Важные Новости

На кого возложат вину за львовский конфликт?

14:45—11 Май 2011На кого возложат вину за львовский конфликт?1000+

Подробности

 

С принятием "краснознаменного" закона эксперты прогнозировали: День победы-2011 может получиться "жарким". Пессимистические прогнозы оправдали себя на все сто. А теперь заинтересованные лица упоенно выясняют: так кто же виноват в львовских беспорядках?

Неприятная "неожиданность"

Инициативу нардепов законодательно закрепить празднование Дня победы с красными флагами изначально было трудно воспринимать иначе, чем политическую бомбу замедленного действия. Во многих украинских городах торжества на 9 мая и раньше не обходились без знамени победы: там, где это считалось необходимым – над шествиями и на митингах развевались алые стяги, в других местах – обходились без них. Но стремление парламентариев раз и навсегда отрегулировать болезненный вопрос привело к ожидаемым результатам. В части областей страны местные власти взбунтовались против решения; чтящие символику СССР политические организации пообещали научить несогласных уважению к подвигу советского народа; а центральная власть в лице президента, не успевшего подписать закон к памятной дате, фактически самоустранилась. К чему приводят подобные предпраздничные обстоятельства – получилось пронаблюдать на примере Львова.

Сорванные георгиевские ленточки, сожженные и растоптанные флаги, автобусы с побитыми стеклами, "летающие" камни, окровавленные головы, дымовые шашки, выстрелы из травматического оружия, то действующая, то бездействующая милиция – массовые беспорядки в столице Галичины превзошли ожидания многих аналитиков. Зато политикам "победные" побоища предоставили замечательно широкое поле для маневра. Чем все желающие и поспешили воспользоваться.

В канун бурных праздничных событий и уже после них большинство "заинтересованных лиц" предпочитало и предпочитает стоять на позициях едва ли не естественности происходящего. Правящий лагерь пошел по пути наименьшего сопротивления ("Украинский парламент принял документ, который говорит исключительно об использовании флага воинской части, которая брала Рейхстаг. На этом флаге есть номер части и название. Там нет символов Советского Союза. Единственное сходство, что флаг имеет красный цвет", - объясняла в Вашингтоне нардеп-"регионал" Елена Бондаренко). И тем самым – сложил с себя ответственность за возможную широту интерпретаций. В распоряжении представителей пророссийских организаций Востока и Юга Украины оказался удобный повод совершить идеологический марш-бросок на запад. И отказываться от возможности его использовать никто не стал, несмотря на то, что правоохранители рапортовали об обратном. Для идейных противников поклонников красного знамени львовская реакция – тоже не выходит за границы предполагаемого. "Мы им говорили: не будет красных флагов – все будет тихо и спокойно. Поднимутся (флаги – "Подробности") – людей мы не сдержим. И то, что произошло – это чистой воды провокация", - объяснял на следующий день после драк лидер "Свободы" Олег Тягныбок.

Вопрос о том, можно ли было избежать майского побоища в ближайшие дни после событий, пожалуй, станет животрепещущим. Верховным властям формально себя винить не за что – проблемный закон так и не вступил в действие. Местные власти также успели "подстраховаться". За несколько дней до праздника Львовский окружной административный суд предусмотрительно запретил все политические акции, запланированные на 9 мая. Официальные мероприятия прошли спокойно", – настаивает губернатор. "Вчера во Львове все официальные мероприятия, которые проводили обладминистрация и городская власть проходили без эксцессов, под государственными флагами, так, как мы договорились с руководителями всех ветеранских организаций области", - пояснил Михаил Цымбалюк. Милиция, которая накануне обещала "стоять на стороне закона" и не допускать "никаких провокаций и нарушений общественного порядка", и вовсе пришла к выводу, что ничего экстраординарного в городе 9 мая не происходило. "Хотя некоторые силы и пытались дестабилизировать обстановку и спровоцировать столкновения между представителями различных политических партий, благодаря правильной расстановке сил и средств, а также удачному оперативному перекрытию, грубых нарушений общественного порядка не допущено, однако несколько инцидентов все же имели место", - говорится в заявлении МВД, в котором ниже перечисляются некоторые "имевшие место" инциденты. В ближайшее время правоохранители обещают дать оценку происходившему, а по факту стрельбы было открыто уголовное дело по "хулиганской" статье, - но говорить о том, что конфликт исчерпан пока мало кто торопится.

Жонглеры ответственностью

По поводу того, что же случилось во Львове 9 мая, больших разночтений не наблюдается – практически все прямые или опосредованные участники конфликта упоминают слово "Провокация". А вот в определении того, кто и кого спровоцировал, зачем, а главное – кому теперь нести ответственность  за события, которые предсказуемо вызвали резкую реакцию МИД РФ и теоретически могут затруднить проведение во Львове матчей Евро-2012 – стороны никак не сходятся.

Богатство мнений по поводу недавних событий может порадовать даже закаленного украинскими политическими баталиями наблюдателя. Что интересно, самый распространенный ответ на вопрос "Кто виноват?"  короток – "Власть". А вот то, что именно вкладывается в это понятие, зависит во многом от точки зрения отвечающего.

