Юрий Лужков, которому Виктор Янукович лично разрешил въезд на Украину, снова заявил, что Россия должна сохранить Севастополь для себя. Это вряд ли неблагодарность – скорее, эхо отставки такого же как и сам мэр Москвы губернатора-старожила, президента Башкирии Муртазы Рахимова.
«Нам ни в коем случае нельзя оставлять ни Севастополь, ни Крым. Эта позиция постоянная. На все инсинуации мы отвечаем: Севастополь — это русский город, это военно-морская база России, которая обеспечивает геостратегический баланс на юге России. А его потеря — это потеря юга России», — заявил Лужков на торжественном приеме, посвященном Дню Военно-морского флота РФ в четверг в Москве (цитата по Minprom.ua)
«Мы должны противостоять любым тенденциям ослабления наших позиций на морских рубежах, где бы они не были, и даже на Каспии», — подчеркнул мэр Москвы.
Он добавил, что городские власти, а также государство продолжат оказывать поддержку флоту, создавать новые корабли, вооружение, «чтобы любой желающий встретил достойный отпор».
Лужков также отметил, что москвичи поддерживали действия столичных властей по поддержке Военно-морского флота в тяжелые 1990-е годы.
Напомним, в мае 2008 года СБУ приняла решение о бессрочном запрете въезда Лужкова в Украину из-за его высказываний о статусе Севастополя. Но в начале июня в телефонном разговоре президент Украины Виктор Янукович лично сообщил Лужкову, что теперь мэру Москвы не просто разрешен въезд в страну, но и что он желанный гость на Украине.
В общем, после харьковских соглашений стать персоной нон-грата на Украине Лужков явно не опасается. А, кроме того, внимательный читатель заметит, что в приведенной выше цитате из речи московского мэра нет ничего такого, что бы нарушало законы Украины.
Так, он называет Севастополь не «российским», а «русским» городом. Это всего лишь констатация никем на Украине не оспариваемого факта, что большинство жителей города составляют русские по идентичности люди, и что его история связана почти исключительно с Россией. Конечно, если перевести слова мэра на украинский язык, где на все случаи жизни есть только одно слово — «росиiський», возникнет двусмысленность, которую можно истолковать не в пользу Лужкова. Но сейчас у власти в Киеве не Ющенко и серьезно спекулировать этим никто не будет.
С тем, что Севастополь это «военно-морская база России», на Украине тоже никто всерьез не спорит. Там лишь подчеркивают, что РФ пользуется ею исключительно с согласия Киева. То же самое можно сказать и о фразе: «[Севастополь] обеспечивает геостратегический баланс на юге России. А его потеря — это потеря юга России». Да, такова реальность и, пользуясь этим, Украина получила от России $4 млрд скидки на газ.
Иначе говоря, заявление Лужкова не содержит ни сомнений в государственной принадлежности Севастополя, ни призывов к изменению границ. А значит, и придраться к нему не за что.
Однако чиновники в МИД Украины все равно болезненно морщатся: «Ну, ладно бы, при Ющенке, а сейчас-то он это зачем?». Чиновников можно понять – 31 октября на Украине пройдут выборы в местные советы, где перевес Партии регионов может оказаться не столь однозначным, как в Верховной раде. Особенно на западной Украине, где может серьезно укрепиться Блок Юлии Тимошенко. И подобные заявления ей на руку.
Между тем, вряд ли московский градоначальник сознательно льет воду на мельницу Тимошенко. Он никогда не изменял лозунгу о русскости Севастополя. А тем более, сейчас, когда на носу его визит в Севастополь на День ВМФ в компании с Кобзоном, Надеждой Кадышевой и прочими мастерами культуры.
Но с другой стороны, были периоды, когда на публике Лужков не вспоминал о городе русской славы. Происходило это именно в путинские годы, когда стало окончательно ясно: никакого геополитического реванша Россия не планирует. В войну с Грузией ее американцы буквально втащили за уши, признание Южной Осетии и Абхазии ей тоже далось из-под палки. Внешняя политика Москвы нацелена, главным образом, на скупку зарубежных активов российскими компаниями, восстанавливать СССР в Кремле никто не собирается. Особенно ярко это проявилось после харьковских соглашений, когда Россия, получив базу для ЧФ аж до 2042 года, продолжила сокращать флот такими же темпами, как при Ющенко, когда скорый вывод базы в Новороссийск казался неминуемым.
Лужков не может об этом не знать. Он ведь и сам не спешит отдавать в собственность отставным морякам ЧФ квартиры в Севастополе, построенные на средства Москвы. Сейчас это служебное жилье у бывших офицеров отбирают. Хотя еще не старые российские отставники – главная демографическая и ментальная опора России в этом городе.
Все это к тому, что побудить мэра Москвы вернуться к «севастопольской» риторике образца 90-х могли чисто внутрироссийские причины. А именно — успехи Кремля в борьбе с губернаторами-долгожителями. Недавнее смещение президента Башкирии Муртазы Рахимова многие политологи называют прелюдией к смене Юрия Лужкова, из окружения которого Кремль постепенно выбивает верных людей. И в этой ситуации Лужкову выгодно заручиться поддержкой патриотически настроенного населения. Мало ли что.
Виктор Ядуха