Нынешнее руководство Аграрного фонда продало зернотрейдерам по заниженным ценам весь неприкосновенный запас продовольственного зерна — 1,137 млн. тонн. Из-за чиновничьего умысла над Украиной, на фоне упавшего качества урожая, внезапно нависла продовольственная опасность.
«Воры во власти»... Это выражение не найдете ни в «Словаре воровского жаргона», ни в «Тюремной энциклопедии». С «ворами в законе» проще. Криминальный авторитет, решивший стать «законником», даже с поручительскими «малявами» должен пройти своеобразное истыпание. И только после «экзамена» его коронуют.
Действующая власть «короновала» своих выдвиженцев — двух Александров: Маренца с Лавринчуком — на хлебные (доходные) должности в Аграрном фонде. Это — государственное специализированное бюджетное учреждение, уполномоченное осуществлять ценовую политику в агропромышленном секторе экономики. Могли ли предвидеть «поручители», что оба «профессионала» посягнут на святая святых — общенациональный «общак»? Более того, опустошив его, хвастливо будут лгать президенту, правительству, всем нам, что «ситуация под контролем» и в АФ достаточно средств и запасов, чтобы удержать цену на хлеб.
На самом же деле Аграрный фонд беден, как церковная мышь. Его руководители так лихо торговали, что теперь нечем сдачу давать. Вырученных средств, учитывая нынешние цены, хватит на закупку разве что 684 тыс. тонн. А чтобы вернуться на сданные ими исходные позиции — установленный законом неснижаемый запас в объеме 1,2 млн. тонн продовольственного зерна, нужны дополнительно почти полмиллиарда бюджетных средств.
Я уже молчу о 4—4,5 млн. тонн, которые мечтает засыпать в агрофондовские закрома президент. Из нового урожая АФ сподобился закупить только... 33 тыс. тонн зерна. Такие действия чиновников расцениваю как государственное преступление.
В наследство новому руководству Аграрного фонда досталось по описи 1,55 млн. тонн зерна. Много это или мало? Согласно Закону «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», «с целью обеспечения продовольственной безопасности Аграрный фонд формирует государственный интервенционный фонд, который в отношении каждого объекта государственного ценового регулирования не может быть меньше 20% объемов их годового внутреннего потребления за предыдущий маркетинговый период». То есть интервенционные запасы должны составлять не менее 1,2 млн. тонн зерна. Это — НЗ, на который не распространяется хлебосольное «хлеба горбушку — и ту пополам». Это, как пел Высоцкий, «на случай ядерной войны». Руки прочь!
А вот излишек, если его можно так назвать, — 350 тыс. тонн — дирекция АФ могла реализовать. Конечно, по средневзвешенным ценам, сложившимся на протяжении трех предыдущих торговых сессий на Аграрной бирже и сертифицированных ею аккредитованных товарных биржах. Но не ниже цены закупки, с учетом расходов на хранение зерна, его перевозку, погрузку-разгрузку. Собственно говоря, на это направлено и постановление Кабмина №98 от 3 февраля 2010 года «О реализации зерна государственного интервенционного фонда». Если руководствоваться этим документом, то цена тонны пшеницы первого класса должна составлять 1574 грн., второго — 1491, ходового третьего — 1313, ржи первого класса — 1177 грн., второго — 1075 и третьего класса — 937 грн.
Не знаю, как руководство АФ трактовало изменения в этом постановлении, внесенные следующим, под №333 от 28 апреля 2010 года: «Разрешить Аграрному фонду осуществлять в 2010 году в установленном порядке реализацию (выделено мною. — В.Ч.) зерна государственного интервенционного фонда», от каких цен оно «танцевало». Фактом является то, что фондовские начальники никак не могли определить минимальные и максимальные интервенционные цены на объекты государственного ценового регулирования на нынешний маркетинговый год и трижды их корректировали. Хотя, по моему мнению, формула, по которой рассчитывают упомянутые цены, понятна и самому тупому. Подставляй соответствующие величины — и получишь результат без погрешностей.
Какими показателями оперировали в АФ, можно только гадать. Если во втором квартале цена реализации тонны пшеницы первого класса со всей маркетинговой цепочкой составляла 1607 грн., АФ продавал ее по... 1210 грн. Убытки на тонне — 397 грн.! И так — по каждой позиции, по каждому классу зерна. Сплошные минусы! Пшеница второго класса — минус 338 грн., третьего — минус 227, рожь первого класса — минус 311, второго — минус 297, третьего класса — минус 252 грн.
Не исключаю, что горе-продавцы действовали по выгодной формуле: государству — убытки, навар — в карман. К такому выводу подталкивают и сознательные манипуляции с минимальными
и максимальными интервенционными ценами. В соответствии с приказом МинАП от 23 февраля 2010 года, минимальная цена тонны пшеницы первого класса составляла 1501 грн., максимальная — 1851, третьего класса — соответственно 1251 и 1543 грн.
