Инопресса
В Москве, помешанной на моде, стало модно протестовать: на субботний митинг "За честные выборы" массово вышли "сетевые хомячки" и "офисный планктон", но также анархисты, борцы за права геев, молодые и старые коммунисты. Между тем правительство перешло от паники к мерам, которые "начинают походить на реальные уступки и, что еще поразительнее, на подлинные перемены", пишут западные СМИ.
"Субботняя манифестация недовольных русских привела в волнение всю страну, писала накануне акции итальянская Corriere della Sera, озаглавив материал " Даже русская Пэрис Хилтон выходит митинговать против Путина". На страницах Facebook о намерении принять участие заявили более 45 тыс. человек. Режиссеры, актеры и другие представители мира искусства сняли видео, где они появляются с белыми ленточками (которые Путин на прошлой акции протеста перепутал с презервативами), называют свое имя и приглашают принять участие в манифестации. Блогосфера в брожении, и любой способ кажется подходящим, чтобы убедить людей не оставаться дома: так, организаторы сайта teamo.ru приглашали девушек не упустить возможность встретиться с тысячами молодых, состоятельных и умных мужчин, сообщает журналист со ссылкой на newsru.com.
Это правда, поскольку протестующие - в основном профессионалы и интеллектуалы, живущие в больших городах, в основном в столице и в Санкт-Петербурге, говорится в статье.
"Именно к их мнению Путин и Медведев решили прислушаться, чтобы попытаться избежать нарастания ущерба. Объявление о целой серии мер по ослаблению "управляемой демократии" было положительно встречено Советом Европы, который сказал о "важных шагах по укреплению демократии в России". Эта оценка очень понравилась в Кремле, где всеми способами пытаются восстановить контроль над протестными акциями, направив их в русло, где сейчас стоят на якоре различные "цветные революции" (грузинская, украинская и так далее)", - пишет Фабрицио Драгосей.
Как и Ксения Собчак, которая еще недавно, после войны с Грузией, появлялась в футболке с портретом Путина и надписью "Любимый премьер", многие другие знаменитости решили перейти на другой фронт. "Площадь превращается в место, где следует быть", - заключает автор статьи.
По разным оценкам, на митинг "За честные выборы" 24 декабря в Москве пришло от 30 тыс. до 120 тыс. человек, сообщает обозреватель Foreign Policy Юлия Иоффе. Состав митингующих тоже изменился. Если Болотная была полна молодежью и "белыми воротничками" (в России их зовут "офисный планктон"), то в минувшую субботу на демонстрацию вышла более пестрая публика. Иоффе перечисляет: анархисты, борцы за права геев, молодые коммунисты-радикалы, старики-коммунисты, хипстеры с форума Leprozorium.ru ("знаменитого тем, что там культивируются одни из самых прилипчивых мемов рунета") и "третий по богатству россиянин, новоиспеченный кандидат в президенты от оппозиции" Михаил Прохоров.
"Все эти островки окружало море бабушек и людей средних лет, людей зажиточных и людей со скромными доходами, а также, разумеется, офисного планктона", - пишет Иоффе. Чтобы не замерзнуть, люди пили виски и чай и прыгали на месте. "Как и на Болотной, речи со сцены имели чуть ли не второстепенное значение, хотя и четко слышались из усилителей. Люди пришли не ради ораторов (кстати, некоторых, например, экс-министра финансов Кудрина, освистывали); люди разговаривали о политике между собой, периодически прерываясь, чтобы подхватить лозунг, произнесенный со сцены", - повествует автор.
Движение ощутило вкус успеха: за две недели после Болотной правительство перешло от паники к мерам, которые, на взгляд Иоффе, "начинают походить на реальные уступки и, что еще поразительнее, подлинные перемены". Путин заявил, что выборы губернаторов, возможно, будут возрождены, хотя и в иной форме: будет действовать некий "президентский фильтр". Медведев изложил планы политических реформ. При этом риторика властей начала отходить от намеков на провокации США и сравнения ленточек с презервативами. "24 декабря руководители "Единой России" в своих заявлениях старались не оскорблять демонстрантов, предпочитая сосредотачиваться на их лидерах, а также намекнули, что люди вышли на улицы, возможно, все же не ради денег Госдепа, а ввиду справедливого недовольства", - говорится в статье.
Если люди, которые в декабре выходят на улицы, не впадут в спячку 5 марта, когда победа Путина развеет их робкие надежды, то с 2012 года путинская система станет принципиально иной, полагает автор. Ей придется иметь дело с новым электоратом, который все труднее одурачить. "Поэтому системе придется воспринимать тревоги электората всерьез и вести с ним реальный диалог", - прогнозирует Иоффе.
