Важные Новости

Четвертая мировая война

14:55—08 Февраль 2011Четвертая мировая война1000+

ИноСМИ

 

Новости об ужасном взрыве в аэропорту Домодедово были быстро вытеснены сообщениями о восстании в Египте, но оба эти события являются эпизодами новой мировой войны. Война эта началась 11 сентября 2001 года с террористического акта, ставшего столь же специфическим и конкретным событием, как и убийство Франца Фердинанда в Сараево в августе 1914 года, которое положило начало Первой мировой войне.

Вторая мировая война также началась с конкретных актов насилия – вторжения в Польшу и бомбардировки Перл-Харбора. Но у холодной войны, или как ее еще называют, у «Третьей мировой войны» конкретной даты начала и события, его знаменующего, нет. Хотя холодная война и была аномальной во многих отношениях, велась она с целью недопущения применения силы, а не ради насилия.

Начавшаяся новая мировая война будет определять характер первой половины 21-го века (которая на 20 процентов уже завершилась) – точно так же, как холодная война определяла характер второй половины 20-го века. Первая и Вторая мировые войны являлись по сути своей классическими, поскольку тогда были совершенно определенные противники и войска в форме, сражавшиеся друг с другом на поле боя. Холодная война была аморфной, лишь спорадически приводившей к насилию. Новая война также аморфна, но насилие в ней происходит более чем спорадически, хотя и не доходит до уровня Первой и Второй мировых войн. Но если масштабы войны расширятся, распространившись на ядерные государства Пакистан и Индию, то она получит все шансы обогнать войны-предшественницы.

У Запада есть весьма сомнительная отличительная особенность. Он был главной ареной всех трех мировых войн, однако центр новой войны находится в другой месте – в мусульманском мире. В этой войне борьба ведется между обескураживающим множеством противников. Это стареющие тираны и продвинутая в информационно-техническом плане молодежь, исламисты и демократы. В ней присутствует смесь традиций религиозной и межэтнической ненависти, разобраться в которой невозможно. Хотя существует вполне реальное недовольство и обида на Запад, конфликт этот в конечном итоге является гражданской войной мусульманского мира. А удары по нью-йоркским небоскребам, по Домодедову, по московскому и лондонскому метро можно назвать сопутствующим уроном.

Хотя центр войны и находится в мусульманском мире, он постоянно перемещается. Вчера Тунис, сегодня Египет, а где он будет завтра – об этом можно только догадываться. Некоторые комментаторы вслух тревожатся по поводу того, что египетская «инфекция» распространяется по всем арабским странам. Но их тревоги слишком мелкомасштабны. Центральная Азия сегодня тоже вполне созрела для бунта по образу и подобию Египта. Двумя самыми крупными центральноазиатскими странами Казахстаном и Узбекистаном правят престарелые деспоты, находящиеся у власти с советских времен. Казахстанский президент Нурсултан Назарбаев работает над тем, чтобы стать пожизненным президентом. Правда, в свете последних событий в Египте и Йемене он уже начал пересматривать свою позицию. Узбекский президент Ислам Каримов впервые пробормотал что-то вроде объяснения (но не извинения) по поводу массового расстрела демонстрантов в Андижане в 2005 году. На самом деле, у Центральной Азии уже есть собственная модель свержения тиранов в лице Киргизии, которая стала первой в регионе парламентской демократией после того, как прогнала своего коррумпированного диктатора.

Многие думают, что беспорядки в Египте не сулят ничего хорошего Соединенным Штатам, не говоря уже об Израиле. Точно так же, брожение в Центральной Азии не сулит ничего хорошего России. Несомненно, Москва, как и Вашингтон, отдаст предпочтение поддержке дряхлеющих тиранов, чтобы сдержать терроризм и сохранить торговлю с их странами. Но для Москвы день расплаты окажется страшнее, потому что исламские волнения и насилие будут не только просачиваться сквозь ее границы, но и возникать в среде мусульманского населения самой России. Перед Кремлем сейчас стоят две важнейшие задачи: модернизация экономики и общества и занятие правильной стороны в Четвертой мировой войне – стороны победителя. Время для этого еще есть. Но неудача в решении этих задач приведет страну к катастрофе.

Ричард Лури, "The Moscow Times", Россия