В течение 16 лет после объявления независимости борьба с «советским прошлым» была уделом гуманитариев из национал-патриотического лагеря. Однако приход в декабре 2007 года к власти второго «оранжевого» правительства оживил антисоветский призрак. Снос памятника коммунистическому лидеру Украины 30-х Косиору и переименование улицы Январского восстания в улицу Мазепы, приказ Минкульта об изъятии советских книг стали символом того, что дело национал-патриотов живет.
Безусловно, бельмом на глазу у нынешней власти являются города, сохранившие в своих названиях фамилии большевистских вождей. Хотя после «декоммунизации» карты Украины во времена хрущевской либерализации и горбачевской перестройки их осталось не так много, но власти независимой страны так и не смогли завершить ее. Потому все чаще раздаются голоса о необходимости провести оставшиеся переименования.
«Это нужно было сделать еще в 1991-м, но беда в том, что у власти тогда остались коммунисты, либо ставшие беспартийными, как Кравчук, либо перекрасившиеся в оппозицию, как Мороз, — говорит лидер УНП, нардеп от НУ-НС Юрий Костенко. — Между тем, даже если не говорить о районных центрах, на карте Украины не трудно заметить Днепропетровск или Кировоград. Хотя о том, что дала деятельность Петровского или Кирова, в честь которых они названы, говорить не стоит».
На уровне районных центров таких названий еще больше. Тот же Сергей Киров увековечен в Донецкой области (Кировское) и Луганской (Кировск). В честь главы ВЧК Феликса Дзержинского названы Днепродзержинск в Днепропетровской области и два Дзержинска — в Донецкой и Житомирской. Фамилия Серго Орджоникидзе сохранилась на картах Крыма и Днепропетровской области, Валериана Куйбышева — в Запорожской области (Куйбышево), Якова Свердлова — в Луганской (Свердловск). В разных вариантах сохранился и вождь пролетариата — Ильичевск (Одесская область) и Ульяновка (Кировоградская), а в Донецкой области — даже иностранные коммунистические вожди: французский — Торез — и немецкий — Тельман (Тельманово). А еще существуют Щорс, Фрунзовка, Стаханов, Коминтерновское, несколько Комсомольсков, Красноармейсков и Первомайсков...
Но и это не весь список. Нардеп от НУ-НС Олесь Доний внес в Раду законопроект о восстановлении на карте Крыма татарских названий. По его словам, эта акция имеет не политический, а национальный характер. Но в Крыму любой национальный вопрос — политический...
Наиболее часто говорят о переименовании Кировограда. С одной стороны, Сергей Киров не имел никакого отношения к Украине, работая то на Кавказе, то в Ленинграде, с другой — а во что переименовывать? До Кировограда город назывался просто Кирово, ранее в честь другого вождя — Зиновьевск (Григория Зиновьева, кстати, расстреляли как раз за организацию убийства Кирова), а до этого он был Елисаветградом. К слову, не смотря на распространенное мнение, что город получил свое название в честь российской императрицы, в действительности он был назван во имя святой Елизаветы, которая помогала бедным, больным и страдающим.
Идея переименовать город возникла сразу после распада Советского Союза, но желание — это одно, а реальность — другое. Переименование — процесс длительный, непростой и стоит немалых денег, причем из пустого местного бюджета. Впрочем, местные власти всячески пытаются сэкономить на дорогостоящем процессе.
«Раньше мы хотели провести референдум по переименованию города. Но чтобы это было недорого, он планировался во время внеочередных депутатских выборов, которые были запланированы на начало декабря. Тогда нам бы понадобилось только напечатать бюллетени и это обошлось бы в 150—200 тысяч гривен, — рассказывает нам руководитель фракции «Наша Украина» в Кировоградском горсовете Александр Дануца. — Но выборы отменили, и, соответственно, референдум не состоялся. Теперь мы думаем о возможности переименовать город на сессии горсовета. В целом, все переименование обойдется нам за 5 лет в 3—4 миллиона гривен. Мы будем экономить. Например, не менять таблички, а клеить на них наклейки, чтобы людям не пришлось менять все документы, мы будем выдавать справки о том, что в таком-то году город был переименован и все документы со старым названием считаются действительными, а в заграничных паспортах мы будем ставить штамп, что город был переименован».
По словам Дануцы, они рассчитывают переименовать город в течение двух лет, а идею поддерживает 5 из 7 депутатских парий в горсовете и 60% населения. По мнению депутата, переименовать город необходимо, ведь Киров не имел никакого отношения к населенному пункту, в то время как Елизавета считается почетной святой.
