Страна еще до конца не осознала, что означает вето Президента Виктора Януковича на принятый парламентом Налоговый кодекс, а впереди у украинского политического класса новое испытание — бюджетный процесс. Но сегодня беспокоит не столько даже он сам, сколько слишком жесткие сроки, остающиеся для того, чтобы сделать главную смету страны сбалансированной и реальной. Вчера Президент, беседуя в кулуарах саммита ОБСЕ в Астане (Казахстан) с президентом Европейского банка реконструкции и развития Томасом Мировым, высказался за то, чтобы госбюджет на 2011 год был «сверстан» на основе нового Налогового кодекса. «Надеюсь, он (кодекс. — Авт.) будет заложен в основу бюджета на 2011 год, то есть на новых законодательных принципах будет обеспечена реализация реформ в бюджетной сфере», — сказал Янукович, словно новый кодекс уже у него в кармане.
Собственно, в итогах голосования в Раде по президентским замечаниям к кодексу, которое, не исключено, будет проходить уже сегодня, мало кто сомневается. Однако в действия монолитного большинства могут вмешаться посторонние факторы. Не исключено, что оппозиция попытается первой заблокировать трибуну. Но, пожалуй, еще большее влияние может оказать на ход голосования протестно-предпринимательский Майдан. Одно дело, если он будет мирно жужжать отопительными приборами, и совсем другое — если вновь забурлит антикодексными лозунгами и будет требовать отставок и наказаний или, например, выступит за кодекс Катеринчука. А поскольку политическое влияние на протестующих в последнее время явно усилилось, не исключено, что такие попытки будут предприняты, и правительству придется нести в парламент вариант бюджета, рассчитанного на старой налоговой базе...
И тогда как бы повиснет в воздухе едва ли не все, сказанное Президентом главе ЕБРР Мирову и, в частности, следующее: «Мной инициирована программа реформ на 2010—2014 годы. Утвержден план-график ее реализации. И пока мы идем по графику». Янукович, естественно, имел в виду в первую очередь приоритетные направления программы: совершенствование регуляторной политики, осуществление налоговой и бюджетной реформ. Второй его задачей было заверить главу международной финансовой организации, являющейся одним из крупнейших инвесторов в реальные украинские проекты, в том, что «экономика страны стабилизируется». Если кодекс снова притормозят, то экономика это в скором времени ощутит и через бюджетный процесс, и по направлению движения инвестиций — к нам или от нас.
Несмотря на убедительный перевес сегодняшнего парламентского большинства шансы описанных вариантов примерно равны и зависят лишь от того, какая из сторон сумеет лучше использовать находящиеся в ее распоряжении креативные и информационные ресурсы (слава Богу, мало кто может решиться уповать на грубую силу).
Пока что небольшой перевес в счете у оппозиции, которая считает вето своей и Майдана победой и намерена развивать успех. В частности, фракция НУ-НС требует, чтобы правительство немедленно представило в парламент программу социально-экономического развития и проект бюджета-2011 на действующей законодательной базе. Лидер фракции Николай Мартыненко спрашивает: «Какого качества будет главный экономический документ страны, если правительство хочет его протянуть кавалеристским набегом? Так же было с печально известным Налоговым кодексом».
Неожиданную, но действенную помощь в преддверии бюджетного процесса оказал власти первый президент независимой Украины Леонид Кравчук. «Я думаю, Президент Янукович поступил очень ответственно и правильно, поставив права людей выше экономического интереса государства. Это очень ответственное решение. Это решение настоящего главы государства, который заботится и о стране, и о ее гражданах», — сказал он и назвал такое решение победой Януковича.
Первый президент напомнил, что инициировал налоговые реформы еще на втором году своего президентства, но не получил поддержки в парламенте.
Что касается второго и третьего президентов, то, по мнению Кравчука, им не хватило для подобной реформы политической воли. В то же время Кравчук вновь поддержал частных предпринимателей-упрощенцев. «Я встречал таких людей и в Турции, и в Китае, и в Польше, и в Чехии. Они, не ожидая помощи государства, сами создавали рабочие места — и себе, и другим. Есть ли основания игнорировать права этих людей на труд, который дает им возможность выжить? Может ли правительство сегодня не учитывать интересы этих людей и не ждать, когда у государства наступят более благоприятные условия, чтобы рубить сплеча?» — спрашивает первый президент.
Естественно, премьер-министр Николай Азаров, получив за кодекс от Януковича взбучку, также заявляет, что налоговые изменения должны учитывать пожелания предпринимателей, связанных с упрощенной системой налогообложения. Он даже предлагает предусмотреть в кодексе переходный период в один год, за который не будут взиматься штрафы с нарушителей (их, по его словам, заменят разъяснительной работой). Одновременно премьер ставит задачу улучшить информационно-разъяснительную работу — рассказывать людям о проведении налоговой реформы, — так как по-прежнему считает, что неприятие кодекса связано главным образом с отсутствием такой работы. «Это пример, когда мы на ложь не смогли ответить. Наши оппоненты сосредоточились на отдельных недостатках этого документа, замазали черной краской весь позитив от налоговой реформы. А наши информационные службы и ответственные работники не смогли донести к каждому гражданину объективную и правдивую точку зрения», — уверен премьер.
Его выводы из создавшейся ситуации заключаются в основном в том, что без качественного информирования граждан страны любые реформы обречены на провал. Мысль, конечно, не новая, но вполне здравая. Странно лишь, что она посещает главу правительства, как говорится, после того. И тем не менее Азаров не намерен отступать. Еще до вето Президента он просчитал все варианты и заявил, что настроен «очень решительно по срокам — в любом случае мы должны принять бюджет до 20 декабря». Думается, с ним солидарен и спикер парламента Владимир Литвин. Он, видимо, не сомневается в том, что президентские поправки к кодексу будут учтены и проголосованы уже на этой неделе и предлагает на следующей неделе, в среду, заняться бюджетом. «Тянуть далее, как вы понимаете, невозможно», — сказал спикер на согласительном совете. И действительно, бюджет в первом чтении, согласно закону, следовало бы принять еще 20 октября.
Виталий КНЯЖАНСКИЙ