Обама проявил рвение на переговорах с Россией по новому Договору об СНВ, а в итоге уступки Москве затруднили одобрение соглашения Сенатом, указывает экс-директор ЦРУ Джеймс Вулси. Госсекретарь США Хиллари Клинтон и министр обороны Роберт Гейтс увещевают сенаторов, на саммите АТЭС Обама назвал скорейшую ратификацию договора своим "основным приоритетом", но СМИ осторожны в прогнозах.
Президент Барак Обама во время встречи с президентом Медведевым за завтраком в рамках саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества сказал, что его "основным внешнеполитическим приоритетом" на текущей сессии Конгресса является ратификация нового договора по контролю над вооружениями, пишет The New York Times. Он обеспокоен тем, что более дружественные отношения, которые он пытается установить с Россией, ослабеют, если Сенат не ратифицирует соглашение.
Президент также заверил российского лидера, что выступает за снятие торговых ограничений времен холодной войны, дабы позволить России вступить в ВТО. Появившись перед журналистами, лидеры высказались в дружелюбном тоне, сообщает издание. "Мы хорошо понимаем друг друга", - сказал Медведев.
The Washington Post публикует статью госсекретаря США Хиллари Клинтон и министра обороны Роберта Гейтса, в которой они увещевают сенаторов одобрить новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. СНВ-3, с их точки зрения, позволит решить ряд "ключевых задач в сфере национальной безопасности", как-то: сократить численность развернутых ядерных вооружений, сохранив при этом безопасное и эффективное средство сдерживания; получить инструмент контроля над российским ядерным арсеналом; создать более стабильные, предсказуемые и скоординированные взаимоотношения между двумя крупнейшими ядерными державами мира. Особенно подчеркивается важность эффективного режима верификации.
При этом договор не ограничит возможности США по таким направлениям, как "разработка и развертывание эффективнейшей противоракетной обороны" и "потенциала обычных вооружений", "модернизация ядерных сил", инвестиции на "поддержание безопасного и эффективного ядерного арсенала", подчеркивают авторы статьи. От принятия нового договора по СНВ "зависит наша национальная безопасность", заключают Клинтон и Гейтс.
Быстрая ратификация договора об СНВ, сокращение обычных вооружений в Европе и прием в ВТО - вот перечень американских обещаний Москве, озвученных на встрече Барака Обамы и Дмитрием Медведевым в рамках саммита АТЭС, пишет Маурицио Молинари в газете La Stampa, замечая, что реакция российского президента характеризовалась сдержанностью. "Кремлевский лидер ответил с осторожностью, продемонстрировав осведомленность о том, что многие сенаторы-республиканцы выступают протии ратификации договора по СНВ, не говоря уж о том, что встреча была омрачена недавними шпионскими разоблачениями", - пишет автор статьи.
Медведев некоторое время тому назад подтвердил свое присутствие на Совете НАТО-Россия, напоминает журналист, но, поскольку самым деликатным вопросом в повестке дня является американский проект системы ПРО в Европе, а Москва все еще ему противится, над работой Совета нависла угроза срыва. Отсюда и многочисленные шаги навстречу, предпринятые Обамой в попытке создать благоприятную атмосферу. Совершенно неожиданно он предложил сценарий новых переговоров по сокращению обычных вооружений в Европе, сообщает журналист, но Медведев ограничился замечанием: "Мы обменялись мнениями по вопросу о ПРО", - как бы говоря, что многое еще предстоит сделать.
"Много лет переговоров по соглашениям о контроле вооружений с Советским Союзом показали мне, что при взаимодействии с российскими коллегами нельзя проявлять рвение: дружелюбие - да, но рвение - никогда", - пишет бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси на страницах The Wall Street Journal. "К сожалению, администрация Обамы, похоже, проявила рвение на переговорах по модернизированному соглашению, призванному сменить недавно истекший Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ). В результате уступки требованиям России затруднили одобрение Сенатом нового договора по СНВ".
"Прежде чем Сенат одобрит новый договор по СНВ, он должен попросить администрацию продемонстрировать свою приверженность трем принципам", - продолжает Вулси. На его взгляд, Сенат должен показать приверженность замене и модернизации устаревающей лаборатории ядерных вооружений и промышленной инфраструктуры, четко дать понять России, что новый договор по СНВ никоим образом не препятствует разработке и размещению Америкой самых эффективных мощностей по противоракетной обороне, и, наконец, Сенат должен настоять, чтобы администрация провела переговоры по обязывающему ограничению российских крылатых ракет, запускаемых с подводных лодок.
Тогда Обама, возможно, сумеет добиться одобрения Сенатом нового договора по СНВ, считает Вулси.
Барак Обама обещал добиться ратификации нового соглашения по СНВ на сессии уходящего состава Конгресса, пишет The Guardian, но предсказать исход рассмотрения вопроса сложно, так как судьба договора зависит от нескольких сенаторов-республиканцев, а до окончания сессии - всего четыре недели.
Представители администрации, Пентагона и сторонники контроля над вооружениями объединяют усилия в поддержку ратификации договора, обращая внимание на то, что в случае нератификации ядерные арсеналы вообще не будут подлежать контролю. Применяя тактику "кнута и пряника", Белый дом обещает выделить 4 млрд долларов на модернизацию, одновременно намекая, что ранее обещанные могут быть отозваны. Если договор не успеют ратифицировать до конца сессии, еще сложнее это будет сделать в новом Конгрессе, где у республиканцев будет преимущество, отмечает газета.
"Отказ Сената ратифицировать договор напрямую повредит национальной безопасности США, лишив США информации о российских ядерных арсеналах и планах и вынудив обе страны при планировании полагаться на наихудшие допущения, тем самым повысив риск погрешностей и ошибок, - приводит издание слова президента фонда Ploughshares Джо Сиринсионе. - Последствия договора выходят далеко за рамки скромных сокращений американского и российского арсеналов. Отказ Сената пошатнет доверие к лидирующей роли США в мире, ослабит позиции президента на будущих переговорах и подорвет усилия, направленные на недопущение появления ядерного оружия у других стран".