21 июля пресс-служба Министерства обороны Украины распространила заявление, в котором говорится о грядущем сокращении личного состава Вооруженных сил на 20%. Такой шаг позволит существенно сократить расходы на содержание армии и наконец-то провести необходимую модернизацию военной техники, которая давно уже оставляет желать лучшего. Ситуация катастрофическая.
Самолеты не летают
12 июля на территории Украины стартовали международные военные учения "Си Бриз – 2010". После победных реляций СМИ об успешном участии в учениях военнослужащих Украины и других 12 стран, включая США, а также на фоне применения кораблей и авиации потихоньку стало забываться, что всего за 5 дней до начала учений стало известно: президент Украины Виктор Янукович намеревается уволить министра обороны Украины Михаила Ежеля. На посту Ежеля все-таки оставили, но со строгим наказом - исправить ситуацию в ВСУ к лучшему. Вероятная отставка Ежеля, в отличие от отставки вице-премьер-министра Владимира Семиноженко и министра по чрезвычайным ситуациям Нестора Шуфрича, имела под собой реальные основания. Гарант как раз посетил Севастополь и увиденное его шокировало. Так, например, президента расстроила информация, что лишь один из 20 базирующихся под Севастополем истребителей может подняться в воздух. По информации "Зеркала недели", предупреждение такого рода было вынесено и командующему ВВС Ивану Руснаку.
Севастопольская ситуация для украинской армии - скорее правило, чем исключение. Это признают и сами военные, в частности начальник Генерального штаба Григорий Педченко. 20 июля пресс-служба Министерства обороны распространила заявление Педченко, в котором говорится о том, что покупка новых самолетов для украинской армии недоступна из-за весьма скромного финансирования. Пока планируется лишь ремонт авиатехники. "В данный момент у нас подписаны контракты на 68 миллионов гривен и до конца этого года мы "поставим на крыло" 14 самолетов", - сказал Педченко. По его словам, уже определен комплект самолетов, которые будут ремонтироваться. А в 2011 году Минобороны планирует возобновить техническое состояние еще 32 самолетов. Таким образом, повода для оптимизма мало – самолеты, хоть и прошедшие капремонт, устарели технически. В то время как в украинской армии будут летать на истребителях 4-го поколения - и то уже неоднократно "подлатанных", - армии ее соседей будут продолжать использовать истребители поколения 4+ и переходить на истребители 5-го поколения. И это неудивительно, ведь финансирование украинской армии оставляет желать лучшего.
В государственном бюджете 2010 года Министерству обороны выделено 13,5 миллиарда гривен. Для сравнения, один Су-37, истребитель поколения 4+, стоит порядка 40 миллионов долларов. Да и львиная доля отведенных украинской армии денег уйдет не на техническую модернизацию ВСУ, а на "проедание". На развитие вооружений и военной техники (ВВТ) в этом году предусмотрено выделить 884,56 миллиона гривен. И то эти деньги предусмотрены правительством по специальному фонду. У председателя комитета Верховной рады Украины по национальной безопасности и обороне Анатолия Гриценко данный факт вызывает обеспокоенность. Ведь, по его информации, средства по специальному фонду практически никогда не поступали на предприятия промышленности. "По общему фондом предусмотрены только 88 миллионов гривен. Из стабилизационного фонда на развитие ВВТ предусматривается выделить еще 90 миллионов гривен. Росписью ассигнований государственного бюджета Украины финансирования развития ВВТ по общему фонду предусмотрено только во втором полугодии текущего года, а по специальному фонду только в последнем квартале, из них 90% - в декабре. Таким образом, до конца года предприятия не работают. Следовательно, возникают вопросы: когда выполнять заказ государства, как без загрузки промышленности выходить из кризиса, как достичь желаемого роста ВВП, как платить заработную плату, содержать и развивать предприятия", - обрисовал нерадужную перспективу для украинской армии и ВПК Гриценко. Возмущает его и тот факт, что власть, декларируя заботу об украинской армии, в то же время сокращает ее финансирование. "И в таких условиях решением Януковича бюджет не увеличен, а уменьшен - на 2,135 миллиарда гривен! А кроме того, - не все об этом знают, - своим указом от 3 июня Янукович изъял из Государственной программы развития ВС на период до 2011 года требование "обеспечить ежегодное финансирование армии в размере не меньше 2% ВВП". Значит, одной рукой верховный главнокомандующий подписывает решение о развитии армии, другой - о ее разрушении?" - недоумевает Гриценко.
