Важные Новости

Налоговая милиция вышла на тропу войны с народом

15:03—04 Октябрь 2010Налоговая милиция вышла на тропу войны с народом1000+

Зеркало недели

 

29 ноября 1939 года советская газета «Правда» поведала всему миру о Майнильском инциденте: в районе деревни Майнила на границе СССР и Финляндии финны обстреляли группу советских солдат, есть жертвы. Финны заявляли, что у них нет ни одной пушки в радиусе 25 км от границы, и требовали расследования инцидента, но их никто не слушал. Спустя десятки лет власти признали, что никакие советские солдаты в Майниле в тот день не погибали, все выстрелы были с нашей стороны, а инцидент был простым поводом к войне. Для наказания «агрессора» СССР начал войну, которая унесла жизни примерно 300 тысяч человек с обеих сторон. Такие аналогии приходят на ум после изучения Бердянского инцидента 24 сентября 2010 года, просмотра видео с места происшествия и заслушивания заявлений бердянской прокуратуры и налоговой милиции. Что это было: эксцесс исполнителей либо повод к войне? Если власти в Киеве не проведут публичного расследования этой драмы и виновные не будут названы, то стрельба налоговой по налогоплательщикам и их ответные действия могут стать заурядным явлением в нашей и без того бурной жизни.

Итак, обратимся к официальной версии событий. Группа сотрудников налоговой милиции под прикрытием подразделения физической защиты — бойцов в масках, бронежилетах, с оружием в руках — утром заблокировала проходную ОАО «Райагропромснаб» в Бердянске. Пока выполнялись следственные действия, толпа рабочих предприятия попыталась силой разблокировать вход. Прозвучали выстрелы, несколько человек с огнестрельными ранениями попали в больницу, в том числе два сотрудника предприятия, и, по заявлению налоговой, два сотрудника налоговой милиции. Угрозы их жизни нет. Идет следствие. ГНАУ и прокуратура Бердянска дали соответствующие пояснения.

Ранения двух сотрудников «Райагропромснаба» начальник налоговой милиции Бердянска Виктор Ященко на брифинге объяснил так:

«В 8.00 начался обыск административного здания с участием юриста и охранника этого предприятия. Около 10.00 появился собственник предприятия вместе с группой людей (около 200 человек), среди которых были и люди с видеокамерами. По команде хозяина толпа пыталась сорвать проведение обыска. На все требования сотрудников налоговой милиции прекратить сопротивление толпа не реагировала. Во время стычки кто-то из толпы начал стрельбу из травматического оружия, также у толпы были автоматы. Сотрудники подразделения физической защиты Управления налоговой милиции ГНА в Запорожской области, согласно законодательству, были вынуждены применить оружие, выстрелив в воздух. Но такие действия толпу не остановили».

«Бердянской межрайонной прокуратурой возбуждено уголовное дело по факту сопротивления сотрудникам правоохранительных органов при исполнении ими служебных обязанностей и умышленного причинения работнику правоохранительного органа легких телесных повреждений — по признакам преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 342 и ч.2 ст. 345 УК Украины, — сообщает сайт ГНАУ. — Из травматического оружия были ранены работники подразделения физической защиты Управления налоговой милиции ГНА в Запорожской области».

После этих заявлений просто удивительно, почему руководство ГНАУ не поспешило сразу же показательно наградить отличившихся сотрудников, которые не испугались автоматов, и, жертвуя собой, выполнили долг перед державой! Ну чем не герои Украины? Пошли под пули ради наполнения бюджета! Настоящий подвиг! Где ордена?

Правда, несколько смутило, а с чего бы прокуратура проявила такую подозрительную мягкотелость? Почему прокуратура ведет следствие по статьям о «нарушении общественного порядка» и «нанесении телесных повреждений сотрудникам правоохранительных органов»? Ведь, по официальным данным, организованная группа лиц, вооруженная пистолетами и автоматами, напала на сотрудников правоохранительного органа, открыла стрельбу, два человека ранены, а ведь их и убить, не дай бог, могли. И никакой бронежилет от автоматной очереди в упор не спасет. Все признаки организованной преступной группировки — это первое. Во-вторых, незаконное владение оружием, откуда у частных лиц автоматы? Может из этих стволов уже кого-то и «замочили»? В-третьих, совершенно очевиден умысел на убийство — ведь имела место прицельная стрельба, и любое ранение может стать смертельным. По сути прокуратура была бы обязана поднять целый ряд статей. Но не расследует очевидные факты. Это уже вызывает массу вопросов к ее действиям.

