Для российских журналистов рискованнее всего писать о провалившейся российской политике на Северном Кавказе или задевать интересы Кремля, однако тема "экологических прегрешений" также небезопасна, пишут СМИ, комментируя избиения Кашина и Адамчука. Медведев оперативно отреагировал сообщением в Twitter и поручением генпрокурору, однако пресса предрекает "очередной скандал с обвинениями в сокрытии преступления".
Двое российских журналистов были избиты с 48-часовым интервалом - как полагают власти, из-за их профессиональной деятельности, пишет французская L'Express. Двумя неизвестными избит журналист из подмосковного Жуковского Анатолий Адамчук, который написал несколько критических статей о проекте местных властей, предполагающем вырубку леса для строительства трассы к аэродрому, где ежегодно проходит престижный авиасалон МАКС.
Двумя днями ранее корреспондент газеты "Коммерсант" Олег Кашин тоже подвергся нападению. По мнению "Коммерсанта", есть три возможных следа. Во-первых, он освещал вопрос о строительстве спорной автотрассы через Химкинский лес. Во-вторых, движение прокремлевской молодежи "Молодая гвардия" в августе на своем сайте пообещало "наказать" журналиста. И наконец, Кашин был в конфликте с губернатором Псковской области Андреем Турчаком из-за записей в блоге журналиста.
Российских журналистов избивают и убивают, говорится в статье, опубликованной на сайте еженедельной газеты Die Zeit. Последние жертвы в длинной цепочке - это Олег Кашин и Анатолий Адамчук. Рискованнее всего, сообщает автор публикации Штеффен Рихтер, писать о провалившейся российской политике на Северном Кавказе или задевать интересы Кремля. Что касается Кашина и Адамчука, они в своих статьях писали на темы экологических прегрешений. Некоторое время назад, напоминает корреспондент, пострадал другой журналист и защитник Химкинского леса Михаил Бекетов, который в результате избиения стал инвалидом. Преступники не найдены до сих пор.
Только в этом году в России убиты 8 журналистов, более 40 стали жертвами преступлений. Наиболее громкие дела до конца не доведены, подчеркивает обозреватель. Среди них убийства журналистов Анны Политковской, Натальи Эстемировой, Анастасии Бабуровой, а также людей, связанных с медиабизнесом: Маркшарипа Аушева и Магомеда Евлоева.
"Президент России Дмитрий Медведев нарочито быстро отреагировал на последнее жестокое нападение на журналиста, - пишет в редакционной статье The Washington Post, имея в виду избиение Олега Кашина. - Это могло бы нас обнадежить, если бы не тот факт, что виновные в предыдущих избиениях и убийствах российских журналистов и гражданских активистов не были привлечены к ответственности, несмотря на аналогичные торжественные обещания со стороны президента".
"Всего с 2000 года были убиты 18 российских журналистов. Ни один из этих случаев не раскрыт", - утверждает издание. "Из россиян мало кто думает, что эта безнаказанность связана с беспомощностью милиции и прокуратуры. Скорее, она проистекает из того факта, что большинство преступлений (или они все) спонсируются высокопоставленными правительственными чиновниками или людьми, близкими к ним", - пишет The Washington Post, сетуя, что при этом "ни администрация Обамы, ни какое-либо другое западное правительство не спросили с российского президента за невыполнение обещаний. В этом, может быть, одна из причин того, что преступления продолжаются".
"Жестокое избиение российского журналиста в пятницу поставило Кремль перед необходимостью отыскать и предать суду виновных - либо пережить очередной скандал с обвинениями в сокрытии преступления", - пишет The Financial Times. Прекрасно зная об ухудшающейся ситуации с правами человека в России, где оппозиционных журналистов избивают и убивают безнаказанно, президент Дмитрий Медведев действовал быстро и в субботу утром написал сообщение об этом инциденте в Twitter, а затем дал поручение генеральному прокурору взять дело под личный контроль. Но это встретило скептическую реакцию со стороны московских журналистов. Известный комментатор Ирина Петровская отметила: "Мы все прекрасно знаем, чем оборачиваются такие громкие дела, как убийство или покушение на убийство журналиста. Их берут "под личный контроль", считают особо важными, и они никогда ни к чему не приводят. Мы наблюдали это много лет".
"Вновь кровь, ярость, еще одна разбитая молодая жизнь, загубленная из-за невежества и отсутствия смелости у российского общественного мнения, которое все более явно превращается в послушную и восторженную толпу, наблюдающую за многочисленными спектаклями, которые устраивает нынешний коррумпированный и репрессивный режим, все более явственно демонстрирующий свою страшную диктаторскую сущность, сформированную во времена советской тирании. Осталось лишь возобновить публичные казни, столь любимые в прежние времена", - пишет корреспондент итальянской La Repubblica Николай Лилин.
"В сложившихся условиях больше всего поражает полное отсутствие голоса русского народа, отсутствие поддержки со стороны общественности в отношении тех, кто каждый день противостоит опасности и рискует жизнью за право народа быть информированным. Ужасно отсутствие мнений, как в интернете, так и на телевидении: редкие и слабые комментарии со стороны интеллигенции и деятелей культуры страны, послушных, как три обезьяны, подчиняющиеся одному мощному неписаному закону круговой поруки, препятствующему критике правительства, коррупции, всесилия", - отмечает журналист, в заключение цитируя слова, которые сказала ему 10 лет назад Анна Политковская: "Иногда в этой стране, среди этих людей, безразличных к собственной судьбе, я чувствую себя одинокой".