А согласно приказу от 4 июня 2010 года пшеница первого класса уже скатилась до 1320 грн. (минимальная цена) и 1584 грн. (максимальная), третьего класса — соответственно 1150 и 1320 грн. Согласно третьему приказу Министерства аграрной политики от 21 июля «продоволка» снова внезапно подорожала, перекрыв даже февральские котировки. Таким образом, минимальная стоимость пшеницы первого класса подскочила до 1520 грн., максимальная — до 1824, третьего класса — соответственно 1300 и 1520 грн. за тонну.
Да бог с ней, этой хитроумной формулой: не понимаешь в ней — читай Закон «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины». В нем четко сказано: «Размер минимальной интервенционной цены отдельного объекта государственного ценового регулирования не может меняться в течение установленного периода государственного ценового регулирования в отношении такого объекта...» Уточняю: может — если это связано с форсмажорными обстоятельствами, резкими ценовыми колебаниями, тогда решение принимает МинАП. Были ли веские основания так резко «откатывать» цены на столь короткий срок — полтора месяца?
Не было! Если не учитывать, что именно в этот период — с 4 июня по 21 июля — Аграрный фонд активно распродавал по дешевке «золотой» продовольственный запас страны. И не упоминавшиеся 350 тыс. тонн, на что имел полное право, а неприкосновенные 1,137 млн. тонн. Но даже с теми 350 тыс. могли поступить столь опрометчиво только люди не в своем уме. Ведь еще осенью из-за засухи аграрии вынуждены были перенести сроки сева озимых на октябрь. Перезимовка принесла почти 7 млрд. грн. убытков. Уже тогда погода предупреждала: приберегите зерно! Могут наступить и худшие времена... Но «синоптикам» из АФ виднее, и они продолжали сбывать зерно даже тогда, когда зерновая проблема в стране обнажилась до неприличия!
Вы спросите: а что, предыдущее руководство Аграрного фонда не продавало зерно? Продавало! В прошлом году АФ реализовал 2,3 млн. тонн. Но и доведенное задание по формированию государственного продовольственного резерва выполнил полностью: закупил по залоговым ценам 1 млн. тонн и 286 тыс. — по форвардным контрактам.
Впрочем, деятельность фонда не ограничивалась куцым «купи—продай». Он предоставил сельхозтоваропроизводителям займы на сумму 753,6 млн. грн. под залог 1 млн. тонн зерна, реализовал 10 тыс. тонн солярки, пекарням — 428 тыс. тонн пшеничной и 69,4 тыс. тонн ржаной муки. Может ли похвастаться хоть небольшой толикой из всего вышеперечисленного нынешнее руководство АФ?
Я готов опровергнуть еще одну отговорку. Мол, нынешняя распродажа зерна связана с «обновлением» запасов. После трех-четырех лет хранения зерно нужно обновлять... В том-то и дело, что нынешняя дирекция Аграрного фонда в первую очередь продавала прошлогодние намолоты, которые еще не успели даже слежаться. Причем пшеницу первого и второго классов, без которой не сформируешь помольные партии для выпечки социальных сортов хлеба!
И после этого правительство уверяет: цену удержим! Не сдадим... Знаете, кого они мне напоминают? Обреченного Чапаева в одноименном фильме... Последние кадры с ободряющими словами Василия Ивановича: «Врешь! Не возьмешь...»
Знаете, может «взять». Причем за живое. Это еще сейчас мы на аграрном коне. Гарцуем: зерна хватит! Давайте потерпим еще месяц-два. Когда пекари испекут из нового урожая каравай, вот тогда и узнаем: удовлетворяет ли их качество нынешней муки, или «сильную» пшеницу придется импортировать? Не оказаться бы под копытом...
А теперь — собственно интрига. Как вы думаете, кому продал Аграрный фонд высококачественное зерно? Потерпевшей от наводнений Западной Украине? Жителям Черновицкой области, от имени которых глава облгосадминистрации Михаил Папиев просил выделить из Аграрного фонда или Госрезерва 20—25 тыс. тонн продовольственного зерна? Регионам, где основная масса зерна из-за неблагоприятных погодных условий не соответствует стандартным параметрам «продоволки»?
Ни первое, ни второе, ни третье! А четвертое — коммерческим фирмам! 90% зерна из проданных 1,137 млн. тонн стали собственностью семи зернотрейдеров — компаний «Агропродэкспорт», «Интертрейдинг Украина», «Имперо-Фудз», «Волары-Экспорт», «Украинские аграрные инвестиции», «КийАгроПродукт» и «Серна».
«А что же осталось в закромах АФ?» — спросите вы. Почти столько же, сколько имели право продать, — где-то в пределах 350 тыс. тонн! И ими ведомство планирует укрощать ценовые скачки на хлебобулочные изделия?!
Руководство фонда свято верит в то, что махинацию с продовольственным запасом оно провело шито-крыто, и продолжает оперировать несуществующими объемами. Генеральный директор АФ Александр Маренец со своим заместителем Александром Лавринчуком буквально неделю назад убеждали, что фонд располагает достаточными остатками зерна урожаев 2007—2009 годов в объеме 1,1 млн. тонн и в ближайшие два-три месяца сформирует необходимый запас.
