Птицы — в числе самых мозговитых существ на земле, но их прямые предки, то есть динозавры, чаще всего изображаются бестолковыми и потому обречёнными на вымирание. Новое исследование бросает вызов этому стереотипу: многие динозавры были столь же умны, как ранние птицы. С этой точки зрения птицы — это динозавры, которые не выросли.
Выражение «куриные мозги» следует интерпретировать скорее как комплимент, чем оскорбление. Взлететь и остаться в воздухе — на это нужны точная координация и выдающееся восприятие. Возможно, поэтому птицы наполняют нас таким удивлением, а лётчики у нас всегда в почёте.
Управлять настолько сложным поведением мог бы лишь большой мозг, и действительно, полушария у птиц не только увеличены по отношению к размерам тела, но и организованы сложнее, чем у иного млекопитающего. Этот большой мозг позволяет птицам как находиться в полёте, так и выполнять впечатляющие ментальные трюки: новокаледонский ворон и многие другие птицы изготавливают и используют сложные орудия, а некоторые находчивые лазоревки из Великобритании научились открывать крышки из фольги, которыми раньше запечатывали бутылки с молоком, после чего этот обычай распространился по всей стране.
Что же касается динозавров, то их принято изображать скорее карикатурно — в виде неуклюжих тяжеловесов с крошечными мозгами: стегозавр, мол, был размером с автомобиль, а мозг у него — с грецкий орех. Это, конечно, враньё, но относительное: на самом деле стегозавр был размером со слона, имея мозг с персик. Есть и другие примеры: у куда более крупного апатозавра мозг был примерно с яблоко. Рептилии — что с них взять!
Но это, поверьте, далеко не все динозавры. Имелись среди них и башковитые. Предками птиц были тероподы (двуногие хищные динозавры), так что увеличенные мозги имеет смысл поискать именно в этой группе. И правда, самые близкие к птицам тероподы (к примеру, велоцирапторы, знакомые вам по «Парку Юрского периода») производят впечатление смышлёных — маленькие, юркие, изящные, с крупными черепными коробками и большими глазами.
До сих пор, впрочем, считалось, что даже очень сильно похожие на птиц динозавры всё равно обладали мозгами поменьше, чем у примитивных пернатых вроде археоптерикса, который уступал в мозговитости нынешним летунам. Эми Баланофф из Американского музея естественной истории и её коллеги бросили вызов этому допущению.
Учёные разобрались с мозгами нескольких тероподов, археоптерикса и современных нам птиц с помощью трёхмерной компьютерной томографии. Как ни странно, мозг многих динозавров был пропорционален мозгу археоптерикса, а в некоторых случаях даже больше (относительно размеров тела, конечно).
Многие из тех птицеподобных динозавров к тому же обладали длинными жёсткими перьями на передних и задних конечностях, с помощью которых можно было парить или даже летать. Иными словами, крупный мозг коррелирует со способностью так или иначе передвигаться по воздуху. И это вновь подтверждает тот факт, что птицы — вчерашние динозавры.
Помимо перьев, у тероподов были вилочковые кости и трёхпалые ноги. А если взглянуть на их детёнышей, то сходство с птицами ещё сильнее бросится в глаза: характерная форма черепа с «детскими» (то есть чересчур большими) глазницами, крупным мозгом и маленьким тоненьким носиком сильно напоминает примитивных птиц.
В силу вышесказанного птицы — потомки тероподов, которые в зрелом состоянии сохраняли многие ювенильные признаки. Возможно, аналогичный путь избрала и человеческая эволюция: мы берём с собой во взрослую жизнь многие признаки детёнышей шимпанзе (ближайших наших родственников), и среди них — маленькие челюсти, плоские лица, большие мозги и желание играть.