Потепление, озоновая дыра и мутанты – миф

21.04.2009 в 13:25

На вопросы: «А не проснемся ли мы лет через тысячу с четырьмя руками и не будут ли по двору расхаживать крысы размером со свинью и с клыками?» многие ученые отрицательно качают головой. Мол, с нынешним истребительски-потребительским отношением людей к планете просто некому будет просыпаться, и все эти звери будущего так и останутся плодом воображения киношников. Но есть и мнение, что нет худа без добра. Столкнувшись с выбором «умереть из-за загрязнения или не загрязнять и выжить», люди, как существа, по определению хватающиеся за жизнь, найдут способы быть чистюлями и выживут вместе с планетой. Так где же мифы и правда о будущем Земли?

НЕТ ВОДЫ. Проблема №1 в Украине, по словам ученых, вопреки расхожему мнению, не смоги над городами, а пресная вода. По данным ООН, ее запасы в Украине в 10 раз меньше, чем требуется, а о качестве и говорить нечего. И повинны в этом такие правильные и экологичные, на первый взгляд, меры, как создание водохранилищ. «Украинские реки априори были с быстрым течением. Благодаря чему в воде было много кислорода, — рассказывает завотделом эволюционно-генетических основ систематики Института зоологии Сергей Межжерин. — Если бы было течение, то даже моющие средства и порошки не оказывали бы того пагубного действия на планету, как сейчас, поскольку активно смывались бы в море и там перерабатывались бактериями. А так уже сейчас южане живут меньше, чем жители северной части Украины, поскольку к ним Днепр, проходя ряд промышленных городов, попадает катастрофически загрязненным». На нижнем Днепре из 47 видов рыб сохранился лишь 21. В число исчезающих попал в том числе сом. А он, как известно, питаясь донной падалью, «работает» очистителем воды. Еще одна проблема из-за водохранилищ и отсутствия течения: в Черное море пресной воды попадает меньше в разы. Из-за этого сероводород, который находится на его дне, поднимается все выше. И однажды может выйти наружу, а это ведь вещество ядовитое. «В Южной Америке уже были случаи, когда эти газы вылетали и умирали целые села»,— говорит Сергей Витальевич.

ЛЕСУ НЕ СОВСЕМ КОНЕЦ. В Украине площадь лесов за последние годы не только не уменьшается, но и растет. Но эти улучшения — профанация, утверждают, биологи. Мол, леса мертвые: деревья, посаженные одно на другом, болеют, нет исконной лесной растительности, грибов, то есть леса не приспособлены для жизни животных. А значит, нарушается целостность экосистемы. Кроме того, по заведенной еще в советское время традиции леса высаживаются там, где их никогда не было, в том числе в степях, где псевдолеса легко самовозгораются. С самими степями ситуация еще более критичная — их нельзя реанимировать, высадив, как в случае лесов, деревца. Впрочем, есть и обнадеживающее мнение — и степь, и лес могут самовосстановиться за 200—300 лет. Правда, для этого нужен еще один фактор — ужесточение борьбы с браконьерами. Ведь «благодаря» им, к примеру, численность лосей упала аж в 14 раз.

МУТАНТЫ — ВЫДУМКИ
. Чтобы возникло новое животное, оно должно иметь потенциал к видообразованию. Но есть такие понятие, как генетическая смерть, когда «запрет» на видоизменение, что называется, заложен в крови и он есть у всего сущего ныне. «Наелись крысы мутагенов и стали размером со свинью — это фантазии фантастов, не знающих законов биологии, — говорит Межжерин. — Вся эволюция шла по пути консервации видов. Потому им крайне сложно меняться, особенно под влиянием случайностей. И при тех же загрязнениях они либо выживут, либо умрут — третьего не дано». То же самое произойдет и в случае увеличения уровня радиации. Измениться могут, конечно же, вирусы — ведь они обломки ДНК. Кроме того, по словам ученых, есть принцип необратимости эволюции. Именно потому жабры никогда не появятся у млекопитающих. Но биологи-футорологи мнения иного: когда с лица Земли исчезнет человек, как существо, вмешивающееся в ее жизнь, произойдет новый виток эволюции. Но это будет не раньше чем через 50 млн лет.