А тут еще и компания «Бердянский райагропромснаб» не стала молчать и представила совершенно иной взгляд на событие: «Бойцы физзащиты открыли стрельбу по безоружным людям. В результате чего пострадало четыре гражданских лица, двое из которых сейчас находятся на стационарном лечении в городской больнице. Один из них получил три пулевых ранения. Выстрелы звучали только с одной стороны, со стороны налоговиков, что явно видно на имеющейся у нас видеозаписи… Охрана предприятий не имеет и никогда не имела оружия… и не участвовала в инциденте».

И вот здесь начинается самое интересное. Официальные власти свою версию события никакими осязаемыми материалами не подтвердили. В то время как весь Интернет взорвало видео, выложенное «Райагропромснабом», которое полностью опровергает заявления бердянских налоговиков и прокуроров. Совершенно четко видно, что толпа рабочих предприятия действительно напирала на бойцов физзащиты. Однако ни один из рабочих не был вооружен не то что огнестрельным оружием, но даже палкой или булыжником. Стрельба велась действительно только со стороны налоговиков. Почему-то во время разборок на месте не были вызваны для предупреждения столкновения ни наряд милиции для обеспечения общественного порядка, ни следователь либо оперработник, производившие выемку документов.

Никакой информации о наличии организованной преступной группы, которая бы угрожала жизни сотрудников фискальных органов, власти не заявили. Подразделения физзащиты созданы не для разгона демонстраций. Производить выемку документов со стрельбой по безоружным людям как-то не принято в мире и прямо запрещено по закону…

Начальник налоговой милиции Украины Виктор Владимирович Шейбут пообещал по телефону дать «ЗН» комментарий по бердянским событиям. Увы, очевидно, так много работы, что времени для разъяснений действий налоговой милиции широким кругам налогоплательщиков он никак не смог найти.

Поэтому мы обратились к бывшему высокопоставленному сотруднику налоговой милиции с просьбой объяснить происшедшее ввиду очевидной несостоятельности официальной версии:

«Что бросается в глаза при просмотре инцидента на видео? Первое, вызывает удивление, что сотрудники физзащиты вступают в переговоры с рабочими. Зачем? Если видите толпу — вызывайте соседнее РУВД. Что могут сделать пять бойцов против 200 человек? Только стрелять, руками не остановишь. Второе, где был следователь, проводивший выемку документов? Это его прямая служебная обязанность урегулировать ситуации такого рода и брать на себя ответственность. Он руководитель группы, он планирует действия подчиненных. Следователь действовал совершенно некомпетентно, и должен быть привлечен к ответственности. Третье, а почему при выезде на объект не велось оперативной видеосъемки? Это обычная практика в работе налоговой милиции. За предыдущие два года все без исключения проверки проходили с включением в состав группы оператора с камерой, а иногда и двумя камерами снимали. Это самый удобный инструмент контроля для начальника налоговой милиции контролировать действия сотрудников при обыске. И это самый важный аргумент в суде, когда предприятие выдвигает к налоговой встречные претензии. Оперативная видеосъемка — это обычная практика, поэтому меня удивляет, что официальные лица не представили своей видеозаписи событий, а в том большом ролике инцидента не видно, чтобы хоть кто-то из представителей властей держал видеокамеру.

Исходя из вышеизложенного, а также из противоречивых заявлений бердянской ГНА и прокуратуры, я вынужден сделать такой вывод: имел место внеплановый и несогласованный со всем начальством наезд на предприятие. С целью выбить что-то ценное, причем, скорее всего, не ради наполнения бюджета, а в личных интересах неких лиц. То ли взятку хотели, то ли конкуренты наняли. Поэтому сотрудники спрятали лица, ничего не снимали, а следователь боялся выйти к людям, потому что тоже не хотел светиться в этом деле. Начальник налоговой милиции города сразу же, не имея на руках видеозаписи и материалов расследования, заявил, что во всем виноваты рабочие, и наплел небылицы про автоматы. По бойцам физзащиты, как видно, никто не стрелял, но им сделали справки о ранениях, чтобы представить их жертвами нападения. Они не учли одного — возможностей Интернета».

