Накануне присуждения городом Виттенбергом премии в честь Мартина Лютера немецкие газеты обсуждают выдвижение на эту премию российской панк-группы Pussy Riot. Две ее участницы приговорены к 2 годам лишения свободы.
Газета Die Welt пишет:
Философ и теолог Рихард Шрёдер утверждает, что российская панк-группа Pussy Riot не заслужила премию "За бесстрашное слово". По его словам, акция в храме Христа Спасителя была опрометчивой безвкусицей молодых радикалов. В России она, дескать, не достигла цели. Кажется необычным и необдуманным, что член жюри перед присуждением премии негативно отзывается об одном из номинантов.
Наказуема ли акция Pussy Riot по нашему уголовному кодексу? Панк-молебен не был богохульством, он не помешал проведению службы. Основанием для процесса стала статья 213 российского УК о "хулиганстве по мотивам религиозной ненависти". Еще со времен Ленина подобное "хулиганство" используется для того, чтобы преследовать за действия, расцениваемые как упадочнические.
Выступление было не подростковой безвкусицей, но искусством привлечь внимание. Если такие художественные акции приводят к тому, что демократы чистой воды показывают свое истинное лицо, они достигают своей цели. Этот случай привлек больше внимания на международном уровне, чем все нарушения прав человека и убийства журналистов в России. Уже само название Pussy Riot - это провокация против патриархального российского общества.
В панк-молебне не было необдуманных слов. Лозунг протестного движения "Россия без Путина" появился в нужное время в нужном месте. "Богородица, Путина прогони!" стало выражением того, на что многие надеются: Россия должна освободиться от Путина и коррупции и, наконец, превратиться в демократическое, правовое государство. В России существует традиция призывать деву Марию к заступничеству, чтобы изгнать зло или его носителей.
Если бы участницы Pussy Riot пели "Богородица, Путина защити", это вряд ли вызвало бы интерес. Они понимали, что делают. Поэтому присуждение им премии ободрило бы всех, кто бесстрашно выступает против появления приукрашенной христианством автократии.
Frankfurter Rundschau продолжает тему:
Вопросы вкуса не имеют никакого отношения к этой премии. Потому что о вкусах хотя и можно спорить, но не вести дебаты. В свое время и выступления Лютера, порой провокационные, критиковались как безвкусные. В первую очередь, чтобы отвлечь внимание от их истинной цели - лютеровской критики того состояния, в котором находилась католическая церковь.
Ключевой вопрос в дебатах вокруг номинации Pussy Riot в том, как соотносятся друг с другом христианская вера и государство, церковь и власть, то есть в чем заключается политическая ответственность свободы с христианской точки зрения.
Поскольку с евангельских позиций свобода дана Богом, и ни церковь, ни верующие не живут в безвоздушном или освобожденном от государства пространстве, то критика церкви и государства служит защите этой свободы. Христианская свобода направлена хотя и не против государства, но против любой тенденции церкви стать органом государства и наоборот.
Источник: DW