ТАК, ПО МНЕНИЮ ФУТУРОБИОЛОГОВ, МОЖЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ФАУНА ЧЕРЕЗ 50 МИЛЛИНОВ ЛЕТ:

КРОЛОПА

По мнению футурологов, через миллионы лет копытные могут исчезнуть с лица Земли (часть их уже занесена в Красную Книгу). Освободившуюся нишу займут кролики, как самые живучие. В будущем эти грызуны могут достичь размеров оленя и даже перейти от прыжков к бегу.

ПУСТЫННЫЙ ПРЫГУН

Ход эволюции может сделать королем пустыни дальнего родственника современных тушканчиков. Как ныне верблюды, он может научиться откладывать запасы жира и по несколько месяцев обходиться без пищи. Но его горб разместится не на спине, а в хвосте — так удобнее перемещаться.

КАМЫШЕНОГ

Через миллионы лет у некоторых млекопитающих может вдвое увеличиться количество шейных позвонков. Обладатель гибкой подвижной шеи — прекрасный охотник за рыбой, а его надежное оружие — челюсти. Могут исчезнуть клыки, резцы, и вернуться набор острых зубов, как у рептилии.

ХОРРАНА

Эволюция может сделать из обитателей тропических лесов человекообразных обезьян, заправских хищников. «Человекоподобным львам» будет удобнее перемещаться, опираясь на тыльную сторону кистей передних конечностей.

МАРТЫШКА-ЛЕТЯГА

Маленькие обезьянки за десятки миллионов лет могут вырастить перепонку между хвостом и конечностями (наподобие той, что есть у некоторых белок). По расчетам ученых, с помощью таких «крыльев» приматы смогут преодолевать расстояния в несколько десятков метров.

ШЕРСТИСТАЯ ГИГАНТИЛОПА

Обитательница пустынь антилопа может мигрировать в края снегов. Теплая шерсть сможет защитить ее от холода, а выставленные вперед рога станут снегоочистителем. Разгребая сугробы животное будет находить корм.

ОЗОНОВАЯ ДЫРА ВЫГОДНА ДЕЛЬЦАМ

Исчезновение озонового слоя — классический пример из учебников, рассказывающих о том, как деятельность человека негативно влияет на Землю. Хлорфторуглеродные соединения (ранее использовались в холодильных камерах) разъедают тонкий слой озона и «обнажают» нашу планету. Солнечная ультрафиолетовая радиация беспрепятственно льется сквозь дыры, неся с собой ослабление иммунной системы, катаракты и болезни кожи.

«Озоновая дыра не увеличивается в течение уже десяти лет. Но это не значит, что ее размеры стали меньше. Она закрывает всю Антарктику, ее площадь почти 30 млн. кв. км (в 50 раз больше, чем Украина. — Авт.) Уменьшения радиуса проблемной зоны стоит ожидать не раньше чем через 40 лет. Тогда количество уже выброшенных в атмосферу фтор-хлорсодержащих веществ значительно уменьшится за счет того, что «фреоновые» холодильники сняты с производства 10 лет назад, а те выбросы, которые ранее были, — распадутся, — рассказывает заведующий лабораторией физики космоса Киевского университета Геннадий Милиневский.

Но сезонные пульсации «озоновой дыры» дают повод для разговоров о том, что проблема не больше чем миф. Колебания количества озона могли существовать всегда, но ими воспользовались крупные химические корпорации. Замена «плохих» охладителей на экологически чистые принесла немалый доход химическим компаниям.

«Отчасти это правда, — соглашается Милиневский. — Но согласно исследованиям площадь озоновой дыры действительно увеличивалась десять лет назад и остановилась лишь с запретом фреонов».

Добавим, что вне зависимости от природы «дыры» она наносит вред нашей планете. Поток ультрафиолета уменьшает количество фитопланктона, вслед за ним уменьшается количество криля (мелкие морские ракообразные), который, в свою очередь, является основным кормом фактически для всей антарктической живности.

