Важные Новости

Правда о "Моссаде"

14:48—19 Февраль 2010Правда о "Моссаде"1000+

Инопресса

 

Иен Блэк на страницах The Guardian рассказывает историю знаменитого подразделения израильской разведки, делая акцент на его неудачах. "Моссад", с точки зрения автора, растерял репутацию, и недавнее "странное убийство в Дубае" может в этом смысле нанести ему беспрецедентный ущерб.

Ровесник еврейского государства, "Моссад" прославился похищением нацистского преступника Адольфа Эйхмана и операцией возмездия против организации "Черный сентябрь", легшей в основу сюжета спилберговского "Мюнхена". В активе этой организации также саботаж египетской ракетной программы, организация побега иракского пилота в Израиль, внедрение в сирийское руководство, действия, направленные на срыв иракской и иранской ядерных программ, и многое другое.

После войны 1967 года израильская разведка взялась за палестинцев, оказывавших сопротивление на недавно завоеванных территориях. Когда израильским шпионам в 1973 году не удалось предупредить Тель-Авив о внезапной атаке египетских и сирийских войск, вылившейся в так называемую Войну судного дня, критически настроенные эксперты говорили: вместо того, чтобы "охотиться за палестинскими террористами в глухих переулках европейских городов, "Моссаду" следовало бы красть секреты в Каире и Дамаске". Аналогичную мысль недавно высказал в Haaretz эксперт Йосси Мельман - с той разницей, что приоритетными на сегодняшний день направлениями он считает Иран и "Хизбаллу".

Серьезный ущерб имиджу "Моссада" время от времени наносят бывшие сотрудники этой организации. Так, в 1990 году некто Виктор Островский выдал подробности о внутреннем устройстве израильской спецслужбы, ее методах работы и подготовки кадров. Следующая крупная утечка произошла в 2007 году. Широкая общественность тогда, в частности, узнала о совместных с ЦРУ операциях "Моссада" против "Хизбаллы".

Не красят "Моссад" и сведения о существенной поддержке, оказанной им в свое время Ирану в войне против Ирака. Однако самый громкий скандал вызвало провалившееся покушение на Халеда Машаля, совершенное в 1997 году в Аммане. После неудачной попытки влить палестинцу в ухо яд агентам удалось укрыться в израильском посольстве. В отношениях с Иорданией наступил кризис, директору "Моссада" пришлось покинуть пост.

Еще больший урон престижу израильской разведки может нанести январский рейд против Махмуда аль-Мабхуха - "не в последнюю очередь потому, что за последнее десятилетие изменился политический и дипломатический контекст", поясняет Блэк. Хотя Израиль по традиции играет в молчанку, "в мире никто, похоже, всерьез не ставит под сомнение" его причастность к этому инциденту.

"Моссад", как и другие спецслужбы, привлекает внимание лишь тогда, когда что-то идет не так, или когда он хвалится впечатляющими успехами и желает послать предупреждение врагам. Состоявшаяся в январе ликвидация высокопоставленного функционера "Хамаса" в Дубае, вокруг которой теперь разгорелся острейший дипломатический скандал между Израилем и Великобританией, являет собой парадоксальную смесь того и другого", полагает автор.

От предыдущих эпизодов его отличает недовольство рядовых израильтян тем фактом, что агенты "Моссада" использовали для прикрытия паспорта сограждан. Йосси Мельман замечает, что спецслужба - это не мафия, и негоже ей заниматься мщением, тем более что такие "успехи" могут ослепить и опьянить самих разведчиков, отвлечь от их основной задачи. С другой стороны, слава "безжалостной и коварной" организации сама по себе является орудием устрашения, особенно в арабском мире, где действие этого психологического оружия усиливается "предрасположенностью к конспирологическим теориям", пишет Блэк.

В израильском обществе исполнителями покушения, несмотря ни на что, продолжают восхищаться. "Еще одна успешная операция в Дубае", - таким заголовком сайт Ynet отреагировал на победу израильского теннисиста Шахара Пеера на турнире, проходившем в этом эмирате, а корреспондента Haaretz, чрезвычайно похожего на одного из членов ударной группы, в супермаркете якобы одобрительно похлопала по плечу старушка, сказав: "Молодец. Ты показал этим арабам".