Важные Новости

НАТО больше не хочет быть НАТО

14:24—21 Июль 2009НАТО больше не хочет быть НАТО1000+

ИноСМИ

 

Меня зовут Кевин Скотт (Kevin Scott). Я - американец из штата Массачусетс. Последние шесть месяцев я живу на Украине, в городе Севастополь, большая часть населения которого - русские. Существует несколько причин, по которым я живу в Севастополе. Самая важная из них состоит в том, что я чувствую, что народ и лидеры Соединенных Штатов слишком мало знают о России и Восточной Европе в целом. Если мы хотим улучшить отношения между восточными регионами мира и Западом, эту ситуацию надо менять.

Почему отношения между Америкой и Россией ухудшились?

Это обсуждение лучше всего начать с событий 11 сентября 2001 года. Вскоре после атак, произошедших в Нью-Йорке, первым мировым лидером, позвонившим президенту Бушу, стал тогдашний российский президент Владимир Путин. Президент Путин заверил президента Буша, что он 'отменит состояние боевой готовности' для всех российских войск, выразил соболезнования и предложил свою полную поддержку. В месяцы, последовавшие за атаками 11 сентября, Россия предоставила США ценную топографическую информацию, карты, информацию по вопросам поставок и, что самое удивительное, даже помогла Соединенным Штатам перевезти в Афганистан военное оборудование. Многие из нас по-прежнему помнят видеосъемки массивных российских военных самолетов АН-124, в которые загружали американское военное снаряжение. Мне казалось, что в месяцы, последовавшие за 11 сентября, у Соединенных Штатов не было лучшего друга, чем Российская Федерация.
       
Реакция США на это проявление поддержки со стороны России, оказалась не только неясной, но для многих российских лидеров просто оскорбительной. После того, как Россия продемонстрировала абсолютную поддержку США, Североатлантический альянс, изначально созданный для сдерживания Советского Союза, начал быстрое расширение, и это несмотря на тот факт, что СССР уже давно перестал существовать.

Теперь в НАТО входят балтийские государства Латвия, Литва и Эстония, которые граничат с Россией. В дипломатических кругах России начал назревать антагонизм по отношению к США.

2004: год, когда все испортилось

2004 год войдет в историю, как один из наиболее ужасных периодов в американо-российских отношениях после 11 сентября 2001 года. В этот год произошло, как минимум, два важных события: Латвия, Литва и Эстония (все три страны имеют общие границы с Россией) были официально признаны новыми членами НАТО, но, что более важно, в этот год США и Россия выставили разных кандидатов на украинских выборах, что привело к тому, что теперь известно как 'оранжевая революция'. США поддерживали 'прозападного' кандидата Виктора Ющенко, а Россия поддерживала более 'пророссийского' кандидата Виктора Януковича. В это время мне случилось оказаться в связанном с Гарвардским университетом Украинском институте во время 'празднования Оранжевой революции', и я вступил в жаркий спор по поводу ситуации на Украине. Комната была заполнена людьми в оранжевых майках и шарфах, и то, что я тогда сказал, не вызвало у присутствующих никакого удовольствия.

Я заметил, что вопрос не стоит в том, должна ли Украина быть 'прозападной' или пророссийской. Я сказал, что естественным положением дел для Украины являются тесные связи и с Россией и с Западной Европой. Идея, что Украине требуется 'выбрать', быть ли ей исключительно пророссийской или прозападной, просто нелепа. Оранжевая революция превратилась в украинский отказ от всего русского, что для любого, кто хоть что-то знает об Украине, звучит невероятно абсурдно. Украина и Россия делят границу длиной в 2063 километра, и более 20 процентов населения Украины - этнические русские. Посыл 'оранжевой революции' состоял в том, чтобы проигнорировать эти факты, что означала, что она была обречена с первого дня. На конференции, посвященной 'оранжевой революции' я предупредил всех присутствовавших, что если в будущем Украина попытается стать членом НАТО, последствия со стороны России будут катастрофическими. Что интересно, все последние опросы общественного мнения на Украине, даже в ее западных областях, неизменно показывают, что большинство украинцев выступают против членства страны в НАТО. Не всех украинцев связывает один язык, но их связывают одинаковые взгляды на НАТО.

