Количество политических партий в Украине уверенно приближается к двум сотням. По этому показателю – мы если и не первые в мире, то точно в лидерах. Но количество не всегда означает качество. И по этой "некачественности" мы тоже в лидерах... Вместо того чтобы быть посредниками между властью и своими избирателями, наши партии "засоряют эфир", постоянно ссорятся, не могут договориться даже по самым принципиальным для страны вопросам, чем приводят в полнейшее разочарование в политике и политиках своих избирателей. Напрашивается вопрос: к чему нам такая многопартийность? Такой ли политической системы мы хотели?
Многопартийность по-украински
Ни для кого же не секрет, что украинские партии, как правило, создаются под конкретные задачи, под конкретных людей, а потому крайне недолговечны? Почти как в "Джентльменах удачи": пришел – решил свои проблемы – ушел. Если копнуть глубже, то можно увидеть, что многие партии виртуальны и их задача – совсем не обеспечивать связь между своими сторонниками и властью. А это вообще-то и есть основная функция любой политической партии. В отличие от партий во всех остальных странах мира, украинские партии не утруждают себя отстаиванием той или иной системы взглядов. Раздали партбилеты, избрали лидера, лидер выдал пару лозунгов – и достаточно. Оно и понятно, что при таком "лидерском" типе партий сами рядовые партийцы не очень-то переживают по поводу идейности. А если нужна мобилизация партийного актива, то главным фактором служат деньги. Как гласит народная мудрость, в нашей стране грех на выборах не зарабатывать. И чем больше партий, тем больше источников заработка для большего количества людей. Вы уверены, что смысл многопартийности именно в этом? Да, многопартийность – это признак демократии, признак развитого общества, но многопартийность по-украински – это извращение.
Во всем мире партии – это инструмент защиты прав и идей каждого человека, основной способ участия граждан во власти. Каждый человек может рассчитывать на то, что партия, которую он поддержал, в парламенте или местном совете будет представлять его интересы, а не интересы олигарха, профинансировавшего избирательную кампанию. Но для этого партия должна быть массовой, потому что только большое количество членов партии могут обеспечить ей идейную и финансовую независимость от спонсоров. В большинстве европейских стран это поняли давно, поэтому там сложилась система, когда у власти поочередно находятся 2-3 крупные партии, которые существуют уже столетиями и отражают интересы значительного числа сторонников. Таким образом, избиратель всегда знает, что сделала его партия, и партия ответственно подходит к принятию того или иного решения, ведь она дорожит своей репутацией, своим именем.
К тому же, только крупные партии, придя к власти, способны проводить слаженную и эффективную политику. Двум-трем серьезным политсилам с четкой системой ценностей всегда легче договориться, чем десятку лидерских группок с неопределенной идеологией. Получается, что чем меньше партий – тем лучше результат. Возникает логичный вопрос: не потому ли Украина давно и упорно буксует на месте, что слишком разные и полярные партии раздирают любую здравую инициативу на куски, стремясь все показать в невыгодном свете, лишь бы только очернить конкурента перед избирателями? С таким успехом мы еще лет двадцать простоим на месте. Может, тогда мы поймем, что партий должно быть несколько, и они должны быть реальной, а не мнимой силой. Но к тому времени мы окончательно добьем всю унаследованную от Союза инфраструктуру, проедим все, что еще можно проесть, вытянем все соки из чернозема и поставим жирный крест на пути Украины в клуб развитых стран.
Первый пошел
Отрадно, что некоторые украинские политики уже сейчас начинают осознавать всю бесперспективность дальнейшего дробления политсил. Подтверждением этому может служить инициатива об объединении партии Сергея Тигипко "Сильная Украина" с Партией регионов. На этом примере очевидны преимущества укрупнения партий: "регионалам" добавится нормальных эффективных, проевропейских кадров, а сторонникам Тигипко для популяризации реформ пригодиться организационная машина партии власти, ее способность быстро превращать слово в дело.
Стоит отметить, что после обнародования информации об объединении "Сильной Украины" и ПР, сразу несколько "живых" партий из второго эшелона украинской политики также объявили о намерении присоединиться к "регионалам". В частности, не исключил такой возможности один из лидеров ЕЦ Виктор Балога, а в конце прошлой недели допустили объединение в Народной партии. Как пояснил Владимир Литвин, партии в процессе диалога, и принятое ими решение будет совпадать с интересами страны. В случае объединения этих сил, можно будет говорить о том, что укрупнение набирает обороты, а искусственному разжиганию конфликтов внутри уставшей от политики нации придет конец. А советник президента Анна Герман отмечает, что Украина придет к двухпартийной системе, а сейчас все маленькие партии в той или иной мере зависят от двух крупных политических игроков. Что ж, может случиться, что шаг "Сильной Украины" станет предвестником украинской двухпартийности.
Стоит отметить и изменение в менталитете "регионалов". Они больше не стремятся к тотальной монополии всего и вся – уступили же они должность главного по реформам в Кабмине Сергею Тигипко. В дальнейшем тенденция приглашать на ответственные посты политиков с именем и репутацией может только усилиться. Как и реформаторские настроения внутри самой ПР благодаря приходу сторонников Тигипко. Это вселяет надежду на то, что Партия регионов понимает, что в условиях падения мировой экономики и кризиса доверия в отношениях как с Россией, так и с Западом перед Украиной стоит задача максимально сконцентрироваться на защите страны от влияния извне. Самый оптимистичный вариант развития событий предполагает и дальнейшую модернизацию самих "Регионов". Ну а если Партия регионов, усилившись здравыми политическими игроками, станет еще более открытой политической силой, имеющей "социальные лифты" и помогающей людям, ориентированным на политическую карьеру пройти путь от простого партийца до чиновника, если нормой в партии станет гласность и открытость, то Украине от этого будет только лучше.
Пока же "Сильная Украина" и ПР взяли тайм-аут для обсуждения инициативы в своих региональных организациях. Тем временем ответный ход может сделать оппозиция. Где-где, а в лагере несогласных наблюдается такое размежевание, что они готовы чуть ли не стрелять друг в друга. Удивительно, что эти люди одновременно говорят о каком-то объединении. Вперед, господа! В преддверии парламентских выборов 2012-го года власть бросила оппозиции вызов и теперь она должна ответить на процесс укрупнения партий, перейдя от красивых деклараций к реальным делам.
Сергей Коваленко