14 мая в Украине по всей стране была запланирована масштабная акция протеста под названием "День гнева". Однако в отличие от одноименной акции в России, в нашей стране все прошло достаточно мирно. Митинги, которые должны были заставить украинскую власть обеспокоиться и крепко задуматься над проводимыми реформами, в конечном итоге вызвали у власть предержащих улыбку.
Как власть напугать хотели
Задолго до 14 мая организаторы акции протеста под названием "День гнева" предупреждали украинскую власть – это день может стать началом ее заката. "Когда страна летит в пропасть, как это происходит сегодня с Украиной, граждане просто обязаны взять ситуацию в свои руки, вернуть себе власть и провести такие изменения в политической системе, чтобы вероятность повторения подобного свести к нулю. Хуже власти, чем та, которая есть сегодня, в Украине еще не было. Они оказались неспособными ни к одному эффективному или адекватному шагу", - говорил лидер гражданского движения "Спільна справа" Александр Данилюк, который является инициатором и координатором акции протеста День Гнева. По его мнению ситуация в Украине – хуже некуда. И именно поэтому нужно протестовать. "У нас к власти три главных требования: во-первых, - это срочная остановка тех социальных и экономических экспериментов, которые они проводят уже больше года, называя это реформами. Во-вторых, - это проведение выборов президента и Верховной рады так, как этого требует Конституция 1996 года. В-третьих, - это внедрение в законодательство механизмов, которые позволят отзывать народом любого чиновника, начиная от сельского головы и заканчивая президентом, если он не выполняет своих обязанностей", - пояснял Данилюк. И действительно – цены и тарифы растут, народ – наоборот – нищает. Вице-премьер-министр Сергей Тигипко инициирует работу над законопроектом, который делает невозможным зарплату "в конвертах". А поскольку платить хорошую зарплату официально из-за высоких налогов практически невозможно, предприятия готовятся к существенному сокращению количества работников. Да и пенсионная и налоговая реформы тоже оказались весьма болезненными для рядовых украинцев. Таким образом, протестный потенциал в украинском обществе довольно высок.
Нетрудно заметить, что само название акции говорит о том, что украинские оппозиционеры решили перенять опыт своих "коллег" из России. Первый всероссийский "День гнева" прошел 14-15 марта 2009 года. В нем приняли участие представители разных политических течений: от Левого фронта до национал-большевиков. Позже в "Днях гнева" принимали участие и самые разные общественные организации и политические партии – от радикальных вроде нацболов до довольно умеренных вроде "Яблока". Практически всегда "День гнева" заканчивался арестом участников российскими стражами правопорядка. Лишь в феврале 2011 российская власть решила пойти навстречу оппозиционерам и разрешила протестные акции, проводимые в рамках "Дня гнева". Однако и в этот раз стычек с милицией не удалось избежать. Российские "Дни гнева" были довольно массовыми акциями. И это в России – стране, где правящие президент и премьер-министр пользуются значительно большей поддержкой населения, чем их коллеги в Украине. При этом, отношение к несогласованным акциям протеста и оппозиционерам в РФ во многом жестче, чем в Украине. Украинская власть, по сравнению с российской в этом отношении "плюшевая". Да и градус недовольства президентом и правительством в Украине гораздо выше. Российскому президенту и премьер-министру доверяют 47% и 57% россиян соответственно. Украинскому президенту доверяют всего 18,7% украинцев, а рейтинг украинского премьера вообще довольно трудно вычислить - настолько стремительно он падает. Казалось бы, при таких условиях "День гнева" в Украине должен был бы пройти "ярче" и "зажигательнее", чем аналогичные акции в Москве или Петербурге. Однако этого не случилось.