«Зеркало недели» ранее писала о возросшем риске для предпринимателей в связи с отменой новым руководством ГНА действовавшего при С.Буряке порядка применения подразделений физзащиты. Напомним, что предыдущие два года любые «маски-шоу» могли проходить только с санкции лично председателя ГНА. Ликвидация этой весьма разумной меры очень быстро, как мы и предположили, привела к печальным последствиям.

Еще один очевидный вывод: бойцы физзащиты бердянской налоговой милиции как минимум должны набить физиономию трусливому следователю, который их откровенно подставил.

И позитивные выводы: уважаемые предприниматели, на случай визита налоговых органов готовьте наряду с документами видеокамеры, потому что сейчас от такой проверки можно ожидать чего угодно.

А сотрудники налоговой увидели, что участие в «гоп-стопах» под видом выемки документов может доставить немало неприятных минут и перерасти в большой скандал.

«ЗН» удалось получить один весьма важный официальный комментарий по бердянским событиям. Заместитель главы администрации президента, руководитель рабочей группы по реформированию Уголовно-процессуального кодекса Андрей Портнов отметил:

«У меня есть предположение, что такого органа, как налоговая милиция, скоро вообще не будет. Оперативно-розыскную деятельность в налоговой сфере будут осуществлять исключительно МВД и СБУ. В качестве аргументов в данном случае надо рассматривать два фактора. Во-первых, президент заявил о реформе уголовной милиции по европейским стандартам. Поэтому в ведении МВД и СБУ сосредотачивается вся оперативно-розыскная деятельность и следствие по экономическим преступлениям. При этом многие виды экономических преступлений декриминализируются. А во-вторых, в пользу ликвидации налоговой милиции свидетельствует статистика представлений в суды об ограничении конституционных прав граждан, поданных налоговой милицией. Так вот, из общего числа уголовных дел, в которых используются материалы «прослушки» и «наружки» и которые доводятся налоговой милицией до суда, всего в 0,1 % случаев выносятся обвинительные заключения! Из этого мизерного количества примерно в половине случае конкретные лица признаются виновными. Так вот из этого числа еще примерно половина осужденных освобождаются по амнистии! Таким образом, КПД использования оперативно-розыскных мероприятий налоговой милицией составляет ноль целых и какие-то сотые доли процента. Это красноречиво говорит об эффективности работы данного органа».

Народный депутат Анатолий Гриценко, также давний противник существования налоговой милиции, заявил «ЗН»:

«Налоговая милиция — это 10 тысяч человек в форме и 23 генерала, которых снабжают по высшему разряду. В 2007 году мы в Министерстве обороны провели сравнение заработной платы в Вооруженных силах и в налоговой милиции. Так вот, рядовой—водитель налоговой милиции получал зарплату как генерал-полковник, командующий Сухопутными войсками! Я считаю, что налоговая милиция — совершенно излишний правоохранительный орган, дублирующий функции МВД и СБУ. В стране в силовых ведомствах государство содержит 715 тысяч человек — этого количества вполне достаточно, чтобы решать текущие вопросы правоохранительной деятельности. В европейских странах аналога нашей структуре налоговой милиции не существует, и Украине тоже нет никакой нужды в этой структуре».

Справедливости ради следует отметить, что ликвидация налоговой милиции, конечно, не обезопасит предпринимателей от налетчиков в форме. Если посмотреть, что творит на таможне СБУ и как работает милицейский УБЭП, то говорить, что лишение ГНА налоговой милиции и функций ОРД ощутимо сократит число «масок-шоу», не приходится.

Оптимизация органов противодействия налоговым и финансовым преступлениям — это сложная задача для любого государства, и единого подхода в мире пока не выработано.

В России, например, налоговую полицию ликвидировали в 2003 году. В Италии финансовая гвардия имеет значительно большие функции и полномочия, чем наша налоговая милиция. Грузинский опыт тоже не однозначен — финансовую полицию М.Саакашвили вначале ликвидировал в 2006 году, однако в 2009-м эту службу восстановили и усилили. Украина нуждается в комплексной реформе всей правоохранительной системы, и в этой системе должны быть выписаны место и полномочия каждого правоохранительного и надзорного органа.

Прошла неделя, а власти хранят постыдное молчание по поводу неслыханного нарушения конституционных прав граждан. Так как это молчание понимать — можно и дальше «мочить лохов» или власти все-таки попытаются предупредить новые «инциденты» и проведут объективное расследование?

 

Юрий БУТУСОВ