Нереальные цели
Объявленная 21 июля реформа ВСУ не является первой реформой украинской армии, многие ее постулаты повторяют положения предыдущих реформ. В частности, новой реформой, планируется ввести новые принципы функционирования боевых воинских частей, с переводом отдельных бригад и полков в мирное время на организацию и штаты баз мобилизационного развертывания. Создание так называемых "кадрированных" частей не ново. Они существовали и при СССР, и продолжают существовать в ряде зарубежных государств, в частности в Швейцарии. Однако для создания таких частей нужно серьезное финансирование. В той же Швейцарии для того, чтобы состав "кадровых" частей не забывал основы боевой подготовки, регулярно проводятся военные сборы. "Резервистов" регулярно вызывают на сборы и в Израиле. Только для такой практики необходимы деньги, чтобы эти учения проводить.
В условиях современного финансирования украинской армии, когда Минобороны среди прочих целей реформы называет получение от правительства хотя бы 1% от ВВП на финансирование армии, такая мера невозможна. Хотя в армии надеются, что с годами финансирование вырастет до 1,6-2% ВВП. Однако одна из последних оборонных инициатив президента – изъятие из госпрограммы развития ВС требования по обеспечению ежегодного финансирования армии не менее 2% ВВП. С учетом украинского ВВП на заявленные изменения не хватит и 2%. Ведь еще одной целью реформы, по словам начальника Генштаба, является усовершенствование полевой, морской и воздушной выучки войск, что невозможно без обеспечения соответствующих родов войск как новой техникой, так и боеприпасами, горюче-смазочными материалами и так далее. Кстати, одной из проблем украинских ВВС является как раз необеспеченность горючим. Цель усовершенствовать боевую подготовку кочует из одной реформу в другую. На практике же можно видеть, что без финансирования это невозможно.
Еще одной нереальной целью является улучшение мобилизационной готовности войск, повышение уровня исправности вооружений и военной техники и восстановление запасов. "По состоянию на июнь 2010 года полностью прекращено финансирование выполнения государственных контрактов с конструкторскими бюро по созданию более чем 30 новых образцов вооружений и военной техники по договорам, заключенным в предыдущие годы. Государственный оборонный заказ на 2010 год на создание и закупку ВВТ не утвержден", - говорит Гриценко. Как без техники улучшить мобилизацию войск, а без работы конструкторских бюро – повысить исправность вооружения, знает лишь одна украинская власть. А в это время плодами украинских разработчиков военной техники вовсю пользуются другие страны, улучшая свой оборонный потенциал. 22 июля стало известно, что армия Таиланда намерена потратить неизрасходованные средства своей части военного бюджета на покупку 121 украинского бронетранспортера. Сумма сделки составляет около 142,5 миллионов долларов. БТР-4 – новейшая разработка украинских специалистов Харьковского конструкторского бюро машиностроения имени Морозова – является одним из самых востребованных в мире бронетранспортеров. Около 400 единиц БТР-4 планирует закупить Ирак. Украинской армии такая роскошь и не снилась. В 2009 году лишь 10 таких бронетранспортеров поступили на вооружение украинской армии.
Еще одной интересной целью реформы является "обеспечение поднятие престижа военной службы". Тут, пожалуй, следует начинать не столько с "рядовых" украинцев, сколько с госчиновников. К примеру, глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский во время одной из правительственных телефонных линий имел разговор с сержантом украинской армии, участником боевых действий. В ходе этого разговора Бродский настойчиво объяснял сержанту, что тот на самом деле в армии не работает, а сама украинская армия сдастся на второй день после начала войны с Украиной. Итогом разговора Бродского было пожелание сержанту бросить армию. О каком уважении к армии после этого может идти речь? Если украинский чиновник высокого ранга позволяет себе такие высказывания, то как можно говорить о престиже армии среди населения? Может ли правительство, состоящее из таких чиновников проводить адекватную реформу армии – вопрос риторический.
Пока же военных продолжают кормить "завтраками", обещая улучшение жизни после проведения реформы. Только возможно ли ее полноценное воплощение? Ведь с одной стороны говорится об обеспечении внеблоковости Украины, что само по себе требует куда больше заявленных трат на армию, а с другой – сокращается финансирование ВСУ.
Борис Рудь