14 декабря стало известно, что в украинском правительстве работают над законом, который разрешит продавать земли сельхозназначения. Об этом сообщили из Администрации президента. Несмотря на то, что право собственности на землю провозглашается в 14 статье Конституции Украины, до сих пор в нашей стране сельхозземли можно было взять лишь в долгосрочную аренду сроком на 49 лет. Теперь же ситуация изменится. Доходы от продажи земли предусмотрены даже в проекте бюджета, принятом Верховной радой Украины 14 декабря. Но не станут ли украинцы народом без земли?
Национальное достояние
Земля – основное богатство Украины. Это зафиксировано в Конституции страны. "Земля является основным национальным богатством, которое находится под особенной охраной государства", - утверждает Основной закон. Вместе с тем, в соответствии с Конституцией, на землю гарантируется право собственности. Несмотря на это, с момента независимости Украины граждане нашей страны не имели право покупать земли сельхозназначения в частную собственность. Они могли лишь арендовать их сроком на 49 лет. Отменить мораторий на продажу земли собирался бывший президент Украины Виктор Ющенко. Он даже наложил вето на закон о моратории на продажу земли. Но 19 января 2010 года украинский парламент преодолел президентское вето – ведь сам вопрос оставался чрезвычайно острым и спорным. Ющенко, который к концу своего правления решался на то, на что ему не хватало политической воли на протяжении всей президентской каденции, вынужден был закон подписать. В первые дни нынешнего президента у власти тоже велись разговоры о снятии моратория на продажу. Конкретные заявления, правда, последовали ближе к лету. 26 июля первый заместитель главы Администрации президента Ирина Акимова заявила: "Мы поставили аккуратный срок на упразднение моратория на продажу сельскохозяйственных земель – начало 2012 года. С моей точки зрения, нужно сделать все, чтобы этот срок был приближен". По ее словам, законопроекты по рынку земли должны были быть рассмотрены Верховной радой до конца 2010 года.
Очевидно, уже тогда, когда в соседней России горели леса и посевы, власть поняла, насколько по-настоящему значимой может быть земля. Введенный РФ мораторий на продажу сельхозпродукции и ажиотаж на российском рынке показал, что аграрная отрасль, доселе бывшая в "пасынках" у государства, тоже может приносить небывалый доход. К этому добавился и кризис в легкой промышленности: осенью стало известно, что во многих государствах – поставщиках хлопка ожидается неурожай. Цена хлопка в сентябре 2010 года достигла рекордных за 15 лет показателей – 1 доллар за фунт и продолжала расти. Виной тому стало наводнение в Пакистане, который производит 8% хлопка в мире, и похолодание в Китае, доля которого в мировом рынке – 25%. Закупка хлопка в Таджикистане и Узбекистане, могла бы стать выходом для дышащих на ладан текстильных предприятий Украины. Но и тут украинцев поджидала неудача – китайские и российские текстильщики опередили их, предложив среднеазиатским производителям более высокую цену за сырье. В таких условиях украинцы снова вспомнили о льне. Благо наше государство в свое время было одним из мировых лидеров в производстве этого материала. Однако и тут легпром ожидало огорчение – за годы независимости посевы льна в Украине сократились более чем в 10 раз. Несмотря на то, что цены на лен были стабильно высокими, украинская специфика ведения бизнеса и здесь накладывала свой отпечаток. Производители не имели уверенности в том, что их долгосрочную аренду на землю сельхозназначения не разорвут в случае, если их бизнес приглянется кому-либо со связями. Впрочем, подобные опасения были не только у текстильщиков. Вот почему слова президента о том, что мораторий на продажу сельхозземель будет снят, вызвал одобрение у многих бизнесменов и фермеров. "Пакет законов должен пройти экспертизу гражданского общества до конца 2010 года и после этого мы сможем их принять", - сказал Янукович осенью в Крыму. "Теневая приватизация земли намного хуже, чем прозрачная - в этой сфере высокая коррупция", - сказал президент. Однако не все разделяют оптимизм гаранта.
