Важные Новости

Мир все еще на пороховой бочке, но Обама избрал благородный путь

14:41—29 Март 2010Мир все еще на пороховой бочке, но Обама избрал благородный путь1000+

Инопресса

 

Договор с Россией о сокращении ядерных вооружений - первый конкретный успех президента США во внешней политике. Ратификация договора Сенатом вовсе не гарантирована, и дальнейший прогресс в области контроля вооружений будет непрост, но Обама реализует политику "перезагрузки" и делает планету безопаснее, пишут СМИ.

Президент США Барак Обама и его российский коллега Дмитрий Медведев объявили в прошлом году о "перезагрузке" отношений. И вот, констатирует немецкая Die Welt, долгожданные изменения дают о себе знать - 8 апреля планируется подписание нового Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, на пути которого до последнего момента стояли невыясненные "технические вопросы".

Шаг Москвы и Вашингтона, пишет обозреватель, "дает надежду на дальнейшее позитивное развитие двусторонних отношений, которые хоть и не имеют такого значения для мирового климата, как в эпоху холодной войны, однако до сих пор могут то накалять, то охлаждать международную атмосферу". Предвидя проблемы с одобрением договора в Сенате, автор напоминает, что в 2002 году русские почувствовали себя униженными, когда Палата представителей Конгресса США не ратифицировала СНВ.

Договор с Россией о сокращении вооружений - первый конкретный успех Обамы во внешней политике, пишет The Financial Times в редакционной статье. Многие назовут "новый СНВ" скромным по масштабу, но договор упрочит позицию США на саммитах по контролю вооружений.

Дальнейший прогресс будет непрост, отмечает издание, ратификация договора Сенатом США далеко не гарантирована, а Россия будет возражать против дальнейшего сокращения боеголовок, так как компенсирует ядерным арсеналом невысокий уровень своих обычных вооружений, и все же Обама ступил на благородный путь, говорится в редакционной статье. Ныне, когда мир все более полагается на мирный атом как источник электроэнергии, президент понял: необходимо всеми силами "делегитимизировать" ядерное оружие.

Если бы все недели были похожи на эту, пишет итальянская Corriere della Sera, Обама мог бы рассчитывать на место в книгах по истории. После принятия реформы в сфере здравоохранения в США глава Белого дома добился первого серьезного успеха во внешней политике: договора с Россией о сокращении ядерных арсеналов обеих стран.

Количественные данные нового договора, самого важного с момента падения Берлинской стены, напоминают, что мы живем сидя на пороховом погребе, а завершение холодной войны не устранило атомные бомбы, способные многократно уничтожить планету, но, если до сих пор ядерное разоружение продвигалось мелкими шагами, то Обама решился на значительное сокращение и предложил свое, к сожалению, утопическое видение мира без атомного оружия, пишет автор комментария. Никто не запрещает мечтать, но важность договора в большей степени политическая, нежели военная, говорится в статье. При этом журналист признает, что соглашение, которое 8 апреля в Праге подпишут Обама и Медведев, будет иметь положительное воздействие на два важных мероприятия: конференцию по ядерной безопасности, предстоящую в Вашингтоне, и на деликатную попытку в мае придать новый импульс договору о нераспространении ядерного оружия.

Подписание нового договора о сокращении наступательных вооружений станет "перезагрузкой" двусторонних отношений США и России, однако только-только согласованные документы уже порождают подозрения и по-разному интерпретируются, говорится в другой статье Corriere della Sera. Помимо ракетного щита, Москва испытывает страх перед новыми наступательными обычными вооружениями, которые разрабатываются в Соединенных Штатах: министр иностранных дел Сергей Лавров упомянул о неядерных вооружениях, обладающих почти равной мощью с ядерными. Техническое объяснение пришло от Сергея Рогова, директора института США и Канады: "Речь идет об оружии дальнего радиуса действия высочайшей точности с неядерными боеголовками, способными уничтожить любую цель, за исключением сверхзащищенных бункеров, расположенных на большой глубине". Эти новые инструменты не входят в договор, который будет подписан в Праге, подчеркивает издание.

Новый договор по СНВ, о предстоящем подписании которого было объявлено 26 марта, станет первым соглашением о разоружении, заключенным по окончании холодной войны и одним из наиболее значимых достижений президентства Обамы наряду с реформой здравоохранения, которую не удалось провести семи его предшественникам, отмечает Le Monde. Для американского президента, сделавшего разоружение краеугольным камнем своей внешней политики, это важный дипломатический успех, открывающий путь к другим событиям: саммиту по обеспечению безопасности ядерного оружия и конференции по пересмотру Соглашения о нераспространении, пишет газета.

Американо-российское соглашение о ядерном разоружении - не просто еще одна политическая победа Обамы: основная ценность в том, что он подтверждает жизнеспособность международного стремления не допустить применения ядерного оружия, пишет El País. В этом смысле переговоры об ограничении и контроле над ядерными арсеналами двух стран - первый шаг к миру, свободному от ядерного оружия, достижение которого, по убеждению издания, это не мечта, а необходимое условие выживания.

Главными препятствиями на пути к миру без ядерного оружия остаются Иран и Северная Корея, продолжает издание, которые не только развивают свои ядерные программы без контроля международного сообщества, но и провоцируют опасения соседей, что может привести к гонке вооружений. Одновременно при пересмотре соглашения о нераспространении встанет вопрос о том, что делать с ядерными державами, не подписавшими его, в частности с Израилем. Рассматривать эту проблему, не затрагивая иранскую ядерную программу, будет непросто.

Путь к договору о сокращении ядерных вооружений с Россией был долгим и извилистым, рассказывает на страницах The New York Times Питер Бейкер, основываясь на интервью с представителями администрации США и российскими информированными источниками, в основном анонимными. "Президент Обама рассердился. В феврале он позвонил президенту Дмитрию Медведеву, чтобы окончательно согласовать договор, но натолкнулся на новые требования уступок в сфере ПРО", - повествует корреспондент. По словам советников Обамы, он категорично заявил, что американская сторона не согласится, даже если в результате договор вообще не будет заключен.

По данным газеты, личные переговоры Обамы с Медведевым имели для договора решающее значение. В последние месяцы Обама "24 часа в сутки был занят реформой здравоохранения, но все же находил 25-й час для СНВ", - заметил в интервью Сергей Рогов, директор Института США и Канады (Москва).

"Российская сторона предполагала: Обаме настолько захочется заключить новый договор к декабрю, к вручению Нобелевской премии мира, что он пойдет на уступки", - утверждает автор статьи. Но Обама держался твердо. Лимиты вооружений были согласованы в декабре в Копенгагене, а также в январе делегацией США в Москве. "Ожидая отлета в московском аэропорту, американцы отметили успех, выпив водки, и поразились, что 9 рюмок обошлись им в 270 долларов", - замечает попутно журналист.

Но наутро российские переговорщики внезапно вернулись к теме противоракетной обороны, а через две недели Румыния неожиданно объявила о размещении ракет-перехватчиков на своей территории. В телефонном разговоре 24 февраля, описанном выше, "Медведев настаивал на совместном заявлении о юридических ограничениях противоракетной обороны. Обама отказался, но заявил, что готов рассмотреть идею сепаратных односторонних заявлений, где будет детально изложена позиция сторон, но без юридических обязательств".

Кремль ожидал, что Обама пойдет на уступки, так как жаждет заключить договор накануне саммитов по ядерной безопасности, но в итоге на уступки пошла Россия, пишет издание. В минувшую пятницу Обама и Медведев отбросили раздоры и вместе сказали по-английски: если хочешь, чтобы все было сделано как надо, сделай это сам.