие инстанции, и неважно, что Лужков был одним из основателей правящей партии «Единая Россия» и состоит в ее высшем совете.
В Москве уход Лужкова воспринимают как нечто, что неизбежно случится — или в скором времени, или, что менее вероятно, в следующем году, когда истечет срок его полномочий. В СМИ начали обсуждать возможные кандидатуры на пост преемника, в частности, упоминался Сергей Собянин, заместитель премьер-министра и бывший глава президентской администрации, занимавший этот пост во время правления нынешнего премьер-министра Владимира Путина в Кремле.
В некоторых российских СМИ в антилужковской кампании увидели знак нарастающего раскола между Путиным и Медведевым, так как подходит срок решать, кто из них выставит свою кандидатуру на пост президента в 2012-м году. Предполагается, что Медведев дал старт антилужковской кампании, не получив одобрения премьер-министра.
«Я понимаю, если Путин сделает что-нибудь без одобрения Медведева, потому что из них двоих Путин сильнее, — комментирует Липман. — Но чтобы Медведев что-то сделал без одобрения Путина, особенно что-то значительное? Мне сложно в это поверить».
Ведь государственные телеканалы — важная опора государственной власти — как предполагается, контролируются Владиславом Сурковым, доверенным лицом Путина, ответственным за идеологию, а ныне занимающим пост заместителя главы президентской администрации.
А кампания продолжается. Выход передачи об уничтожении памятников архитектуры отложили, теперь его хотят показать по «Первому каналу» в воскресенье вечером, в передаче о журналистском расследовании с Марией Ситтель — одной из самых знаменитых телеведущих.
Если, конечно, Лужков не уйдет раньше. Похоже, что не уйдет. В понедельник мэр и его жена пообещали подать в суд на государственное телевидение. Так что, как говорят на этом самом телевидении, — продолжение следует.
Мириам Элдер, "Global Post", США