Google Glass, компактный компьютер, поместившийся в тонкой металлической оправе очков, — внушительное техническое достижение и любимый проект соучредителя корпорации Google Сергея Брина. Будет ли он коммерчески успешным?
На одной из сторон оправы находится выпуклость, которая скрывает камеру, батарею, датчики движения, оборудование для беспроводного интернет-соединения и прочую электронику. Самое важное: там расположен крошечный дисплей, свет которого направляется прямо в глаз посредством призмы размером с большой палец, размещённой под или над правой бровью. Начало продаж обещано к концу года.
«Гугл» хвастается видеороликами и фотографиями, сделанными воздушными гимнастами, парашютистами и супермоделями, которые носят опытные образцы вроде того, что впервые был представлен в апреле 2012 года. Недавно компания обнародовала ещё одно видео, на котором устройство делает фотоснимки и отправляет сообщения, повинуясь голосу владельца.
Наблюдатели, однако, сомневаются в том, что «очки дополненной реальности» Google Glass станут популярными. Да, корпорация Apple доказала с помощью iPhone и iPad, что достаточно заново изобрести мобильный телефон — и деньги потекут рекой. Но по силам ли «Гуглу» совершить такой же коммерческий переворот? Том Симонит из журнала Technology Review, издаваемого Массачусетским технологическим институтом (США), считает, что Glass ждут серьёзные проблемы и что гаджет провалится в продаже.
Он отмечает, что, по сути, это тот же смартфон — та же самая электроника, те же функции, та же стоимость производства. «По нашим прикидкам, "умные" очки, не только гугловские, будут стоить примерно $400», — считает Тео Ахадоме из аналитической компании IHS Insight, занимающейся «раздеванием» телефонов, планшетных компьютеров и прочих устройств ради оценки их действительной стоимости.
Заставить потребителя надеть подобное на лицо — более серьёзная задача по сравнению с той, что стояла перед Apple. Дизайнер Блейк Кувахара, создающий очки для Carolina Herrera и других модных домов, замечает, что это возможно лишь в одном случае: если «Гугл» сумеет изобрести что-то по-настоящему «трендовое», а не просто компьютер для лица. Судя по опытным образцам, говорит г-н Куухара, продукт разрабатывали промышленные дизайнеры — ни стиля, ни эстетики.
Непонятно г-ну Симониту и то, каким будет killer app — приложение, которое сделает Glass желанной покупкой. «Гугл» намекает на то, что с помощью устройства можно будет получать полезную информацию во время путешествий и в режиме реального времени делиться видеопотоком. Об этом много говорят, но едва ли подобные функции нужны большинству, а всё остальное, чем может похвастаться Glass, могут обычные смартфоны, причём зачастую более удобным образом.
По-видимому, г-н Брин всё это понимает. Во-первых, он не скрывает, что ему нужны свежие идеи. Во-вторых, он старается принизить конкурента. На только что прошедшей конференции TED2013 Сергей обозвал смартфоны устройствами для кастрации (emasculating), а их пользователей описал как сгорбленных, вечно глядящих вниз, протирающих невыразительный кусок стекла. Glass, по его словам, подарит свободу пользовательским очам.
А в июне прошлого года г-н Брин обратился к разработчикам ПО с предложением купить прототип за $1 500 и поэкспериментировать с ним (кстати, та ранняя модель, Explorer, ещё не готова к продаже). В феврале некоторые программисты и впрямь посетили встречи за закрытыми дверями в Сан-Франциско и Нью-Йорке, чтобы впервые своими руками прикоснуться к новой технологии.
Марк Ролстон из фирмы Frog Design, отмечает, что едва ли у разработчиков есть опыт сотрудничества в области подобных проектов. Для успеха, по его словам, им придётся отказаться от многих своих привычек. Мобильный компьютер, поясняет г-н Ролстон, воспринимается потребителем в качестве ящика для инструментов: для решения конкретной задачи используется соответствующий инструмент, то бишь приложение. «Но если вы носите компьютер на лице, такая прикладная модель должна уйти в прошлое, — подчёркивает дизайнер. — Компьютер должен научиться понимать намёки внешнего мира, чтобы у пользователя возникало ощущение обычной жизни, а не взаимодействия с компьютером».
Г-ну Симониту кажется, что «Гугл» и это понимает. У очков есть сенсорный экран для прокрутки меню, но предусмотрены и голосовые команды: «Окей!», «Сделай снимок!». Операционная система Android тоже отходит от концепции приложений. Главной функцией последней версии ОС стал автоматический вывод на экран расписания автобусов и электричек в тот момент, когда пользователь проходит мимо остановки. Что-то подобное подошло бы и для Glass.
Ещё одна идея г-на Симонита — контекстная реклама, хотя инженер Бабак Парвиз и сказал в январе, что планов по внедрению рекламы в Glass пока нет.
И очень хотелось бы знать, что «Гугл» думает о такой проблеме. Вы разговариваете с человеком в компьютерных очках, что-то объясняете и внезапно обнаруживаете, что собеседник вас не слушает: он занят информационным потоком, видимым только ему. И в какой момент он уделяет вам внимание, а в какой — нет, остаётся только гадать. Такой простой знак, как извлечение из кармана смартфона, здесь уже не сработает.