Оппозиция как посмешище
Вопреки возможным опасениям властей, украинский вариант "Дня гнева" прошел практически без эксцессов. Лишь 6 человек было задержано милицией в столице. Количество протестующих в Киеве не превышало нескольких сотен человек. В Харькове протестовало тоже около 300 человек. А в Полтаве - 20. Для сравнения: несколько сотен человек - это уровень российских Казани и Пензы. В таких городах как Калининград и Владивосток, к примеру, в марте 2010 года в "Дне гнева" приняли участие 3000 и 1500 протестующих соответственно. Правда, в Киеве столь малому числу оппозиционеров противостояло в несколько раз большее количество стражей порядка – 1400 человек. Но в этом, по словам милиции, следует винить самих протестующих. "7 общественных организаций подали заявку на проведение акции протеста, в частности, возле Верховной рады, и заявили об участии в ней около 135 тысяч человек. Исходя из заявленной явно преувеличенной организаторами акции участников, столичная милиция привлекла к охране правопорядка 1400 сотрудников, включая резерв", - пояснял начальник ЦОС МВД Украины в Киеве Владимир Полищук. Впрочем, опасаясь "народного гнева" украинская власть все же пошла по стопам своих российских коллег – акции на "День гнева" были признаны незаконными. Столичный административный суд запретил акции в центре Киева. Поэтому без потасовок с милицией не обошлось. "Беркутовцы" воспрепятствовали установлению протестующими палаток. В результате между митингующими и правоохранителями возникла драка. В целом же украинский "День гнева" прошел куда спокойнее того же Дня победы во Львове.
В конечном итоге, власть поняла, что бояться ей нечего. "День гнева" в Партии регионов назвали "пустышкой". "Анонсированный "День гнева" – это очередной пиар-ход оппозиции, который, по их мнению, должен был принести им политические дивиденды. На самом деле, в Украине сейчас нет ни политических, ни экономических, ни идеологических причин для протестных настроений", - сказал депутат-"регионал" Олег Надоша. По его мнению, оппозиционерам следует отказаться от идеи "напрасно тратить время на различные митинги и акции протеста". Озвучить подобную точку зрения Надоше, очевидно, позволило относительно небольшое количество собравшихся на "День гнева". Вряд ли бы нардеп стал говорить об отсутствии "политических, экономических, идеологических причин для протестных настроений" в Украине, если бы на запланированные всеукраинские акции протеста вышли не несколько сотен, а тысячи украинцев. Однако этого не произошло. И причин тому несколько.
Во-первых, перед "Днем гнева" власть умело сыграла на противоречиях среди украинцев и позволила случиться событиям во Львове. Если до 9 мая была призрачная возможность того, что "свободовцы" и сторонники коммунистических идей смогут выйти на совместную акцию протеста, то после событий во Львове эта возможность сошла на "нет". Восток и Юг Украины снова начали рассматривать Запад Украины не как "товарищей по несчастью", а как своих идейных противников. Да и саму ВО "Свобода", очевидно, больше раздражают георгиевские ленточки на немногочисленных львовских прохожих и красное знамя, чем все стремительно ухудшающаяся экономическая и политическая ситуация в Украине. Даже с точки зрения "свободовца" действия ВО "Свободы", мягко говоря, не логичны – вместо того, чтобы протестовать против власти, лоббировавшей закон о "красном флаге", "Свобода" стягивает своих членов из Киева, Луцка, Тернополя во Львов для того, чтобы в результате весь мир наблюдал за довольно сомнительным зрелищем. "День гнева" "Свобода" игнорирует, зато решает выехать 21 мая в Одессу - отмечать годовщину смерти одного из лидеровь ОУН Евгения Коновальца. Последствия такой "поездки" несложно предвидеть. Да и другие оппозиционные партии тоже ведут себя не лучшим образом – из оппозиционных партий к протестующим на "День гнева" присоединился лишь "Фронт змін". "Батьківщина" не принимала участия в акции – лишь народные депутаты-"бютовцы" попытались "защитить протестующих от милиции". Таким образом, украинская власть снова оказалась в выигрыше. И теперь ее уже не испугают объявления о том, что "День гнева" продолжится. Когда "гневаются" единицы, а оппозиция "ведется" на различные провокации, власти боятся нечего.
Борис Рудь