"Привет" латифундистам
Отмену моратория на продажу земель сельхозназначения поддерживают и аграрии, и ряд экспертов. "Земля должна покупаться и продаваться. Если она моя, то я должен иметь право делать с ней, что захочу. Неправильно, что мораторий существует. Мораторий - это политическая акция. Если мы говорим, что мы идем в рынок, и земля - это собственность, то зачем мне и вам собственность, которой я не могу распоряжаться? Если она моя, я должен иметь реальное право делать с ней то, что хочу", - передает УНИАН слова Героя Украины, главы аграрного ООО "Старт" Василия Петринюка. С необходимостью предоставить гражданам возможность самим распоряжаться своей землей согласна и адвокат Татьяна Монтян. "Наконец-то", - так прокомментировала она "Подробностям" известие о возможной отмене моратория на продажу сельхозземель. "Вы – собственник. Землю обрабатывать вы не хотите, продать вы ее не можете. Вы лишь можете отдать ее за копейки латифундисту, который вам и мешка сена не кинет", - приводит пример Монтян. Вместе с тем, она отмечает, что снятие моратория на продажу земли сельхозназначения должно сопровождать введением открытого земельного кадастра. Иначе не избежать злоупотреблений. "Злоупотребления будут потому, что у нас нет прозрачного владения собственностью. Если бы наш президент подсуетился и ввел хотя бы частично открытый кадастр, где можно было бы видеть хотя бы границы владений и кому они принадлежат – было бы неплохо", - говорит Монтян. "Мораторий наложили те, кто уже завладел большими размерами земельных наделов. Да, при снятии моратория есть риски. И чтобы земля не пошла за бесценок, государство должно установить на нее минимальную цену. Так же как есть минимальная цена на сахар. Также должны быть правила. Примите закон про земельный банк, про земельный кадастр, опробуйте на практике. Сделайте так, чтобы землю покупали бы по правилам", - отмечает Петринюк. Тем не менее, то, что сельхозземли можно будет продавать и покупать, по мнению экспертов, уже большой шаг вперед.
Вместе с тем, некоторые эксперты считают, что снимать мораторий нужно очень осторожно. "Я надеюсь, что депутаты в парламенте не проголосуют закон о рынке земли, в том виде, в котором он желателен пяти-шести фамилиям", - передает УНИАН слова главы Аграрного союза Украины Геннадия Новикова. "Я считаю, что нынешний латифундистский характер аграрного производства - это зло для Украины. Хотя ее сторонники убеждают нас в преимуществах так называемых вертикально-интегрированных компаний, заявляют, как они много могут сделать, «подключают» представителей науки, и в отличие от фермеров смогут проплатить законы в парламенте. Но особенность новых агрохолдингов такова, что они пришли заработать и уйти, такова природа капитала, он просто стирает границы села", - беспокоится фермер. Вместе с тем, если в законе предусмотреть норму о покупке земли исключительно физлицами, это поможет отчасти избежать махинаций. "То, с чем не соглашаются члены нашего союза, - с возможностью покупать землю юридическим лицам. Пусть даже в законе будет прописано, что эти юрлица - представители Украины. Если землю будут покупать юрлица, сложно будет контролировать реальных учредителей предприятия, реальных собственников", - говорит Новиков.
Одним словом, инициатива президента во многих слоях общества получила поддержку. Чтобы крестьяне сказали президенту "спасибо" этого, правда, недостаточно. Помимо разрешения продавать землю сельхозназначения нужен открытый земельный кадастр, который бы сделал невозможным неконтролируемую скупку земель, а также эффективное законодательство, действующее в интересах собственника земли, а не латифундистов. Получится ли это у украинской власти станет известно лишь после обнародования законопроекта, регулирующего продажу земли в Украине.
Борис Рудь