Новости Отовсюду

Увлекательный рафтинг на реке в Адыгее. ФОТО

15:46—11 Сентябрь 2015Увлекательный рафтинг на реке в Адыгее. ФОТО1000+

Рафтинг — это сплав по горной реке на резиновой лодке — рафте. Развлечение остроэмоциональное как для начинающих, так и для специалистов-спортсменов. В Адыгее есть любые маршруты, и мы решили испытать острые ощущения на реке Белой.

Все случилось спонтанно: обедали в кафе на окраине станицы Даховская, возвращались большой дружной компанией из Азишской пещеры. Тут в разговоре и выяснили, что это местечко — база рафтинга. Их на Белой несколько: в Гузерипле, Хамышках, Даховской. И маршруты разные по сложности. Мы, разумеется, загорелись, договорились на утренний сплав. К вечеру количество желающих поуменьшилось, а к утру остались втроем: папа, мама и дочь. Таким составом и отправились к не изведанным пока приключениям на Белой.

В кафе нашлась красивая деревянная птица. Появилась идея…

Река Белая в Адыгее

Белая — река важная в Адыгее. Течет она на протяжении 260 км, начинаясь где-то на горе Фишт и в ее окрестностях. По Лаго-Наки течет узкой полоской, по пути наполняется множеством притоков (больше трех тысяч!).

Река Белая на Лаго-Наки

В районе Гузерипль в Белую впадает река Киши, здесь вода течет по ущелью с высокими каменными стенами, то ускоряясь, то чуть притормаживая в Гранитном каньоне у села Хамышки. К Даховской река становится спокойнее (ну, относительно), получает еще и в приток реку Дах, а к поселку Каменномостскому (Хаджоху) уменьшается в ширину в несколько раз (от 60м до 6).

Белая между Даховской и Хаджохом

Интересны и легенды, связанные с названиями реки. По-адыгейски это — Шхагуаше. История реки скрывается за сотнями, а может, и тысячами лет…

На берегу реки жил знатный князь. Он был очень богат и хотел выдать дочь замуж за достойного человека. Звали ее Шьыхьгуаше, то есть «повелительница оленей». Почему так? Неизвестно, может, оленей любила. Но замуж не хотела, потому что влюбилась в пастуха. Отец узнал, рассердился и сбросил влюбленных в реку, приказав зашить их в мешок. Однако добрые слуги пожалели девушку, сунули в мешок нож. Шьыхьгуаше с пастухом благополучно выбрались и стали жить в горах, где княжеская дочь действительно приручила оленей и доила их, а муж ее ловил рыбу в той реке, что не позволила им утонуть. Позже князь, уже не раз пожалевший о своей жестокой глупости, узнал про них, простил и позвал к себе, а реку стали называть в честь девушки — Шхагуаше.

Бэлла или Шхагуаше?

По-русски река — Белая. И тоже связана с девушкой.

Много лет назад абадзехский князь привез пленную грузинку Бэллу и хотел на ней жениться. Но гордая девушка убила князя, бросилась бежать, а когда княжеские слуги ее нагнали, бросилась в реку Шхагуаше. В честь смелой дочери Кавказа реку и стали звать Бэллой, а в русском языке оно ассимилировалось до Белой. Пока не знали эту легенду, удивлялись: почему Белая? То черная или серо-коричневая, когда быстро бежит, вздымая песок и почву на дне; то прозрачная — на камнях.

Вот на реке с такой историей мы и решили испытать, что такое рафтинг.

Подготовка к сплаву

Сразу оговоримся, что наш маршрут не был очень рискованным. Приехав рано утром к окраине Даховской (не заезжая в станицу, сворачиваем направо, на Лаго-Наки, и после моста через Белую спускаемся к красивому двухэтажному зданию базы, гостиницы и кафе одновременно).

База рафтинга, кафе и гостиница на окраине Даховской

Парковаться можно здесь, где угодно, места много. Машину закрыли. Ценные вещи и деньги можно либо оставить на базе, либо вручить фотографу, который ехал с нами и периодически выскакивал из газельки на обратном пути, стоял на берегу и снимал наши лодки. К слову сказать, честность здесь кристальная. Вот рядом с базой туалеты. Они платные — 10 рублей.

Стоит стеклянная банка с крышкой, и … никого рядом! Совсем. Каждый идущий в туалет честно кладет денежку в банку.