Тревожно-иррациональная сущность конференции, посвященной 'оранжевой революции', заставила меня поподробнее изучить упадок американо-российских отношений. В ту поворотную зиму 2004 года я решил посетить дипломатическую конференцию в Гарвардском университете, во время которой бывший посол США в Финляндии Дерек Ширер (Derek Shearer) сделал презентацию об ухудшающихся отношениях между США и международным сообществом. Что интересно, посол Ширер был однокурсником президента Джорджа У. Буша, с которым они вместе учились в Йельском университете 30 лет назад.

По окончанию презентации у меня была возможность задать послу Ширеру несколько важных вопросов. Эти вопросы были посвящены быстрому расширению НАТО и ухудшению американо-российских отношений, ставшему результатом этих действий. Я заявил, что расширение НАТО и ухудшение американо-российских отношений были напрямую взаимосвязаны, и, к моему удивлению, посол Ширер согласился со мной.

Я затем попросил его ответить на преобладающие в то время российские заявления о том, что администрация Буша вела себя просто безрассудно в том, что касалось отношений США и России, и он дал мне очень интересный ответ. Посол Ширер прокомментировал, что администрацию Буша 'просто не заботит, что думают русские, и что предыдущая администрация Клинтона тоже была далека от того, чтобы уважать точку зрения России'. Затем он обратился к залу с вопросом: 'Знает ли кто-нибудь, кто является ведущим американским послом в России?' В комнате, полной послов и профессоров, ответа не было ни у кого. Это, похоже, подтвердило его заявление о том, что отношения США с Россией имели, в лучшем случае, очень низкий приоритет. После короткого и неловкого момента тишины я, наконец, ответил: 'Да, это Александр Вершбоу!' Посол Ширер затем заметил, что Вершбоу раньше был 'помощником' Сэнди Бергера (Sandy Berger), бывшего советника президента Билла Клинтон, и, похоже, постарался намекнуть, что у Вершбоу просто-напросто не было достаточной квалификации для такой высокопоставленной позиции. Он заявил, что причина по которой позиция посла в России досталась Вершбоу, заключалась в том, что 'многие люди просто не считают эту позицию очень важной, и, возможно, он знал правильных людей'.

Текущая ситуация

Отношения между Россией и Соединенными Штатами остаются напряженными, чтобы не сказать больше. Администрация Ющенко, пришедшая к власти в результате 'оранжевой революции', имеет уровень поддержки менее пяти процентов, а Украина несет серьезные потери от экономического кризиса. Согласно широко распространенному мнению, уровень коррупции на Украине сегодня даже больше, чем до 'оранжевой революции'.

Что же могут сделать США для исправления своих многочисленных дипломатических ошибок?

Первое, что должны сделать США, это дать России знать, что у них нет никаких намерений вводить Украину и/или Грузию в НАТО. Затем США должны начать настойчивую работу по нормализации отношений с Россией. Похоже (и за это надо похвалить администрацию президента Барака Обамы), что некоторые усилия в этом направлении уже предпринимаются. Президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама уже объявили, что США и Россия ведут переговоры, самым оптимистичным итогом которых станет широкомасштабное сокращение оружия массового уничтожения, принадлежащего двум странам. Чтобы поддержать любые позитивные изменения в будущем, США нужно будет гораздо лучше сотрудничать с Россие, создавая и поддерживая отношения, которые станут гораздо более двусторонними, чем они были за последние восемь лет.

Возможно, самое важное, что требуется сделать США, это просто сказать 'спасибо' и сделать 'обещание'. США нужно поблагодарить Россию за то, что та была настоящим другом в месяцы, последовавшие за 11 сентября, и пообещать ей, что подобные жесты больше никогда не останутся незамеченными или не будут сделаны впустую. Лишь затем мы сможем по-настоящему начать нормализовать отношения между США и Россией.

 

Кевин Скотт, "Kyiv Post", Украина