Однако, идею поменять имя Кировограду поддерживают далеко не все. «Менять Кировоград на Елисаветград — все равно, что менять шило на мыло», — говорит глава УНП Юрий Костенко. Такого же мнения придерживаются и местные руховцы: глава молодежной организации области Дмитрий Синченко предложил дать городу не имя императрицы, а одно из исторических названий, связанных с регионом — либо Ексампей (название столицы Скифского царства, находившейся, по легендам, недалеко от нынешнего Кировограда), либо Златополь (бывший город Черкасской области, влившийся в Новомиргород Кировоградской области).
Еще сложнее ситуация с одним из крупнейших украинских городов — Днепропетровском. Он назван в честь главы Всеукраинского ЦИК 1919—38 годов Григория Петровского, при котором состоялись и украинизация 20-х, и Голодомор 1933-го (кстати, памятник ему возле киевского стадиона «Динамо» еще стоит). И историческое название города — Екатеринослав, в честь императрицы, поставившей крест на Запорожской сечи. Правда, в истории была попытка дать ему иное название: в 1918 году Центральная Рада постановила назвать Екатеринослав Сичеславом, но власть Петлюры и Винниченко на город фактически не распространялась, поэтому переименования никто не заметил.
В прошлом году, в связи с юбилеем Голодомора, местная организация УНП предложила президенту инициировать переименование в Сичеслав. Но даже глава УНП Юрий Костенко говорит, что Ющенко не может переименовать город сам — это вопрос местного совета. А в городе сильны только две политсилы — Партия Регионов и БЮТ.
«Подозреваю, что город переименуют только после моей смерти, — говорит молодой днепропетровчанин, депутат-бютовец Святослав Олейник. — Сичеслав к истории города отношения не имеет, а Екатеринослав не соответствует нынешней политике Украины. Хотя Екатерина для города сделала много — она видела его южной столицей своей империи. Но бывший СССР и Украина знают Днепропетровск как родину известных политиков — Брежнева, Кучмы, Лазаренко и Тимошенко, и менять это имя уже не нужно».
Одной из самых необычных является история переименования Ивано-Франковска. Историческое название города — Станислав (правда, во времена пребывания Восточной Галиции в Польше его называли Станиславов). Но к 300-летию города в 1962 году его решили переименовать. И присвоить фамилию тесно связанного с ним поэта Ивана Франко. Но возникла одна проблема — в Испании на тот момент уже четверть века правил ненавидимый советскими вождями диктатор Франсиско Франко, которого у нас именовали не иначе как фашистом (пришел к власти при помощи Гитлера и Муссолини). Лидер СССР Никита Хрущев решил вопрос кардинально: чтобы никто не заподозрил его в любви к «фашисту», к фамилии прибавили имя, и получился Ивано-Франковск.
Кировоград — не единственный город, который переименовывали несколько раз. К примеру, Донецк до 1961 года назывался Сталино, а до 1924 года — Юзовка. Евпатория за свою историю имела целых три имени. В VI—V ст. греческие колонисты основали на месте современной Евпатории торговую факторию Керкинитиду. В XV ст. турки и татары дали новое название городу — Гезлев (в русских летописях Козлов) и только в 1784 г. указом Екатерины II город получил свое нынешнее название Евпатория. Местные жители шутят, мол, их город особенный и имеет целых три имени.
Но больше всех «повезло» Луганску. У него было всего два названия — Луганск и Ворошиловград, в честь родившегося в нем революционера-большевика Клима Ворошилова. Но сколько раз эти названия меняли! В первый раз Луганск стал Ворошиловградом в 1935. В 1942 году пришли немцы и вернули прежнее название. В 1943-м вернулась Красная Армия и городу снова дали имя полководца Гражданской войны. В 1957-м Ворошилов «залетел», поучаствовав в заговоре против Никиты Хрущева. Как результат — город вновь стал Луганском. В 1970 году, через год после смерти «красного маршала», его имя вновь увековечили в названии города, а в 1989 году — в разгар перестройки, вновь отобрали. Город с тех пор называется Луганском.
Если присваивали имена видных политических деятелей городам в разные годы, то отбирали их двумя волнами. Первая прошла в 1957—58 годах. Тогда исчез не только Ворошиловград, но и сейчас мало кому известный город Осипенко. В 1939 году его назвали так в честь погибшей украинской летчицы Полины Осипенко, побившей несколько мировых рекордов. Нынче же этот город известен курортникам со скромным бюджетом под названием Бердянск.