ТРАНСГЕНЫ: ЖАБРЫ НЕ ВЫРАСТУТ

Современная ботаника все больше и больше напоминает работу инженера. Легким движением рук пшенице добавляются гены скорпиона, шпинату — крысы. В итоге мы получаем генно-модифицированные продукты и целый ряд вопросов. С одной стороны, трансгенные помидоры фактически не портятся, а урожай трансген-картофеля больше, чем у обычного, к тому же обладает повышенной стойкостью к вредителям. С другой — покупатели осторожно интересуются, а не вырастут ли у нас жабры после «современного» салатика?

«До жабр дело не дойдет, а вот заработать аллергию, подорвать свой иммунитет, употребляя генно-модифицированные продукты, вполне реально, — «успокаивает» биолог Артем Николаев. — Но это не самое страшное. Продукты становятся «невкусными» для вредителей. Но одновременно они токсичны и для насекомых, которые опыляют и их, и другие растения».

Чем может закончиться исчезновение одного из звеньев биологической цепочки, понятно всем — без гусениц не будет достаточно корма у птиц, исчезнут пернатые — насекомые начнут уничтожать леса и т.д. Но и это еще не все. Ученые опасаются, что не без помощи трансгенных растений начнут появляться новые вредные бактерии и растения. Не исключено, что бактерии «дойдут» до того, что получат ген устойчивости к антибиотикам. И уже зафиксирован случай, когда трансгенный рапс с горчицей превратился в сорняк, который вывести практически невозможно. Некоторые ученые заявляют о том, что продукты с измененными генами ухудшают репродуктивные функции, и эта патология передается по наследству.

Впрочем, говорить сегодня о том, чего больше у трансгенов: вреда или пользы, рано. «На данный момент опытов, показавших, какой именно вред трансгенные продукты наносят человеческому здоровью, не проводили ни в Украине, ни за рубежом. Кроме того, ключевой момент в этом вопросе — количество употребленного ГМО, но исследований тоже пока нет. А вообще ведь и кухонная соль в повышенной дозе вредна», — считает доктор биологических наук Николай Кучук.

ПИК ЖАРЫ ЗЕМЛЯ УЖЕ ПЕРЕЖИВАЛА В 17 ВЕКЕ

В особо жаркие солнечные дни любимая тема для разговоров — глобальное потепление и парниковый эффект. Мол, промышленные газы окутывают планету словно пленка, задерживая тепло и постепенно нагревая Землю. «Согласно нашим наблюдениям, за прошедшие сто лет на Земле стало теплее на 0,8 градуса. При этом 0,4 С добавились за последние двадцать лет», — рассказывает начальник украинского Гидрометеорологического центра Николай Кульбида. По словам синоптиков, зимы в Украине становятся все теплее и теплее, и уже через 20 лет снег станет редкостью. Но это не самое страшное — таяние ледников грозит наводнениями. Но и тем, кто живет в отдалении от морей и океанов, будет несладко. Чем теплее климат, тем больше осадков, а значит, появятся новые болота, в которых поселятся комары — переносчики малярии и многих опасных лихорадок. Но прежде чем возникнут болота, нам придется пройти через полосу лесных пожаров. Сельское хозяйство придет в упадок, растения не смогут адаптироваться к столь резко изменившимся условиям.

Впрочем, как и в случае с озоновой дырой, часть экспертов относятся к парниковому эффекту скептически. Народный синоптик Владимир Лис считает, что человек лишь частично повинен в происходящем. По его словам, летописи и хроники говорят о том, что примерно в Х веке в Европе царила жаркая зима и теплое лето, хотя ни фабричных, ни выхлопных труб тогда не было. Прошли столетия, и этот период постепенно сменился тем, что назвали «малый ледниковый период». В начале ХVII века не только в Москве, но и в Лондоне в августе выпадал снег. По мнению Лиса, сейчас происходит нечто подобное, пик потепления придется на середину ХХI века — через 40 лет, а затем — назад к «нормальной погоде». То есть нынешнее потепление — дело цикличное и вреда от него будет не более чем в прошедшие века. Возможны неурожаи, как и тогда. Но в целом человечество, как видим, выжило.



УРА-Информ

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив