В противодействии эпидемии ВИЧ в Восточной Европе Украина была лучом света в темном царстве. Теперь врачей, использующих метадон, арестовывают за контрабанду
На постсоветском пространстве "разворачивается самая мощная эпидемия ВИЧ после Африки, которая является одной из самых быстрорастущих эпидемий в мире. Причиной этого кризиса является российское правительство", утверждает на страницах The Guardian Дидерик Лохман, поясняя, что оно отвергает терапию метадоном как "замену одного наркотика на другой", запрещает её проведение на своей территории, притесняет её защитников в России и "использует своё влияние в регионе для того, чтобы помешать соседним странам ввести у себя метадоновые программы". Под международным давлением некоторые страны начали небольшие пилотные проекты - однако большая их часть совершенно неадекватна.
"Украина была одним из лучей света в тёмном царстве", - утверждает автор. По его данным, после прихода к власти Виктора Ющенко в 2004 году страна, где было инфицировано более 1% населения, признала неотложную потребность решающего ответа. "В том же году Украина начала использовать бупренорфин, действие которого аналогично метадону, а позднее ввела и сам метадон. В течение следующих пяти лет страна развернула самую крупную и быстрорастущую программу заместительной терапии по сравнению со всеми странами бывшего Советского Союза (за исключением балтийских стран, которые вступили в ЕС), отправив на лечение более 5 тыс человек. К концу 2013 года запланировано расширение программы до 20 тыс пациентов".
"Прогресс Украины не имел аналогов в регионе, - отмечается в статье. - Однако эти достижения находятся под угрозой. Совпадение это или нет, но появление нового, склоняющегося в сторону России, украинского президента совпало с ростом числа наступлений правоохранительных органов на программы заместительной терапии. По словам активистов, в течение последних 6 месяцев правоохранительные органы провели рейды в клиниках заместительной терапии, допрашивали пациентов, брали у них отпечатки пальцев и фотографировали, конфисковали медицинскую документацию и препараты и задержали медсотрудников в разных городах по всей стране".
"Рейды привели к перебоям в лечении, и двум врачам грозят обвинения в контрабанде. Один из них находится в предварительном заключении", - сообщает автор.
Полиция утверждает, что эти рейды и аресты проводятся в рамках законных усилий по реализации законодательных постановлений в области медицинских препаратов в Украине и предотвращению нецелевого использования этих препаратов. "Однако многие рейды, похоже, были проведены без веских оснований и в нарушение правил Украины в области проведения правоохранительных операций", - полагает Лохман.
По его мнению, "обвинения в контрабанде, предусматривающие до 10 лет тюрьмы, против одного из врачей основываются не более чем на канцелярских ошибках и упущениях. Полиция утверждает, что врач клиники не проинформировал контролирующие органы о смене адреса, что привело к аннулированию её лицензии, и что врачи клиники не следовали некоторым из крайне обременительных требований Украины в сфере рецептурных предписаний. Однако данными о нецелевом использовании препаратов органы не располагают, и люди, которые "незаконно" получали препараты, все зарегистрированы в клинике. Большинство из них до сих пор получают там препараты".
"Является ли эта волна нападок усилиями новой администрации по дискредитации и дальнейшему закрытию программ заместительной терапии по лечению наркомании? Или это лишь не связанные между собой акты притеснения со стороны слишком рьяных чиновников из правоохранительных органов?" - вопрошает автор. И задаёт ряд более широких вопросов: сохранит ли Украина лидерство в борьбе с ВИЧ или последует за Россией, пускай даже ценой тысячей жизней? Поведёт ли президент Украину в ЕС, как он заявлял ранее, или он поворачивает на восток, как заставляют предположить некоторые его первые шаги?