Министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко на днях заявил о намерении Украины демаркировать государственную границу с Россией и, если понадобится, сделать это в одностороннем порядке уже в следующем году. Это не только отдалит Россию от Украины, но сделает и Черное, и Азовское море водами НАТО.
Демаркация государственной границы, на которой настаивает Украина, может стать очередной «берлинской стеной», разделившей соседей, друзей и родных. В частности, такая граница разделит Ростовскую область РФ и Луганскую область Украины, поддерживающие тесные экономические отношения. В настоящее время Ростов и Луганск, как города-побратимы, создают совместные проекты, обмениваются опытом. В Ростовской области есть города и населенные пункты, которые не просто лежат на приграничной территории, но и в прямом смысле давно переросли межгосударственные отношения, удобно расположившись по обе стороны условной границы.
Советский Союз избаловал своих граждан возможностью беспрепятственно передвигаться по шестой части суши нашей планеты с одним только паспортом гражданина СССР, без всяких виз. С распадом Союза большая часть отсоединившихся республик заблаговременно позаботилась об административных «пунктиках». Впрочем, учитывая тесные взаимоотношения, некоторые из них - к примеру, Казахстан - оставили возможность гражданам Российской Федерации в течение нескольких дней обходиться без регистрации.
Согласно украинско-российскому соглашению о безвизовом режиме, граждане России и Украины могут находиться без регистрации на территории друг друга в течение 90 суток. Что будет дальше между двумя странами, учитывая евроатлантические устремления украинских руководителей, неясно. В последнее время неоднократно заявлялось, что в случае вступления Украины в НАТО может стать актуальным вопрос о введении визового режима между РФ и Украиной.
«В самой демаркации ничего страшного нет, это нормальный процесс, - считает генеральный директор Университета эффективного развития (Киев) Олег Бахтияров. - Она имеет значение даже больше символическое, чем практическое».
В случае оформления реальной госграницы со всей соответствующей атрибутикой в виде пограничных столбов на суше и цветастых буев на море встает вопрос о положении городов, разделенных границей. «Сейчас эта граница проницаема, и условная таможня не препятствует общению людей по обе стороны границы. Демаркация - еще один шаг, чтобы границы становились все большей реальностью, а уже затем пойдет вопрос о визах и обо всем остальном», - отметил киевский политтехнолог, подчеркнув, что этот шаг направлен на все большее и большее отдаление Украины от России.
По мнению председателя комитета по молодежной политике администрации Ростовской области Сергея Чуева, граница нужна: «Мы, безусловно, не заинтересованы в ухудшении отношений Российской Федерации с Украиной и другими постсоветскими государствами и республиками. Но, если мы живем в разных государствах, то должна быть соответствующим образом обеспечена безопасность стран. Понятно, что это связано с затратами и возведением инфраструктурных объектов, но через прозрачные границы часто проходят наркотрафик, торговля людьми и другие негативные моменты. Заявление украинских коллег нужно воспринимать спокойно».
Кроме того, политик отметил, что сейчас у Украины есть задачи и поважнее, чем возведение границ. «Украинская экономика находится сейчас в пучине экономического кризиса, и я сомневаюсь, что у Украины сейчас найдутся ресурсы на обеспечение безопасности границы», - сказал Чуев.
Директор Центра украинистики Южного федерального университета Эдуард Попов полагает, что проблема демаркации сухопутного и морского отрезков российско-украинской границы стоит уже давно и является остроугольным камнем в отношениях двух государств.
«По варианту, на котором настаивает Украина, Россия фактически теряет выход из Азовского в Черное море. Морская граница будет проходить фактически у побережья Тамани, и Украина хочет в одностороннем порядке запереть Азовское море для прохода из него или в него российских судов. Это, конечно, российскую сторону устраивать не может. В этом случае России остается такой вариант, как требовать, возможно, даже пересмотра договора с Украиной о дружбе и сотрудничестве, заключенного в 1997 году и пролонгированного осенью 2008 года. Это было бы резонансным ответом», - говорит эксперт.
По мнению Попова, такой вариант демаркации границы по украинской версии предоставляет новые права и возможности самой Украине по Азовскому морю, по распределению и разделу шельфа Черного и Азовского морей в пользу Украины: «Это максимально ущемляет национальные интересы России как по возможности прохождения морских судов в акваторию Азовского моря, так и по разделу шельфа и сырьевых запасов этих двух морей. Известно, что шельф Черного моря богат газовыми запасами. Здесь прослеживаются и военно-стратегические интересы: сделать не только Черное море морем НАТО, но и Азовское. Известно, что во время августовской войны на Кавказе в Черное море заходили суда НАТО, и Украина просто хочет выступить инструментом этой натовской политики в черноморско-азовском регионе. Такой вариант нас устраивать не может, мы должны выдвигать встречные требования и жестко отставать свои права. В случае демаркации границы мы должны идти на пересмотр всех договоренностей с Украиной».
Накануне министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко заявил о намерении Украины демаркировать государственную границу и, если понадобится, сделать это в одностороннем порядке уже в следующем году. Основной причиной такой поспешности является непреодолимое стремление как можно быстрее установить безвизовый режим с Евросоюзом. «Мы хотим достигнуть этой цели до 2012 года. Но чтобы получить безвизовый режим с ЕС, мы должны выполнить требования по обеспечению безопасности на границе. Границы должны быть нормальными, европейскими и защищенными», - сказал глава МИД Украины.
Огрызко подчеркнул, что Украина уже в течение полутора лет ждет положительного ответа от России. Как раннее сообщалось, Украина может направить иск в Международный суд в Гааге, чтобы заставить Россию утвердить границы между двумя государствами в Азовском море и Керченском проливе.
Украина настаивает на том, чтобы граница была проведена по линии, которая во времена СССР обозначала административную границу между республиками. Россия, в свою очередь, добивается, чтобы Керченский пролив получил статус «внутренних вод» двух государств, находящихся в общем пользовании.