Этими обещаниями пусть кормят президента, премьера, аграрного министра, которому подотчетны, а также маленьких и средних украинцев, в жилища которых вместе с подорожанием газа и коммунальных услуг постучит и подорожавший хлебушек. Может, они еще верят, я — нет! Потому что работники Госказначейства, скрупулезно отслеживающие финансовые потоки, подтвердили: именно в упомянутый полуторамесячный период торгов на счета Аграрного фонда поступило 1,233 млрд. грн. Список компаний-покупателей, объемы, суммы... За пшеницу — 1,128 млрд., что соответствует 1 млн. 1,452 тыс. тонн, и
105 млн. грн. — за рожь, что эквивалентно 136 тыс. тонн. Итого — 1,137 млн. тонн.
Ну, хорошо: «попартизанили» ребята слегка... А что дальше? А дальше — полная тьма! Руководство Аграрного фонда так увлеклось «продажным» бизнесом, что прозевало существенные изменения в законодательстве. Если бы чиновники своевременно урегулировали собственную нормативную базу, то АФ не пришлось бы сегодня искать пятый угол. Например, фонд до последнего жил по постановлению Кабмина №139 от 11 февраля 2010 года «О закупке Аграрным фондом услуг», разрешавшему ему приобретать зерно без проведения тендеров. Но Закон «Об осуществлении государственных закупок», действующий с 30 июля с.г., эту привилегию аннулировал. То есть АФ должен формировать государственный интервенционный фонд, оплачивать хранение зерна исключительно по тендерным процедурам.
А вы попробуйте закупить у одного участника 5 млн. тонн продовольственного зерна! Это — более трети зернового экспорта Украины. Но АФ уверен, что именно столько продаст ему ООО «Хліб Інвестбуд» за 7 млрд.
бюджетных гривен. Правда, эта компания появилась как-то неожиданно, без конкуренции и альтернативы. И хотя АФ официально объявил ее победителем торгов, в Минэкономики уточнили: конкурс продолжится согласно закону...
Но выиграть тендер — это еще не значит, что к концу года покупатель получит гору зерна объемом 5 млн. тонн и с видом победителя будет пить шампанское. Даже если ООО и накопит такую массу, нужно обеспечить ее хранение на сертифицированных складах. Есть ли таковые у киевского ООО «Хліб Інвестбуд»?
Во-первых, его никто не знает на внутреннем рынке зерна. Во-вторых, мои коллеги из ИА «АПК-Информ» тщательно перелопатили базу данных субъектов внешнеэкономической деятельности за пять лет. И если
бы компания переместила за пределы Украины хотя бы пару мешков с зерном, она бы точно «засветилась». А если меня нет ни тут, ни там, то где я? Короче говоря, этот скороспелый тендер напоминает очередную аферу, которая окончательно дестабилизирует рынок зерна.
И в заключение — о персоналиях. Без них никак! Государство должно знать зерновых героев! И министр аграрной политики — прежде всего, поскольку за руководящий костяк отвечает лично он.
Итак, 17 мая Кабмин назначил генеральным директором Аграрного фонда Александра Маренца. Кстати, это уже третье его хождение в эту структуру. Первое, в 2006 году, на должности первого зама, закончилось увольнением, которое напрямую связывают с исчезновением из Аграрного фонда 2,5 тыс. тонн сахара. Но Александр Юрьевич, по мнению приближенных, только статист.
Главный же генератор — Александр Лавринчук. Важность его персоны подчеркивают и охранники, неотлучно следующие за заместителем генерального директора. Дело в том, что на жизнь Александра Владимировича несколько раз покушались. Думаю, не из-за добросовестного выполнения им обязанностей государственного служащего...
По приказу Аграрного фонда от 30 марта с.г. Александр Лавринчук как заместитель генерального директора временно исполнял обязанности генерального. Но после двух недель приставка вр.и.о. ему надоела, и он собственноручно издал приказ: «...приступаю к выполнению обязанностей генерального директора Аграрного фонда…» Причем задним числом.
Я не против, чтобы Лавринчук фигурировал первым. Но не самозванцем! По субординации, на вакантную должность исполняющего обязанности генерального директора АФ назначает только Кабмин. Высший орган управления назначает генерального директора и увольняет. Значит, с
8 апреля по 17 мая с.г. Александр Владимирович исполнял обязанности генерального директора АФ незаконно. Соответственно, приказы и распоряжения за его подписью за этот период незаконны.
Впрочем, кто и в какой мере виновен в опустошении государственных закромов, определять не мне. В уголовном мире проще. Бывали случаи, когда «вора в законе» короновали и свергали в один и тот же день. Может, для кого-то это и счастье: в один момент стать элитой и... трупом. Наша же власть к «своим» ворам по-матерински снисходительна.
Владимир ЧОПЕНКО