Вторая волна припала на перестройку. Вместе с уже окончательным исчезновением Ворошиловграда с карты Украины пропал Жданов. Впрочем, и в нынешнем Мариуполе есть дом-музей, в котором родился ближайший соратник Сталина 40-х годов.
Третья волна пока не накатила. И в условиях кризиса ее приход может оттянуться на неопределенное время. По словам нардепа из БЮТ, замглавы комитета по вопросам госстроительства и местного самоуправления Ольги Бондар, переименование областного центра стоит несколько миллионов. И большой бумажной волокиты: «Изначально должна быть инициатива громады, эта инициатива одобряется на уровне района и направляется в область и собираются необходимые документы. Это исторические справки, почему надо переименовывать тот или иной населенный пункт. После того, как все утверждается на областном уровне: документы попадают в Верховную Раду. Также необходимо финансово-экономическое обоснование, ведь после переименования надо поменять карты, таблички на домах и при въезде в город, на всех документах. А это стоит немалых денег. Для районного центра это, конечно, дешевле, но там и бюджеты минимальные».
Готовятся поменять свои имена и некоторые села Ровенской области. Об этом буквально на днях заявил зампредседателя облсовета Валентин Крок. Правда, в данном случае причиной для переименования стала не борьба с «советским прошлым». По словам чиновника, в области есть много населенных пунктов, написание которых отличается в разных документах и справочнике «Украина. Территориальное устройство». К примеру, не определены верные названия сел Вельбивно или Вельбивне, Завизив или Завызив, Волковийска или Волковиивска, Бичель или Бечель. По-разному называют и село в Демидовском районе — Малево и Малеве. «Таких неточностей мы нашли очень много. Будем в селах устраивать собрания местных жителей и решать, какое из названий оставить. Но надо, чтобы везде оно звучало одинаково», — рассказал нам Крок.
Во времена независимости были неоднократные попытки переименования городов, но, как правило, они заканчивались провалом. Например Стаханову Луганской области хотели вернуть изначальное название — Кадиевка, которое он носил до 1978 года. Однако переименование не состоялось из-за сопротивления местных жителей. Причина банальна — не понравилось название. Также воспротивилось население на референдуме и переименованию города Артемовска Донецкой области (Артем — видный большевик, лидер Донецко-Криворожской республики) в Бахмут (историческое название).
Наконец, город Комсомольск в Полтавской области, где вопрос о переименование поднимался уже неоднократно, но решен так и не был. Последней предлагаемый местной властью вариант — историческое название города, которое тот носил до 1972 года, Комсомольск-на-Днепре. Ранее жители предлагали присвоить городу названия Днепровск, Надднепрянск, Борисфен, Христианск, однако они не были одобрены общественностью и местной властью.
Что касается неблагозвучности, то история знает множество случаев, когда город носил некрасивые, а порой и сложно произносимые названия. К примеру, до 1956 город Комсомольское в Донецкой области носил название Каракубстрой, а город Лозовое (Хмельницкая область) до 1949 года носил милозвучное имя Торфоразроботка.
Знала наша история и смешные случаи названий разных населенных пунктов. К примеру, несложно предположить, как называли местных жителей города Козел, который в 1960 году был переименован в Михайло-Коцюбинское (город в Черниговской области). А вот жители поселка городского типа Новгородское (Донецкая область) до 1951 могли на законных основания чувствовать себя гражданами США, ведь их небольшой городок назывался не иначе, как Нью-Йорк. Историческое название города Углегорск в Донецкой области даже стало предметом шуток и анекдотов, ведь до 1958 года он звался Хацапетовкой.
Несмотря на дороговизну переименований, один проект все-таки лежит в Верховной Раде: нардеп из НУ-НС Олесь Доний предложил вернуть татарские названия ряду крымских населенных пунктов. Речь идет о названиях, которые стерли с карты Крыма в 1944-м, когда оттуда выселили всех татар. Взамен им дали в основном нейтральные названия типа Привольное или Тенистое.
Олесь Доний говорит, что переименование обойдется не так уж и дорого, так как среди нескольких сотен названий — только один город: Белогорску он хочет вернуть имя Карасубазар. Из наиболее известных сел и поселков, указанных в законопроекте — Айвазовское, который планируют назвать Шейх-Мамай, пишет «Сегодня».
«Реабилитировав народ, нужно реабилитировать его названия», — считает депутат. Его поддерживает большая часть НУ-НС. «Все эти Веселенькие, Тепленькие и Танковые только позорят нашу историю», — говорит Юрий Костенко. Однако на данный момент НУ-НС — единственная фракция, где идея переименования имеет поддержку. Что и неудивительно: именно в НУ-НС входят представители татарского Меджлиса.