В банке как в…банке — надежно!

Здесь нам выдали экипировку: спасательный жилет и резиновые чуни — не то носки, не то тончайшие сапожки. И в таком виде погрузили в газельку, идущую вверх по течению.

А кругом такая красота!

Отъехав на 15 км вверх по реке, мы вышли из машины, инструкторы вручили весла, спустили лодки к реке с дороги и провели инструктаж: как грести, куда смотреть, как себя вести, если лодка вдруг перевернется. Три резиновые лодки. Мы оказались в последней, с кучкой детей в серединке.

Приключения на реке Белой начинаются

С одной стороны, хорошо: инструктор в нашем рафте оказался серьезным, опытным дяденькой, с другой —  фотограф, что ловил нас на реке, большую часть снимков сделал с изображением тех двух лодок, а как мы плыли, сели на мель дважды, с трудом слезли, почти перевернулись… ничего этого и не получилось, увы! а диск с фото и видео сделали общим на все три лодки. Этот момент не понравился, поскольку сами мы снимать, естественно не могли — надо было держаться и грести.

Сплав по реке Белой

Плыли мы примерно 15 км, потратив на весь путь около двух часов. Начинался путь в Гранитном каньоне, река петляла вдоль берегов, периодически ускоряясь в узких местах и замедляла течение там, где пошире. Были и несколько порогов, где вода фонтанчиками заплескивалась в рафт. С первой мели, на которой мы, естественно, оказались (грести дружно, если ты впервые видишь соседа, а половина лодки — дети, довольно сложно), спрыгнули легко. На второй сели так, что пришлось нашему папе прыгать в воду, сталкивать с камней, лодку подбросило вверх и чуть не перевернуло, но все обошлось, а папа наш, к сильному переживанию дочери, еще несколько десятков метров вынужден был проплыть рядом, держась за край, поскольку глубина там среди камней приличная, а скорость течения сильная, сразу обратно взобраться было невозможно.

Наш рафт на середине реки Белой

Атмосфера в рафте все два часа сплава была довольно доброжелательной и о-оочень веселой. Во многом благодаря нашей юной путешественнице. Сначала она бодрым шагом направилась в лодку со своим веслом. Грести ей не дали — посадили между нами, заставили держаться обеими руками. Когда лодка оказалась на воде и закачалась, раздался первый жалобный вопль по поводу того, что эта афера ей не нравится, что мы сейчас все утонем и что ее надо непременно выпустить на берег в машину.

Объяснили, что машины нет, уехала с фотографом, который уже ждет внизу — будет нас снимать. А пешком далековато. Сжав зубы, руки, ноги, дочь обреченно поплыла… По ровной реке это было терпимо, с редкими охами и воплем «мы все утонем! мы все умрем!» плыли до первого порога. Когда камни вылезли из воды, а мы правили между ними, «мы все утонем!» усилилось под довольные улыбки, а потом и хохот остальных детей в лодке. Но когда я сказала, что впереди фотограф, дочь словно подменили: она сделала голливудскую улыбку и не только стала махать рукой, но даже встала, чего не сделал ни один рафтингист в нашей лодке ни разу за весь путь!

Ты сними, сними меня, фотограф!…(с)

Оставив фотографа позади, крики «мы все утонем! мы все умрем!» усиливались с каждым новым порогом. Как только красная майка фотографа вновь мелькала впереди, рот растягивался в улыбке и из этого рта сжато раздавалось про «все утонем».

Пока фотографа не видно

Когда дочь уставала и на какое-то время замолкала, хитрющие дети впереди и позади нее начинали подзуживать: «мы все утонем…» «все, все»…

Километров через 10 юная рафтингистка все же освоилась, а к концу путешествия так полюбила сплав, что и из рафта выбираться не хотела, подбивала нас на более сложный маршрут. Однако в этот отпуск мы решили больше не экспериментировать.

А позже, очень уставшие, но очень довольные приключениями, сидели в кафе, ели солянку и вкуснейшие блины, пили травяной чай и радовались удачному путешествию и первому опыту рафтинга.

Блинчики с медом, маслом и сметаной… И до сплава позавтракали ими, и позже, уже хорошо подкрепившись, повторили…Вкуснятина!

Что ж… испугаться может всякий, зато потом какие крылья вырастают, если ты это сделал!

Отдыхаем…

Мы еще вернемся сюда, непременно!