Вчера российское руководство было вынуждено отстаивать свою легитимность после того, как около 100 тыс. демонстрантов в Москве потребовали демократических реформ и честных выборов, пишет The Independent. Основное требование митингующих - "За честные выборы" - указывает, что крепнет тяга к возвращению подлинной демократии, считает журналист Саймон Шустер.
Правительство поспешило предложить реформы, надеясь задобрить оппозицию. Неназванный источник из "Единой России" сказал в интервью изданию, что "правительство собирается создать оппозиционные партии, дабы они заполнили политический спектр и абсорбировали голоса оппозиции". "Мы должны принять срочные меры. Мы упустили шанс научиться работать с народом и успокаивать его. Мы срочно должны сделать систему открытой", - сказал источник.
"Упряжка политиков, руководящих страной, скорее всего, поняла, что вынуждена что-то предложить протестующей части населения, - пишет обозреватель Sueddeutsche Zeitung Франк Нингуйзен, много внимания уделяя параллелям с периодом горбачевской перестройки. - Ничего нет более опасного для правящей вертикали, как потеря контроля, шторм, способный смести систему, оставив после себя политический вакуум. С этой точки зрении в России наблюдается начало нового периода: государственная власть наконец поворачивается лицом к народу, вступая в диалог с гражданами.
Как и 20 лет назад, Россия стоит на пороге перемен: многие россияне хотят жить более благополучно, но, прежде всего, они хотят, чтобы их воспринимали всерьез. Им претит быть аморфной массой, в то время как чиновники, обходя закон, набивают свои карманы, а находящиеся у власти партии - свои избирательные урны. Как полагает Нингуйзен, цель митингующих - не свержение режима, а участие в политической жизни страны.
На следующий день после массовой акции протеста выступил пресс-секретарь российского премьера, сообщает Анна Зафесова на сайте газеты La Stampa. "Как политика и кандидата в президенты Путина по-прежнему поддерживает большинство", - заявил Дмитрий Песков после крупной манифестации протеста против тандема Путин-Медведев и махинаций с подсчетом голосов после парламентских выборов.
"Сильную поддержку манифестанты получили со стороны Совета при Президенте российской федерации по развитию гражданского общества и правам человека, который дает рекомендации Дмитрию Медведеву по правовым вопросам и социальным проблемам. Этот орган потребовал отставки ЦИК Владимира Чурова и отмены результатов "дискредитированных" выборов 4 декабря. Эти рекомендации необязательны к исполнению, но, тем не менее, имеют вес", - полагает корреспондент.
Россию удивляют демонстранты из категории "офисный планктон" - молодые люди с крепкими социальными связями, повествует московский корреспондент The New York Times. "С начала месяца в России происходит нечто загадочное, и офисный планктон находится в самой гуще. Критическая масса молодых россиян решила, что властна изменить ход политических событий. Они организовались вне каналов политического "мейнстрима", и их действия застали руководство страны врасплох, как уже было в этом году в Израиле, Индии, Испании и США", - пишет Эллен Барри.
"Наступили времена, когда даже самые аполитичные москвичи наткнулись на жесткие барьеры, возведенные правительством Путина", - продолжает журналистка, рассказывая о переменах в настроении на примере одного конкретного офиса. Знаковая перемена уже произошла: российское оппозиционное движение стало делом молодежи, заключает автор. Оргсобрания теперь проводятся в модных московских местах типа "Красного Октября". "В городе, помешанном на моде, стало модно протестовать", - замечает Барри.
Лоран Мориак в Rue89 посвящает статью Алексею Навальному. Мало кому известный еще несколько недель назад Навальный стал символом оппозиции Путину. Этот блоггер и адвокат заставил говорить о себе еще в феврале, когда он охарактеризовал партию Владимира Путина "Единая Россия" как "партию жуликов и воров": это выражение стало одним из лозунгов антиправительственных манифестаций. Выступая 5 декабря на Чистых прудах на митинге против фальсификаций на выборах, Навальный заявил: "Они могут называть нас микроблоггерами, сетевыми хомячками. Я сетевой хомячок, и я перегрызу глотку этим скотам!" В тот же день он был арестован и приговорен к 15 суткам ареста, пишет автор. Выйдя на свободу 21 декабря, он так прокомментировал митинг 10 декабря на Болотной площади: "То, что произошло, это замечательно. Мы садились на эти 15 суток в одной стране, а вышли в другой". В интервью французскому телеканалу France 2 Навальный отметил: "Важная причина моей деятельности - это ненависть. Я ненавижу этот строй, этих людей и конкретно Владимира Путина, создавшего власть жуликов и воров".
Этот обличитель коррупции не скрывает своих националистических взглядов, регулярно участвует в ультранационалистическом "Русском марше" и даже в манифестации расистского толка под лозунгом "Хватит кормить Кавказ!", отмечает корреспондент. Не факт, что этот смелый борец и блестящий оратор может превратиться в политического деятеля, пишет в заключение издание.