Важные Новости

О кацапах, Шевченковской премии и МВФ

15:10—09 Март 2011О кацапах, Шевченковской премии и МВФ1000+

Подробности

 

4 марта президент Украины Виктор Янукович своим указом присудил ряду деятелей украинской культуры Шевченковскую премию. Среди них не оказалось писателя Василия Шкляра, который был представлен к премии комитетом по Национальной премии имени Тараса Шевченко за свой роман "Залишенець. Чорний Ворон". Это произведение уже успело вызвать скандал в украинском обществе. Потому решение президента не награждать Шкляра, было встречено достаточно бурно.

Читали и осуждают

Роман Шкляра с момента своего появления был обречен на своеобразный "политический успех". В романе описывается борьба во время Гражданской войны украинских партизанских формирований на территории современной Черкасской области с большевиками. По признанию самого Шкляра, во время написания романа им двигала одна цель – доказать, что не только Галичина может считать себя родиной борцов за независимость Украины. Повстанцы Холодного Яра существовали тогда, когда о Романе Шухевиче и Степане Бандере еще толком никто не слышал. Правда, как и члены ОУН, и члены УПА для части украинских граждан, поддерживающей коммунистов, герои Шкляра – бандиты и злодеи. А потому, с самого момента своего появления, "Залишенець" был "обречен" на скандалы. Одним из первых оскорбился народный депутат "регионал" Александр Фельдман. Его возмутили слова "кацапы" и "жиды", которые есть в романе. Кроме того, Фельдману не понравилось, что те, кто описываются этими словами, постоянно выступают в роли негативных персонажей. "Украина, как многонациональное европейское государство, в котором живут толерантные и цивилизованные граждане и украинская литература, как одна из богатейших и красивейших в мире не виноваты в награждении этого сомнительного произведения. Думаю, что, как и в каждой бюрократической организации, в Комитете по присвоению этой премии, являющемуся структурным подразделением "Государственного управления делами", имела место элементарная бюрократическая халатность, а именно – никто не удосужился внимательно прочитать эту книгу. Других объяснений тому факту, что высокую премию получил автор, считающий Крым и Донбасс "раковыми опухолями", и произведение, которое нельзя назвать иначе чем "литературная тягныбоковщина" найти трудно", - заявил Фельдман. Но еще до Фельдмана назвал ксенофобским и антисемитским роман Шкляра директор издательства "Фолио" Александр Красовницкий. Помимо Красовицкого и Фельдмана "Залищенця" раскритиковали и другие "регионалы" и общественные деятели, такие как Елена Бондаренко, Александр Чаленко. "Это попытка найти виновных в украинской истории по принципу национальности", - говорит в частности Бондаренко. (Интересно, что, обижаясь на "кацапов" и "жидов", никто из критиков почему-то не вспомнил о "хохлах", среди которых в романе больше всего негативных персонажей.)

В ответ возмутились представители "патриотического" лагеря. Депутат Львовского областного совета Александр Старовойт призвал земляков не покупать книги издательства "Фолио" из-за обвинений Красовицкого. Присутствовавшая на "Большой политике" член ВО "Свобода" Ирина Фарион так встретила критику романа со стороны "регионалов": "Не закрывайте рот украинскому языку. Мы Вам закроем рот, Елена Бондаренко". Поддерживает роман и Владимир Яворивский, глава парламентского комитета по вопросам духовности и культуры. "Я сказал с трибуны Верховной рады (критикам – ред.): "Что вы городите? Прочтите этот роман, он реабилитирует Восточную Украину перед Западной".

Сам же автор всячески отмежовывается от обвинений в ксенофобии и расизме и антисемитизме. Те нелестные эпитеты, которые употребляются в романе в отношении отдельных национальностей, Шкляр объясняет тем, что роман написан от лица главного героя. То, что атаман Черный Ворон говорит о себе в третьем лице, Шкляр объясняет стилистикой романа. В принципе, такой подход не нов. Тот же Юлий Цезарь в автобиографических Commentarii de bello Gallico пишет о себе в третьем лице. Помимо этого, Шкляр говорит о поддержке своего романа со стороны как русских, так и евреев. "Я прошу у всех своих поклонников, особенно русских и евреев, которые начали делать свои взносы на фильм "Черный Ворон", прощения за то, что отказался от премии", - сказал Шкляр. По его словам, на отказ от премии, которая носит святое для Шкляра имя Тараса Шевченко, побудила гуманитарная политика украинской власти. "Мое условие (для принятия премии – ред.) было снятие с должности Дмитрия Табачника, поскольку оно не было выполнено, я принял решение отказаться т премии", - пояснял Шкляр свой поступок на "Большой политике". И действительно, еще до того, как президент подписал свой указ, писатель направил к нему открытое письмо с требованием убрать Дмитрия Табачника с занимаемой должности. Зачем же писатель так демонстративно отказался от премии? Ведь, по сути, его требование к президенту было невыполнимым…