Итак, среди множества версий стандартной популярностью пользуется та, которая под "властью" понимает власть, что ни на есть центральную – то есть, если не Банковую (вовремя дистанцировавшуюся), то хотя бы парламент. "Причиной известных событий в Львове 9 мая является принятие Верховной радой провокационного законопроекта о красном флаге. Именно он обострил конфликт между украинскими патриотами и шовинистическими группами", - цитируют "Комментарии" народного депутата из НУ-НС Владимира Вязивского.

"Попутный" вариант объяснения событий допускает, что зона ответственности правящего лагеря больше, чем проведение через парламент неоднозначного законопроекта. В таких случаях охота членов "Родины" и "Русского единства" к перемене мест трактуется шире, чем просто желание представителей пророссийских организаций близко познакомиться с идейными противниками. "Исходя из тех событий, которые разворачивались во Львове, в Киеве, других областях страны... те события, которые происходили вокруг красного флага, вокруг драк, которые, по моему мнению, были спланированы, инспирированы и проведены действующей властью... все это является началом проекта раскола территории Украины", - допускает Юлия Тимошенко. Дополняет такой сценарий и распространение точки зрения о заинтересованности в конфликте снова-таки властей – но соседнего государства. Как бы то ни было, но растоптанный во Львове венок с российской символикой вряд ли будет быстро позабыт.

В стремлении дополнительно объяснить: а в чем именно власть виновата – оппоненты руководства страны порой стараются конкретизировать ответственность. Так, все более широкое распространение получает версия о том, что "виновником торжества" являются правоохранители, которые не смогли пресечь беспорядки. "Вчера во Львове произошло преступление. Почему вчера представители русских фашистов развернули флаг на Холме Славы? Почему правоохранительные органы заняли пассивную позицию? Это непрофессионализм или сознательное подыгрывание провокаторам? Почему им позволили автобусами проехать на Холм Славы и почему милиция била дубинками львовян, а их (приезжих провокаторов, – "Подробности") - защищала? Это были специально спланированные вещи", - эмоционально описывал события мэр Львова Андрей Садовый. Закономерным следствием такого видения ситуации служат требования оппозиции разобраться в происходящем и отправить в отставку министра внутренних дел. Тем интереснее выглядит спокойствие Анатолия Могилева, который, напомним, в январе ждал и не дождался "кровопролитий" на День соборности, а в мае – не заметил куда более "перспективный" накал страстей.

Ища приметы заангажированности в поведении МВД, некоторые наблюдатели не спешат снимать ответственность за беспорядки в городе и с местных властей, которые предпочли понадеяться на силу судебного запрета. Интересно здесь то, что представительская власть Львова в немалой своей части состоит из политических сторонников непосредственных участников конфликта – членов ВО "Свобода". Что для представителей правящей в масштабах страны, но оппозиционной во Львове Партии регионов послужило основанием для предложения переизбрать областной совет. А вот мнение львовской исполнительной власти разделилось. Мэр Андрей Садовый, как уже было упомянуто, непосредственную ответственность за драки возлагает на правоохранителей. Зато глава облгосадминистрации поведение милиционеров воспринимает более лояльно. Впрочем, дальнейшая судьба Михаила Цымбалюка неожиданно стала предметом отдельного политического интереса. Глава ОГА признал, что под давлением "свободовцев" он написал заявление об отставке. Теперь дело за президентом…

Если отвлечься от "властных" теорий, то стоит заметить, что среди виновников происходящего (а главное – тех, кто может извлечь пользу из неприятной ситуации) нередко фигурируют названия политсил – как провластных, так и оппозиционных. Как уже писали "Подробности", силовое противостояние позволило с успехом пропиарится радикалам из противоположных лагерей. Одни выступили поборниками вечных советских ценностей, другие – защитили идеалы не словом, а самым непосредственным делом. Свою долю дивидендов в сложившейся ситуации спешат собрать и представители правящей партии. С одной стороны, на первых порах подчеркнуто нейтральное отношение руководства страны позволяет занять ему позицию миротворца, пекущегося о том, чтобы всем в стране было хорошо. С другой – в силу электоральных особенностей от обострения национального вопроса партия власти в рейтинговом отношении, пожалуй, может выиграть сильнее, чем маргинальные политические образования – как из числа участников побоища, так и оставшихся в стороне, как ПСПУ, лидер которой уже успела предложить отделить Галичину на референдуме. Наконец, с третьей стороны – при необходимости львовские события могут быть использованы властью как идеологическое оружие против оппонентов, на первый взгляд, не имеющих прямого отношения к майским событиям. "Бесспорно, после этого рейтинги "Свободы" во Львове упадут, и БЮТ получит шанс отвоевать утраченные позиции. Сейчас БЮТ пытается творить пропаганду, что, мол, скандалами во Львове кто-то хотел отвлечь внимание людей от экономических проблем", - заметила в происходящем руку Тимошенко советник президента Анна Герман.

Львовское противостояние по-своему "удобно" тем, что позволяет упражняться в политической риторике очень широкому кругу заинтересованных лиц – как принимавших участие в конфликте, так и сочувствующим или осуждающим. И тем сложнее рассчитывать в сложившейся ситуации на то, что обстоятельства беспорядков будут беспристрастно расследоваться, как того требует президент, а сами упоминания о них – быстро лишатся идеологического флера.

Ксения Сокульская