Много шума вокруг романа

Сам факт номинации романа Шкляра на престижнейшую среди литераторов Шевченковскую премию вызывает много вопросов. 2010 год был памятен еще и выходом долгожданного романа современного классика украинской литературы Лины Костенко "Записки самашедшего". Это был первый роман знаменитой поэтессы-шестидесятницы. Буквально в считанные дни после его появления на прилавках он был раскуплен. "Это очень мощный текст. Нельзя сказать, что он слабый. Другое дело, что его нельзя назвать шедевральным. Такие тексты, во-первых, коммерческие", - признается член комиссии по Национальной премии имени Тараса Шевченко Дмитрий Стус. Вместе с тем, он отмечает, что не заметить роман Шкляра не было возможности – все-таки этот роман стал знаковым.

Однако почему же сам автор, которого признали достойным такой престижной премии, носящей имени святого для Шкляра Тараса Шевченко, отказался от такого достижения? "Выражаю Вам свое почтение и прошу Вас учесть в указе по случаю награждения лауреатов Шевченковской премии мою просьбу о переносе награждении меня Шевченковской премией в то время, когда у власти в Украине не будет украинофоба Дмитрия Табачника", - пишет Шкляр в письме президенту. Почему же раньше нельзя было предупредить Шевченковский комитет о своей позиции? Журналист Александр Чаленко уверен, отказ Шкляра от премии на самом деле выгоден украинской власти. "Он сделал это не сам. 100%. Он отнюдь не дурак. "Отрекаться" не входило в его планы. Он намерен был эту премию получить", - пишет Чаленко в своем блоге на "УП". В отречении Шкляру, по мнению журналиста, помогла Администрация президента. "Посредником была Анна Герман. (Разговор между ними был примерно такой: "Василь, я з тобою, ти – геній, але ж розумієш, яка складна ситуація – Брюсель, Гальяно, антисемітизм, нас в Європі не зрозуміють, електорат наш не зрозуміє, москали с жидами осудять...") Она же писала и "письмо Шкляра к президенту". Ее стиль. Шкляр, простой мужик, никогда не будет употреблять в письме такого оборота, как "засвідчую Вам свою повагу..." У нас не принято так начинать письма. [...] Ему это подсказали. Кто? Герман. Она же и скреативила причину - я о Табачнике. Ее, Ганькина, работа", - уверен Чаленко. Он даже предполагает, что Шкляру заплатили гораздо больше тех денег, которые полагаются лауреатам Шевченковской премии (а это 260 тысяч гривен). Сам писатель отказался отвечать на какие-либо вопросы журналиста. Что же касается отношения Шкляра к политике, то он его обозначил в интервью "Зеркалу недели". " Как писатель буду в оппозиции к любой власти, кто бы там ни был — или Ющенко, или Янукович", - сказал Шкляр.

Но в "деле Шкляра" остаются вопросы. Так, заявление Фельдмана совпадает по времени с началом осложнений по линии Украина-МВФ. Именно тогда "Зеркало недели" обнародовало проект меморандума между Кабинетом министров Украины и руководством Международного валютного фонда, согласно которому непопулярная пенсионная реформа будет проведена уже в этом месяце. Более того, в скорейшем времени тарифы на ЖКХ вырастут на 30% и это не предел. В дальнейшем их рост продолжится. К этому добавляется и рост цены на топливо. В свое время украинская власть успешно использовала скандал с запрещением трансляции в Украине фильма "Бруно". Пока деятели культуры и журналисты кричали о цензуре, в Верховной раде "втихаря" приняли ряд законопроектов, ограничивающих свободу слова и деятельность в первую очередь тех же журналистов. Судя по всему, власть решила пойти проторенным путем: совершить "отвлекающий маневр". Ведь помимо роста цен, в последнее время продолжаются репрессии против участников Налогового майдана. Что примечательно, "берут" не столько лидеров акций протеста, сколько "бывалых политических" – тех участников, которые в прошлом имели проблемы с властью и были судимы. Кроме того, до сих пор неясно, каким образом причастны ко взрыву памятника Сталину в Запорожье Эдуард Андрющенко и другие люди, задержанные "правоохранительными" органами. Зато ведется ожесточенный спор вокруг присуждения премии тому человеку, который и сам не прочь от такой премии отказаться.

Борис Рудь